«Они не планируют поступать в украинские вузы. Не только мальчики, но и девочки. В некоторых классах таких детей 90%. Условно 27 из 30 уедут. Скорее всего, навсегда». Это цитата из поста основателя частной дистанционной школы, который стал вирусным в конце прошлого года. Эта публикация касалась конкретной, довольно специфической школы, но в очередной раз подняла важную дискуссию: где Украина сейчас в демографическом вопросе? Что ждет страну, из которой выезжает молодежь? И каковы настоящие масштабы проблемы, которая безусловно существует?

Источник фото: Reuters © Gleb Garanich
Такими вопросами задается украинское издание «NGL Media». Далее – перевод оригинального текста:
«16-летний Никита Журавлев вместе с 17-летней сестрой Полиной и мамой уже три года живут в городке Заниц на севере Германии. Подростки учатся в типичной местной школе – приходят утром на уроки, которые завершаются после обеда. Параллельно Никита и Полина проходят украинскую школьную программу на семейной форме обучения. Это означает, что они освобождены от уроков, но дважды в год должны проходить онлайн-тестирование в своей киевской школе, чтобы подтвердить уровень знаний.
«Сосед-немец через две недели после нашего приезда в Германию взял детей и устроил в школу, где училась его дочь. Сначала было все очень интересно и необычно. На удивление, дети посещали школу с удовольствием, – рассказала NGL.media Оксана Журавлева, мать двух подростков, – Совмещать обучение в двух странах было трудно, но мы решили не останавливаться на одном варианте, ведь жизнь очень изменчива, как оказалось».
Семейная форма обучения, по которой учатся дети Оксаны Журавлевой, это одна из трех доступных форм обучения и
для школьников, которые не могут посещать уроки в Украине ни очно, ни дистанционно. Это удобно, потому что этот формат позволяет учиться в стране пребывания и все же получить аттестат в украинской школе.
«На всякий случай [дети учатся в украинской школе], ведь мы не знаем, сколько времени еще будем здесь получать временную защиту, и как это все закончится», – объясняет NGL.media Анна Шпак, которая вместе с тремя детьми (14, 15 и 16 лет) сейчас живет возле Вексфорда в Ирландии. Она говорит, что многие дети из ее украинского окружения там уже поступили в местные университеты, но пока не уверена, какой выбор сделают ее дети. Из-за этой неуверенности подростки продолжают совмещать две школы, чтобы в любом случае иметь шанс на высшее образование.
Опыт этих двух семей – не единичный. Большинство стран, которые принимают украинцев, обязывают их отдавать детей в местные школы. Но не все планируют остаться там навсегда, поэтому часто продолжают обучение в украинской школе. По информации Минобразования, сейчас за рубежом учится 9,3% украинских школьников и
– это около 345 тыс. детей.
Важно понимать, что Минобразования учитывает только тех школьников, которые до сих пор остаются в украинской системе образования. Другими словами, эти 345 тыс. учеников – это минимальная оценка, ведь многие дети после выезда за границу вообще прекращают обучение в украинской школе.
«Дети быстро адаптировались в местной школе, им хорошо шло обучение. Но из-за большой нагрузки пришлось покинуть украинскую школу. Выбор в пользу польской школы был очевидным, потому что я приняла решение, что пока не закончится война, мы не вернемся. Не хочу рисковать жизнью детей. Да и они сами, несмотря на печаль по Украине, боятся возвращаться, потому что помнят взрывы», – рассказала NGL.media Инна В., которая в прошлом году с тремя детьми выехала в Польшу из Хмельницкой области. Сейчас двое ее старших детей учатся в польской школе, а младшая ходит в местный детсад.
Исследование ЮНЕСКО свидетельствует, что по состоянию на 2024 год за рубежом учились почти 665 тыс. украинских школьников, но и эта цифра неполная, потому что учитывает только страны ЕС, да и то не все, куда мигрировали украинцы. При этом только 29% из этих школьников совмещают обучение в обеих странах, а еще 16% полагаются исключительно на украинское онлайн-образование. Если экстраполировать эту тенденцию на неучтенные ЮНЕСКО страны, то можно предположить, что в целом за рубежом находятся около 720 тыс. украинских школьников.
Зато по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, примерно 1,4 млн вынужденно перемещенных украинцев по всему миру – это дети 3–17 лет. В эту статистику входят как дети Инны В., которые покинули украинскую школу, так и дети Оксаны Журавлевой и Анны Шпак, которые учатся в двух школах одновременно. Больше всего школьников и дошкольников из Украины сейчас проживает в Германии, Польше, Чехии и Великобритании.

Количество украинских школьников, которые официально учились в европейских школах в 2024 году
Выезжают не только 17-летние парни, но и девушки
Участники исследовательской программы RAI for Ukraine проанализировали разницу в месте регистрации участников НМТ
и местом, где они физически сдавали тест. Так удалось обнаружить, что в 2022 году 23,5 тыс. выпускников школ (10% от всех) сдавали этот тест за рубежом. А 32% выпускников вообще не регистрировались на сдачу НМТ, который обязателен для поступления в украинские университеты.
«Мы же понимаем, что те выпускники, которые находятся за рубежом, могут сдать этот тест на всякий случай. И это не значит, что они все думают над поступлением в украинский университет. Поэтому к тем 32%, которые вообще не сдавали НМТ, можно смело добавить еще часть тех, кто его сдал, но не поступал в Украине, – объясняет в разговоре с NGL.media одна из авторов исследования Татьяна Захарченко из Украинского католического университета, – То есть потери на самом деле еще больше, просто мы оперируем не всеми данными. Поэтому да, довольно большой процент выпускников действительно не рассматривают поступление в украинские университеты с точки зрения или безопасности, или закрытых границ».
В октябре прошлого года, выступая в парламенте, министр образования Оксен Лисовой заявил, что из Украины выезжают много учеников 10–11 классов, особенно мальчиков. Сейчас же министр говорит, что эта тенденция хоть и сохраняется, но не является угрожающей.
Минобразования предоставило NGL.media данные о количестве учеников 8–12 классов за 2021–2025 годы. Мы сравнили, как менялось количество учеников по классам из года в год, то есть сколько восьмиклассников переходили в 9‑й класс, в 10‑й и дальше. И действительно есть тенденция, что несколько процентов учеников (2–4%) ежегодно не переходят в следующий класс, то есть покидают школу. Это не обязательно означает, что все эти дети уехали из Украины, но значительная часть из них – наверняка.
Когда мы говорим о том, кто эти выпускники школ, которые хотят уехать из Украины, то первое, что приходит на ум – это 17-летние юноши, которые хотят воспользоваться шансом пересечь границу до 18-летия, после наступления которого выезд из Украины запрещен на время военного положения. В конце концов, именно с гипотезы, что страну массово покидают 17-летние ребята и началось это исследование.
Впрочем, выглядит, что выезжают из Украины как парни, так и девушки. По данным Минобразования, в целом в старших классах ежегодно становится немного больше девушек, но сейчас разница по полу довольно незначительная (1–2%). Среди выпускников школ эта разница может достигать 10%.
«Подростки очень социально зависимы, они равняются на сверстников, и если друзья едут куда-то, то может включиться цепная реакция. Поэтому ничего удивительного, что девушки выезжают вслед за ребятами», – объясняет Татьяна Захарченко из УКУ.
Основной причиной выезда за границу среди старшеклассников остается вопрос безопасности – сюда входит как волнение родителей о возможном снижении мобилизационного возраста до 18 лет, так и общая тревога за жизнь детей в воюющей стране.
«Это также вопрос отсутствия социализации, которая сегодня является ключевой проблемой, и тоже является одним из аргументов, почему не только ребята, но и девушки выезжают за границу – потому что за рубежом дети учатся офлайн, и это другой подход, – объясняет в разговоре с NGL.media директор образовательного фонда GoGlobal Татьяна Коврига, – А мы в Украине не можем иметь стопроцентного офлайна. Очевидно, что у нас не хватает надлежащих укрытий, которые могут вмещать достаточное количество детей».
Из похожих соображений многие выпускники украинских школ, даже сдавая НМТ, все же выбирают высшие учебные заведения в Польше, Германии, Чехии и других странах.
«Более того, десять лет назад люди рассматривали европейское образование как шанс получить место под солнцем: найти классную работу, пойти [работать] в хорошую компанию и так далее, и они выбирали исключительно хорошие университеты. Сейчас они едут даже в какой-то маленький город в Чехии или в Польше, и это плохая тенденция, потому что провинциальный «вуз» в Европе точно не лучше, чем хороший украинский университет», – считает Владимир Страшко, основатель школы дистанционного обучения Unicorn School.
В 2024 году в учреждения высшего образования Украины поступило 197 тыс. студентов – это самый низкий показатель за последние девять лет. Реагируя на такую тенденцию, некоторые университеты пытаются стимулировать возвращение абитуриентов из заграницы. Например, Киевская школа экономики (KSE) предлагает желающим вернуться в Украину полное покрытие стоимости обучения и частичную компенсацию проживания в кампусе.
По словам советника ректора по вопросам развития студентов и связей с выпускниками Киевской школы экономики Андрея Сидляренко, желающим вернуться в Украину на обучение полностью покрывают стоимость обучения и частично – проживание в кампусе.
«Всего у нас на грантовых программах сейчас учится 423 студента. Сюда входят и те, кто получил грант по программе Come back home, – пояснил NGL.media Андрей Сидляренко, советник ректора по вопросам развития студентов и связей с выпускниками KSE, – Среди этих студентов есть определенный гендерный дисбаланс. Сейчас среди студентов по всем грантовым программам примерно 58% – девушки и 42% – парни».
Дефицит на рынке труда
По данным Госстата, на начало 2024–2025 учебного года в системе образования Украины насчитывалось всего 3,74 млн школьников всех форм обучения. Это самая низкая цифра за последние 30 лет. Такая тенденция к уменьшению количества детей и молодежи в Украине будет только расти, о чем, среди прочего, свидетельствуют и социологические опросы.
В конце 2024 года Центр экономической стратегии провел исследование, по результатам которого обнаружил, что менее половины украинцев за рубежом сейчас планируют возвращаться в Украину. Основными факторами, сдерживающими их от возвращения являются как война, так и экономические факторы: неопределенность, разрушенное жилье, низкий уровень жизни, сложности с поиском работы.
А еще, как бы это ни было обидно, в обществе бытует мнение, иногда вполне резонное, что европейское образование качественнее и лучше, а украинские университеты слишком коррумпированы.
«Успешное будущее дочери пока вижу пока в Польше. И из-за войны, и потому, что здесь больше шансов поступить в университет. С хорошими баллами двери открыты всюду. В Украине же за все надо платить, – рассуждает в разговоре с NGL.media мама 17-летней школьницы из Сумщины Наталья Горбащенко, которая выехала в Польшу в начале вторжения в 2022 г. – Старшая дочь поступала в Харьковский авиационный институт, но хорошие оценки не помогли попасть на бесплатное обучение, потому что государство выделяет мало бюджетных мест. Возможно, в дальнейшем что-то изменится, но она не планирует возвращаться в Украину даже после окончания войны. Многие ее знакомые тоже не планируют».
Уменьшение количества студентов в Украине, если такая тенденция будет продолжаться, создает новые вызовы не только для системы высшего образования, но и на рынке труда. Дефицит квалифицированных кадров, особенно технических профессий, ощущался еще до полномасштабной войны, а сейчас, с оттоком как студентов, так и преподавателей за границу, может существенно усилиться.
Чтобы заинтересовать выпускников поступать в украинские университеты, государство должно системно над этим работать. Семьи, которые возвращаются в Украину, должны видеть перспективы получения качественного образования для своих детей. И хотя Минобразования упрощает школьное обучение для тех, кто живет за границей, это пока не слишком помогает.
«Если говорить о школьниках, то здесь действительно важно стараться, чтобы как можно больше из них изучали онлайн те предметы, которые не преподают в странах-реципиентах. Именно дополнительно изучать предметы, которые не преподаются там: украинский язык, литература, история Украины – вот это действительно нужно. Также можно проводить какие-то поощрительные мероприятия, вплоть до премирования лучших учеников. То есть важна поддержка связей с родителями, детьми, демонстрация того, что эти люди нужны государству», – говорит в разговоре с NGL.media социолог Алексей Позняк из Института демографии и социальных исследований НАН Украины.
Он считает, что после завершения войны Украине стоит воспользоваться опытом других стран, чтобы хоть частично вернуть людей домой.
«Наиболее полезным для Украины будет опыт балканских стран, которые похожи на нас по ментальности и которые тоже [относительно] недавно пережили военные конфликты. Там использовались различные методы [для возвращения], в том числе организовывали временные поездки, чтобы человек посмотрел, куда можно переехать, какое жилье получить, где устроиться на работу. И это стимулировало людей к более обоснованному решению о возвращении или продолжении жизни за рубежом», – считает Алексей Позняк.»
