Украинские школьники массово бегут из страны

«Они не пла­ни­ру­ют посту­пать в укра­ин­ские вузы. Не толь­ко маль­чи­ки, но и девоч­ки. В неко­то­рых клас­сах таких детей 90%. Услов­но 27 из 30 уедут. Ско­рее все­го, навсе­гда». Это цита­та из поста осно­ва­те­ля част­ной дистан­ци­он­ной шко­лы, кото­рый стал вирус­ным в кон­це про­шло­го года. Эта пуб­ли­ка­ция каса­лась кон­крет­ной, доволь­но спе­ци­фи­че­ской шко­лы, но в оче­ред­ной раз под­ня­ла важ­ную дис­кус­сию: где Укра­и­на сей­час в демо­гра­фи­че­ском вопро­се? Что ждет стра­ну, из кото­рой выез­жа­ет моло­дежь? И како­вы насто­я­щие мас­шта­бы про­бле­мы, кото­рая без­услов­но суще­ству­ет?

Источ­ник фото: Reuters © Gleb Garanich

Таки­ми вопро­са­ми зада­ет­ся укра­ин­ское изда­ние «NGL Media». Далее – пере­вод ори­ги­наль­но­го тек­ста:

«16-лет­ний Ники­та Журавлев вме­сте с 17-лет­ней сест­рой Поли­ной и мамой уже три года живут в город­ке Заниц на севе­ре Гер­ма­нии. Под­рост­ки учат­ся в типич­ной мест­ной шко­ле – при­хо­дят утром на уро­ки, кото­рые завер­ша­ют­ся после обе­да. Парал­лель­но Ники­та и Поли­на про­хо­дят укра­ин­скую школь­ную про­грам­му на семей­ной фор­ме обу­че­ния. Это озна­ча­ет, что они осво­бож­де­ны от уро­ков, но два­жды в год долж­ны про­хо­дить онлайн-тести­ро­ва­ние в сво­ей киев­ской шко­ле, что­бы под­твер­дить уро­вень зна­ний.

«Сосед-немец через две неде­ли после наше­го при­ез­да в Гер­ма­нию взял детей и устро­ил в шко­лу, где учи­лась его дочь. Сна­ча­ла было все очень инте­рес­но и необыч­но. На удив­ле­ние, дети посе­ща­ли шко­лу с удо­воль­стви­ем, – рас­ска­за­ла NGL.media Окса­на Журавле­ва, мать двух под­рост­ков, – Сов­ме­щать обу­че­ние в двух стра­нах было труд­но, но мы реши­ли не оста­нав­ли­вать­ся на одном вари­ан­те, ведь жизнь очень измен­чи­ва, как ока­за­лось».

Семей­ная фор­ма обу­че­ния, по кото­рой учат­ся дети Окса­ны Журавле­вой, это одна из трех доступ­ных форм обу­че­ния и
для школь­ни­ков, кото­рые не могут посе­щать уро­ки в Укра­ине ни очно, ни дистан­ци­он­но. Это удоб­но, пото­му что этот фор­мат поз­во­ля­ет учить­ся в стране пре­бы­ва­ния и все же полу­чить атте­стат в укра­ин­ской шко­ле.

«На вся­кий слу­чай [дети учат­ся в укра­ин­ской шко­ле], ведь мы не зна­ем, сколь­ко вре­ме­ни еще будем здесь полу­чать вре­мен­ную защи­ту, и как это все закон­чит­ся», – объ­яс­ня­ет NGL.media Анна Шпак, кото­рая вме­сте с тре­мя детьми (14, 15 и 16 лет) сей­час живет воз­ле Векс­фор­да в Ирлан­дии. Она гово­рит, что мно­гие дети из ее укра­ин­ско­го окру­же­ния там уже посту­пи­ли в мест­ные уни­вер­си­те­ты, но пока не уве­ре­на, какой выбор сде­ла­ют ее дети. Из-за этой неуве­рен­но­сти под­рост­ки про­дол­жа­ют сов­ме­щать две шко­лы, что­бы в любом слу­чае иметь шанс на выс­шее обра­зо­ва­ние.

Опыт этих двух семей – не еди­нич­ный. Боль­шин­ство стран, кото­рые при­ни­ма­ют укра­ин­цев, обя­зы­ва­ют их отда­вать детей в мест­ные шко­лы. Но не все пла­ни­ру­ют остать­ся там навсе­гда, поэто­му часто про­дол­жа­ют обу­че­ние в укра­ин­ской шко­ле. По инфор­ма­ции Мино­бра­зо­ва­ния, сей­час за рубе­жом учит­ся 9,3% укра­ин­ских школь­ни­ков и
– это око­ло 345 тыс. детей.

Важ­но пони­мать, что Мино­бра­зо­ва­ния учи­ты­ва­ет толь­ко тех школь­ни­ков, кото­рые до сих пор оста­ют­ся в укра­ин­ской систе­ме обра­зо­ва­ния. Дру­ги­ми сло­ва­ми, эти 345 тыс. уче­ни­ков – это мини­маль­ная оцен­ка, ведь мно­гие дети после выез­да за гра­ни­цу вооб­ще пре­кра­ща­ют обу­че­ние в укра­ин­ской шко­ле.

«Дети быст­ро адап­ти­ро­ва­лись в мест­ной шко­ле, им хоро­шо шло обу­че­ние. Но из-за боль­шой нагруз­ки при­шлось поки­нуть укра­ин­скую шко­лу. Выбор в поль­зу поль­ской шко­лы был оче­вид­ным, пото­му что я при­ня­ла реше­ние, что пока не закон­чит­ся вой­на, мы не вер­нем­ся. Не хочу рис­ко­вать жиз­нью детей. Да и они сами, несмот­ря на печаль по Укра­ине, боят­ся воз­вра­щать­ся, пото­му что пом­нят взры­вы», – рас­ска­за­ла NGL.media Инна В., кото­рая в про­шлом году с тре­мя детьми выеха­ла в Поль­шу из Хмель­ниц­кой обла­сти. Сей­час двое ее стар­ших детей учат­ся в поль­ской шко­ле, а млад­шая ходит в мест­ный дет­сад.

Иссле­до­ва­ние ЮНЕСКО сви­де­тель­ству­ет, что по состо­я­нию на 2024 год за рубе­жом учи­лись почти 665 тыс. укра­ин­ских школь­ни­ков, но и эта циф­ра непол­ная, пото­му что учи­ты­ва­ет толь­ко стра­ны ЕС, да и то не все, куда мигри­ро­ва­ли укра­ин­цы. При этом толь­ко 29% из этих школь­ни­ков сов­ме­ща­ют обу­че­ние в обе­их стра­нах, а еще 16% пола­га­ют­ся исклю­чи­тель­но на укра­ин­ское онлайн-обра­зо­ва­ние. Если экс­тра­по­ли­ро­вать эту тен­ден­цию на неучтен­ные ЮНЕСКО стра­ны, то мож­но пред­по­ло­жить, что в целом за рубе­жом нахо­дят­ся око­ло 720 тыс. укра­ин­ских школь­ни­ков.

Зато по дан­ным Управ­ле­ния вер­хов­но­го комис­са­ра ООН по делам бежен­цев, при­мер­но 1,4 млн вынуж­ден­но пере­ме­щен­ных укра­ин­цев по все­му миру – это дети 3–17 лет. В эту ста­ти­сти­ку вхо­дят как дети Инны В., кото­рые поки­ну­ли укра­ин­скую шко­лу, так и дети Окса­ны Журавле­вой и Анны Шпак, кото­рые учат­ся в двух шко­лах одно­вре­мен­но. Боль­ше все­го школь­ни­ков и дошколь­ни­ков из Укра­и­ны сей­час про­жи­ва­ет в Гер­ма­нии, Поль­ше, Чехии и Вели­ко­бри­та­нии.

Коли­че­ство укра­ин­ских школь­ни­ков, кото­рые офи­ци­аль­но учи­лись в евро­пей­ских шко­лах в 2024 году

Выезжают не только 17-летние парни, но и девушки

Участ­ни­ки иссле­до­ва­тель­ской про­грам­мы RAI for Ukraine про­ана­ли­зи­ро­ва­ли раз­ни­цу в месте реги­стра­ции участ­ни­ков НМТ
и местом, где они физи­че­ски сда­ва­ли тест. Так уда­лось обна­ру­жить, что в 2022 году 23,5 тыс. выпуск­ни­ков школ (10% от всех) сда­ва­ли этот тест за рубе­жом. А 32% выпуск­ни­ков вооб­ще не реги­стри­ро­ва­лись на сда­чу НМТ, кото­рый обя­за­те­лен для поступ­ле­ния в укра­ин­ские уни­вер­си­те­ты.

«Мы же пони­ма­ем, что те выпуск­ни­ки, кото­рые нахо­дят­ся за рубе­жом, могут сдать этот тест на вся­кий слу­чай. И это не зна­чит, что они все дума­ют над поступ­ле­ни­ем в укра­ин­ский уни­вер­си­тет. Поэто­му к тем 32%, кото­рые вооб­ще не сда­ва­ли НМТ, мож­но сме­ло доба­вить еще часть тех, кто его сдал, но не посту­пал в Укра­ине, – объ­яс­ня­ет в раз­го­во­ре с NGL.media одна из авто­ров иссле­до­ва­ния Татья­на Захар­чен­ко из Укра­ин­ско­го като­ли­че­ско­го уни­вер­си­те­та, – То есть поте­ри на самом деле еще боль­ше, про­сто мы опе­ри­ру­ем не все­ми дан­ны­ми. Поэто­му да, доволь­но боль­шой про­цент выпуск­ни­ков дей­стви­тель­но не рас­смат­ри­ва­ют поступ­ле­ние в укра­ин­ские уни­вер­си­те­ты с точ­ки зре­ния или без­опас­но­сти, или закры­тых гра­ниц».

В октяб­ре про­шло­го года, высту­пая в пар­ла­мен­те, министр обра­зо­ва­ния Оксен Лисо­вой заявил, что из Укра­и­ны выез­жа­ют мно­го уче­ни­ков 10–11 клас­сов, осо­бен­но маль­чи­ков. Сей­час же министр гово­рит, что эта тен­ден­ция хоть и сохра­ня­ет­ся, но не явля­ет­ся угро­жа­ю­щей.

Мино­бра­зо­ва­ния предо­ста­ви­ло NGL.media дан­ные о коли­че­стве уче­ни­ков 8–12 клас­сов за 2021–2025 годы. Мы срав­ни­ли, как меня­лось коли­че­ство уче­ни­ков по клас­сам из года в год, то есть сколь­ко вось­ми­класс­ни­ков пере­хо­ди­ли в 9‑й класс, в 10‑й и даль­ше. И дей­стви­тель­но есть тен­ден­ция, что несколь­ко про­цен­тов уче­ни­ков (2–4%) еже­год­но не пере­хо­дят в сле­ду­ю­щий класс, то есть поки­да­ют шко­лу. Это не обя­за­тель­но озна­ча­ет, что все эти дети уеха­ли из Укра­и­ны, но зна­чи­тель­ная часть из них – навер­ня­ка.

Когда мы гово­рим о том, кто эти выпуск­ни­ки школ, кото­рые хотят уехать из Укра­и­ны, то пер­вое, что при­хо­дит на ум – это 17-лет­ние юно­ши, кото­рые хотят вос­поль­зо­вать­ся шан­сом пере­сечь гра­ни­цу до 18-летия, после наступ­ле­ния кото­ро­го выезд из Укра­и­ны запре­щен на вре­мя воен­но­го поло­же­ния. В кон­це кон­цов, имен­но с гипо­те­зы, что стра­ну мас­со­во поки­да­ют 17-лет­ние ребя­та и нача­лось это иссле­до­ва­ние.

Впро­чем, выгля­дит, что выез­жа­ют из Укра­и­ны как пар­ни, так и девуш­ки. По дан­ным Мино­бра­зо­ва­ния, в целом в стар­ших клас­сах еже­год­но ста­но­вит­ся немно­го боль­ше деву­шек, но сей­час раз­ни­ца по полу доволь­но незна­чи­тель­ная (1–2%). Сре­ди выпуск­ни­ков школ эта раз­ни­ца может дости­гать 10%.

«Под­рост­ки очень соци­аль­но зави­си­мы, они рав­ня­ют­ся на сверст­ни­ков, и если дру­зья едут куда-то, то может вклю­чить­ся цеп­ная реак­ция. Поэто­му ниче­го уди­ви­тель­но­го, что девуш­ки выез­жа­ют вслед за ребя­та­ми», – объ­яс­ня­ет Татья­на Захар­чен­ко из УКУ.

Основ­ной при­чи­ной выез­да за гра­ни­цу сре­ди стар­ше­класс­ни­ков оста­ет­ся вопрос без­опас­но­сти – сюда вхо­дит как вол­не­ние роди­те­лей о воз­мож­ном сни­же­нии моби­ли­за­ци­он­но­го воз­рас­та до 18 лет, так и общая тре­во­га за жизнь детей в вою­ю­щей стране.

«Это так­же вопрос отсут­ствия соци­а­ли­за­ции, кото­рая сего­дня явля­ет­ся клю­че­вой про­бле­мой, и тоже явля­ет­ся одним из аргу­мен­тов, поче­му не толь­ко ребя­та, но и девуш­ки выез­жа­ют за гра­ни­цу – пото­му что за рубе­жом дети учат­ся офлайн, и это дру­гой под­ход, – объ­яс­ня­ет в раз­го­во­ре с NGL.media дирек­тор обра­зо­ва­тель­но­го фон­да GoGlobal Татья­на Ков­ри­га, – А мы в Укра­ине не можем иметь сто­про­цент­но­го офлай­на. Оче­вид­но, что у нас не хва­та­ет над­ле­жа­щих укры­тий, кото­рые могут вме­щать доста­точ­ное коли­че­ство детей».

Из похо­жих сооб­ра­же­ний мно­гие выпуск­ни­ки укра­ин­ских школ, даже сда­вая НМТ, все же выби­ра­ют выс­шие учеб­ные заве­де­ния в Поль­ше, Гер­ма­нии, Чехии и дру­гих стра­нах.

«Более того, десять лет назад люди рас­смат­ри­ва­ли евро­пей­ское обра­зо­ва­ние как шанс полу­чить место под солн­цем: най­ти класс­ную рабо­ту, пой­ти [рабо­тать] в хоро­шую ком­па­нию и так далее, и они выби­ра­ли исклю­чи­тель­но хоро­шие уни­вер­си­те­ты. Сей­час они едут даже в какой-то малень­кий город в Чехии или в Поль­ше, и это пло­хая тен­ден­ция, пото­му что про­вин­ци­аль­ный «вуз» в Евро­пе точ­но не луч­ше, чем хоро­ший укра­ин­ский уни­вер­си­тет», – счи­та­ет Вла­ди­мир Страш­ко, осно­ва­тель шко­лы дистан­ци­он­но­го обу­че­ния Unicorn School.

В 2024 году в учре­жде­ния выс­ше­го обра­зо­ва­ния Укра­и­ны посту­пи­ло 197 тыс. сту­ден­тов – это самый низ­кий пока­за­тель за послед­ние девять лет. Реа­ги­руя на такую тен­ден­цию, неко­то­рые уни­вер­си­те­ты пыта­ют­ся сти­му­ли­ро­вать воз­вра­ще­ние аби­ту­ри­ен­тов из загра­ни­цы. Напри­мер, Киев­ская шко­ла эко­но­ми­ки (KSE) пред­ла­га­ет жела­ю­щим вер­нуть­ся в Укра­и­ну пол­ное покры­тие сто­и­мо­сти обу­че­ния и частич­ную ком­пен­са­цию про­жи­ва­ния в кам­пу­се.

По сло­вам совет­ни­ка рек­то­ра по вопро­сам раз­ви­тия сту­ден­тов и свя­зей с выпуск­ни­ка­ми Киев­ской шко­лы эко­но­ми­ки Андрея Сид­ля­рен­ко, жела­ю­щим вер­нуть­ся в Укра­и­ну на обу­че­ние пол­но­стью покры­ва­ют сто­и­мость обу­че­ния и частич­но – про­жи­ва­ние в кам­пу­се.

«Все­го у нас на гран­то­вых про­грам­мах сей­час учит­ся 423 сту­ден­та. Сюда вхо­дят и те, кто полу­чил грант по про­грам­ме Come back home, – пояс­нил NGL.media Андрей Сид­ля­рен­ко, совет­ник рек­то­ра по вопро­сам раз­ви­тия сту­ден­тов и свя­зей с выпуск­ни­ка­ми KSE, – Сре­ди этих сту­ден­тов есть опре­де­лен­ный ген­дер­ный дис­ба­ланс. Сей­час сре­ди сту­ден­тов по всем гран­то­вым про­грам­мам при­мер­но 58% – девуш­ки и 42% – пар­ни».

Дефицит на рынке труда

По дан­ным Гос­ста­та, на нача­ло 2024–2025 учеб­но­го года в систе­ме обра­зо­ва­ния Укра­и­ны насчи­ты­ва­лось все­го 3,74 млн школь­ни­ков всех форм обу­че­ния. Это самая низ­кая циф­ра за послед­ние 30 лет. Такая тен­ден­ция к умень­ше­нию коли­че­ства детей и моло­де­жи в Укра­ине будет толь­ко рас­ти, о чем, сре­ди про­че­го, сви­де­тель­ству­ют и социо­ло­ги­че­ские опро­сы.

В кон­це 2024 года Центр эко­но­ми­че­ской стра­те­гии про­вел иссле­до­ва­ние, по резуль­та­там кото­ро­го обна­ру­жил, что менее поло­ви­ны укра­ин­цев за рубе­жом сей­час пла­ни­ру­ют воз­вра­щать­ся в Укра­и­ну. Основ­ны­ми фак­то­ра­ми, сдер­жи­ва­ю­щи­ми их от воз­вра­ще­ния явля­ют­ся как вой­на, так и эко­но­ми­че­ские фак­то­ры: неопре­де­лен­ность, раз­ру­шен­ное жилье, низ­кий уро­вень жиз­ни, слож­но­сти с поис­ком рабо­ты.

А еще, как бы это ни было обид­но, в обще­стве быту­ет мне­ние, ино­гда вполне резон­ное, что евро­пей­ское обра­зо­ва­ние каче­ствен­нее и луч­ше, а укра­ин­ские уни­вер­си­те­ты слиш­ком кор­рум­пи­ро­ва­ны.

«Успеш­ное буду­щее доче­ри пока вижу пока в Поль­ше. И из-за вой­ны, и пото­му, что здесь боль­ше шан­сов посту­пить в уни­вер­си­тет. С хоро­ши­ми бал­ла­ми две­ри откры­ты всю­ду. В Укра­ине же за все надо пла­тить, – рас­суж­да­ет в раз­го­во­ре с NGL.media мама 17-лет­ней школь­ни­цы из Сум­щи­ны Ната­лья Гор­ба­щен­ко, кото­рая выеха­ла в Поль­шу в нача­ле втор­же­ния в 2022 г. – Стар­шая дочь посту­па­ла в Харь­ков­ский авиа­ци­он­ный инсти­тут, но хоро­шие оцен­ки не помог­ли попасть на бес­плат­ное обу­че­ние, пото­му что госу­дар­ство выде­ля­ет мало бюд­жет­ных мест. Воз­мож­но, в даль­ней­шем что-то изме­нит­ся, но она не пла­ни­ру­ет воз­вра­щать­ся в Укра­и­ну даже после окон­ча­ния вой­ны. Мно­гие ее зна­ко­мые тоже не пла­ни­ру­ют».

Умень­ше­ние коли­че­ства сту­ден­тов в Укра­ине, если такая тен­ден­ция будет про­дол­жать­ся, созда­ет новые вызо­вы не толь­ко для систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния, но и на рын­ке тру­да. Дефи­цит ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров, осо­бен­но тех­ни­че­ских про­фес­сий, ощу­щал­ся еще до пол­но­мас­штаб­ной вой­ны, а сей­час, с отто­ком как сту­ден­тов, так и пре­по­да­ва­те­лей за гра­ни­цу, может суще­ствен­но уси­лить­ся.

Что­бы заин­те­ре­со­вать выпуск­ни­ков посту­пать в укра­ин­ские уни­вер­си­те­ты, госу­дар­ство долж­но систем­но над этим рабо­тать. Семьи, кото­рые воз­вра­ща­ют­ся в Укра­и­ну, долж­ны видеть пер­спек­ти­вы полу­че­ния каче­ствен­но­го обра­зо­ва­ния для сво­их детей. И хотя Мино­бра­зо­ва­ния упро­ща­ет школь­ное обу­че­ние для тех, кто живет за гра­ни­цей, это пока не слиш­ком помо­га­ет.

«Если гово­рить о школь­ни­ках, то здесь дей­стви­тель­но важ­но ста­рать­ся, что­бы как мож­но боль­ше из них изу­ча­ли онлайн те пред­ме­ты, кото­рые не пре­по­да­ют в стра­нах-реци­пи­ен­тах. Имен­но допол­ни­тель­но изу­чать пред­ме­ты, кото­рые не пре­по­да­ют­ся там: укра­ин­ский язык, лите­ра­ту­ра, исто­рия Укра­и­ны – вот это дей­стви­тель­но нуж­но. Так­же мож­но про­во­дить какие-то поощ­ри­тель­ные меро­при­я­тия, вплоть до пре­ми­ро­ва­ния луч­ших уче­ни­ков. То есть важ­на под­держ­ка свя­зей с роди­те­ля­ми, детьми, демон­стра­ция того, что эти люди нуж­ны госу­дар­ству», – гово­рит в раз­го­во­ре с NGL.media социо­лог Алек­сей Позняк из Инсти­ту­та демо­гра­фии и соци­аль­ных иссле­до­ва­ний НАН Укра­и­ны.

Он счи­та­ет, что после завер­ше­ния вой­ны Укра­ине сто­ит вос­поль­зо­вать­ся опы­том дру­гих стран, что­бы хоть частич­но вер­нуть людей домой.

«Наи­бо­лее полез­ным для Укра­и­ны будет опыт бал­кан­ских стран, кото­рые похо­жи на нас по мен­таль­но­сти и кото­рые тоже [отно­си­тель­но] недав­но пере­жи­ли воен­ные кон­флик­ты. Там исполь­зо­ва­лись раз­лич­ные мето­ды [для воз­вра­ще­ния], в том чис­ле орга­ни­зо­вы­ва­ли вре­мен­ные поезд­ки, что­бы чело­век посмот­рел, куда мож­но пере­ехать, какое жилье полу­чить, где устро­ить­ся на рабо­ту. И это сти­му­ли­ро­ва­ло людей к более обос­но­ван­но­му реше­нию о воз­вра­ще­нии или про­дол­же­нии жиз­ни за рубе­жом», – счи­та­ет Алек­сей Позняк.»

Ори­ги­нал тек­ста