Россия и Запад: два взгляда на Войну и Мир

Является ли война естественным состоянием человека? Банальной нормой его жизни? На первый взгляд, конечно, да!

Источник изображения: i.pinimg.com

За последние три тысячелетия человечество жило без войн всего 240 лет. А по Сунь Цзы, война – это вообще вопрос о жизни и смерти. А раз так, то она, война, – обыденность. Но не все так просто, как кажется. Смерть ведь тоже обычное, постоянное и рядовое событие вокруг нас. Но каждая смерть близкого человека хватает нас за душу своей «неправильностью», не своевременностью трагического события, и мы своими слезами восстаем против такой несправедливости, ищем утешения в религиозных практиках, пафосно заявляем, что раз жива память о человеке, то жив и сам человек. А значит не все, что случается регулярно вокруг нас – норма.

Вдумчивое рассмотрение двух культурных мега-систем: Западного и Русского мира наталкивает нас на мысль, что и войну, и мир мы понимаем очень уж по разному, отсюда бесконечные срывы переговоров, дипломатические неудачи, неприятие экзистенциальных тезисов… Одним словом: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Попробуем четко, как на плацу выявить рубеж наших разночтений.

РУССКИЙ МИР

Война (разумеется, не духовная брань, а физический аспект войны) – это всегда трагедия. Это противоестественное состояние Человека. Но Человек настолько испорчен грехом, что отказаться от войны он попросту не в состоянии. Причем уровень твоей личной святости не всегда важен. Испорченный жаждой материального богатства, ложно понятой славы, обуреваемый инстинктами насилия чужой человек может прийти в твой дом. И тогда таковой отказ в сродни трусости, которая приведет к эпическим бедам и несчастиям. И выбор у русского в общем то не велик. Совершать малое преступление: убивать на войне и тянуть окопную лямку крови, насилия и смерти или… А вот или не существует. Потому что второй вариант это страшнейший грех: предательство. Предательство своей земной Родины, что в сознании русского идентично предательству даже не отца, а родной матери. Грех Иуды предавшего Христа, как он есть. Не зря гна Руси предателей клеймили жестким словом: «Христопродавец».

Война – необходимый грех. Страшное слово не умещающееся в квадратной голове Европейца. Алогичное, противоречащее салонной логике мажоров… Но давайте разберемся. Христос ни одним словом не осудил войну и военных. Но осуждал убийство. Как это совместить? Святые отцы предлагали считать войну не греховным делом, но в случае убийства (даже противника, даже иноверца, что для Средних Веков почти сродни инопланетянину) воин после (обращаю ваше внимание, после!) войны обязан был нести довольно строгие покаянные действия. Это очень сложный, непростой и крайне опасный духовный опыт. Легче, но не так истинно и правильно – праведно, быть своеобразным «нетвойнистом» и мягкотелым пацифистом.

Но кто сказал, что русским быть легко? Нет, друзья, это тяжкий труд и кропотливая нравственная служба, без выходных и отпусков.

Война начинается с искажения мира. Это реакция на неправильный мир, на мир, потерявший себя, это боль, вышедшая из глубин мира. Илья Муромец – эталон русского воина: лежал на печи, пока мир не рухнул в тар-тарары и осталась надежда только на него – парализованного инвалида.  Блестящие витязи, гордые князья, богатые воеводы продали, пустили по ветру мир, и пришлось русскому мужику выбивая зубы Соловью Разбойнику править реальность, вколачивая булавой во врагов Мира, что война это бесперспективное дело. А раз так, то оканчиваться война всегда должна Миром. Ибо без цели Мира война теряет всякое оправдание, и остается только убийство – смертный грех и больше ничего, без всяких оправданий.

Война не должна идти ради войны, убийство на войне – тяжкий и необходимый акт, а не повседневная работа. За войной должен быть мир. Мир как цель. А не жестокость ради наслаждения, убийство ради азарта, война ради самолюбования. Об этом, мне кажется, говорил и Л. Н. Толстой и Вл. Соловьев. Как это контрастирует с высказываниями украинских неонацистов, что им «ПРИКОЛЬНО УБИВАТЬ»![1] И не зря на Руси не прекращаются споры: война это высокое искусство или очень грязное, но такое нужное Родине ремесло. В советском фильме «Офицеры» об этом сказано очень просто без западной сентиментальности и красочности: «есть такая профессия – Родину защищать!» Не призвание, не талант, не мечтания, что характерно для людей искусства – а тяжкая, иногда совсем не престижная и мало оплачиваемая работа, профессия, ремесло, труд. Об этом тоже с удивительной честностью и точность показано на примере тяжкого быта офицерских жен и детей.

Будущее войны – это Мир. Мир, который начинается не ПОСЛЕ войны, а начинает обдумываться, строиться ВО ВРЕМЯ войны. Не нужно терять времени во время войны, нужно готовить Мир. Хороший тому пример Тегеран-43, Ялта-45 и десяток военных конференций, в которых был поставлен один вопрос, какой МИР мы будем строить, когда окончится война. Русский всегда готов к диалогу с врагом, но он не прощает лжи врага. Русский всегда приходит в логово врага, чтобы задушить сам источник угрозы. Но если враг готов признать вину и прекратить агрессию, русский может спокойно развернуться и пойти домой. И то не признак слабости, а свидетельство силы и готовности снова кряхтя слезть с печи и широким богатырским замахом снести половину вражеского войска. И в самом деле, почему эти надоедливые «наполеончики» ему мешают квас пить и на ладушку-жену любоваться? Чужого нам не надо, своего не отдадим и полностью разделяем принцип одной из самых воинственных империй мира: «Худой мир лучше хорошей войны». Это если, что римляне. А они уж точно знали, как воевать, но всегда стремились заключать мир. Неужто и они были… слабаки?

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД-ДВА ВИДА ВОЙНЫ

Для европейца с времени Римской империи возможны два вида войны, которые коренным образом отличаются друг от друга. И понимание этих различий дает возможность прогнозировать поведение европейской, и шире Западной политической элиты. Первый вид – «война –спорт благородных». Это конфликт внутри тех государств, которые европейцы считают «своими», которые входили. Или были основаны и населены выходцами из тех раннесредневековых государств, которые находились с V по XIII века в духовном подчинении «Римских пап». В отношении войны между этими государствами принято соблюдать определенные правила, не проводить геноцида и карательных акций против мирного населения. С времени «Высокого средневековья» военно – политические элиты этих государств тесно связаны родственными и экономическими связями, и война для них –продолжение «парфосной охоты» и турнира, где возможна гибель людей «благородного» происхождения, и конечно гибнут «простолюдины» но желательно немного и гуманно. Европейские войны с XVI по начало XX-го века и были таким «спортом благородных», с красивыми жестами и галантным отношением к противнику.

Вторым видом войны была война с государствами и народами, которые не входили в это число. Тут отношение к противнику было другое. Еще Августин (354-430гг.) писал, что такая война божественное предопределение, акт божественной воли, а армия в ней – орудие божьего суда над язычниками и отступниками, схоласт Ф. Аквинский (1225-1274 гг.) с позиций объективного идеализма объявил армию и воинов, которые воюют с «врагами веры» организацией и людьми, находящимися на службе господней. Дальнейшее развитие учение Ф.  Аквинского получило в трудах Ф. Виктория (ок.1485-1546 гг.) и Ф. Суареца (1518-1617 гг.). Враг в этом случае – не человек, он демон в человеческом облике. Его надо не победить, а уничтожить. И разницы между военными и мирным населением нет.

Протестантизм, который во многом опирался на текст «Ветхого», а не «Нового» Завета возродил иудейскую концепцию «священной войны», согласно которой войны на Землю ниспосылаются богом Яхве. Воинам Израиля, участвующим в таких войнах, следует бесстрашно идти в бой и приносить жертвы богу Яхве за счет противника. И все европейцы из протестантских регионов, которые воевали против иноверцев, были «божьими воинами».

К началу ХХ-го века все было готово для снятия последних запретов в отношении жестокости ведения войны европейцами. И Первая мировая, «великая война», как они её называют убрала последние препоны. Технический прогресс, который дал новые средства уничтожения, уравнивания в «окопной жизни» и потомка рыцаре и потомка крестьянина привели к слому понятия «спорт благородных». Противник переставал быть человеком. А раз так, значит к нему стали относиться как к врагу из «священной войны».

Но изменение войны, переход её из позиционной в «блицкриг» снова возродил два вида войны. Отношение к способам ведения войны на западном и восточном фронте разительно отличалось. Что логично с точки зрения европейца – на западе «спорт благородных», на востоке «уничтожение демонов в образе человека».

После Победы Советского Союза этому философскому аспекту войны не была дана соответствующая оценка. И сейчас мы наблюдаем повторение этого отношения в ходе СВО. Надеемся, что наша статья многим поможет понять, почему мы видим такую разницу в оценках военных действий различных государств в современном мире.

РОССИЯ БЕРЕТ СВОЕ

Ни в коем случае не противореча весьма верным и интересным размышлениям коллег в отношении войны и мира в понимании России и Запада, дополню их более прагматичным рассуждениями.

И китайский философ Сунь-Цзы ( VI-й век до н. э.) – автор первого трактата о военном искусстве, собственно – «Искусство войны», и более современный европейский автор Карл фон Клаузевиц (полковник Русской армии 1812 – 1814; участвовал в Бородинском сражении), автор известного труда «О войне» останавливались и на одном из важнейших аспектов, а именно – экономическом. Не будем игнорировать этот аспект и мы.

В 1994 году в небо поднялся военно-транспортный самолет Ан-70. Он начинал проектироваться ещё во времена СССР, но со временем превратился, в силу геополитических обстоятельств в один из самых значимых проектов международного научно-технического сотрудничества между Россией и Украиной. Планер самолета, построенный в Киеве в сочетании с двигателями из Запорожья могли бы сделать из него просто хороший военно-транспортный самолет. Но вот винто-вентиляторная группа с теми самыми – узнаваемыми «серповидными» лопастями, разработанная в  подмосковном Ступино сделали его поистине уникальной машиной! Ан-70 обладал не имеющими себе равных взлетно-посадочными характеристиками: он может приземляться на полосу длиной всего 600 метров, что для 135-тонного самолета – мировой рекорд. При встречном ветре Ан-70 способен приземляться почти «по-вертолетному».

Испытания этого уникального самолета завершились 11 апреля 2014 г. и он был рекомендован к серийному производству. Россия еще в 2011 г. намеревалась закупить 60 машин этого типа.

Ни американский «Боинг», ни европейский «Эйрбас», ни канадский «Бомбардье» не сумели создать ничего похожего на Ан-70, хотя средства на подобные проекты были потрачены огромные. Но, по логике США и Европы, если нельзя что-то создать самому, то нельзя допустить, чтобы подобное построили в России! Собственно, это одна из причин, почему из Украины «просвещённый Запад» хочет создать своеобразную «анти-Россию».

Мне могут возразить: мы тут о духовном, а ты о технике, о каких–то железяках… Но эти «железяки» продукт творческих и трудовых усилий русских и тех украинцев, для которых созидательный труд важнее разобщённости за доллары или евро.

Самюэль Хантингтон в своем значимом труде «Столкновение цивилизаций» писал: «Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии […], но скорее, превосходством применения организованного насилия. Жители Запада часто забывают этот факт; жители не-Запада никогда этого не забудут». [2]

Вспомним события Русской весны 2014 года. Ведь, так называемый, Коллективный Запад» гораздо спокойнее принял переход Республики Крым под юрисдикцию РФ, нежели последующее развитие идей Русского мира, в целом. Все потому, что мы начали впервые со времен СССР выстраивать даже не идеологию, нет – но самодостаточную цивилизационную парадигму! Поскольку Русский мир видится, как глобальное поле смыслов, в котором есть и общая историческая память и, несомненно – духовные сокровища Православия, Ислама и Буддизма, и достижения высокоразвитой цивилизации, в мировоззренческом масштабе открывшей всему Человечеству дорогу к звездам. Также – и общегуманистической и социокультурные аспекты развития общества, в целом. Поэтому собственное мировоззрение, право разговаривать с другими цивилизациями и Запада, и Востока – России приходится отстаивать с оружием в руках. Тем более показательно это, когда на самом Западе наблюдается глубокий либеральный кризис постмодернистского мировоззрения.

Как было очень точно сказано выше, для русских война – это, прежде всего, тяжёлая, грязная, кровавая, но необходимая работа. Будучи добровольцем ДНР в 2014 – 2015 году, автор этих строк видел лично, как русские работяги уходили на войну производственными бригадами, участками, заводскими цехами. Не отставала и донецкая интеллигенция. По словам одного хорошего знакомого, который с дубинкой и «коктейлем Молотова» дежурил на блокпосту, «там можно было экзамен сдавать на кандидатский минимум – вся, осененная учёными званиями и должностями комиссия уже была в сборе!»

В противовес этому, на западе сформировался иной подход к войне – не просто, как к «спорту», но и как к своеобразному «сафпри на человека». Поэтому с самого начала вооруженной агрессии киевских властей против Донбасса в 2014 году на Украину приезжали разного рода представители наемников и частных военных компаний – ЧВК. В условиях тогдашней позиционной войны, имея преимущество в вооружении и снаряжении, они и устраивали себе «сафари» – наряду с украинскими националистическими парамилитарными подразделениями. Такими, например, как признанный террористическим в РФ «Правый сектор». При этом такие подразделения и ЧВК не ограничивались локальными боестолкновения и с защитниками ДНР и ЛНР, а устраивали настоящий террор против мирных жителей Донбасса.

Но все изменилось в феврале 2022 года с началом Специальной военной операции России по денацификации и демилитаризации Украины. Оказывается, что убивать уже «не так прикольно», когда по тебе «отрабатывает» краснозвездный штурмовик Су-25 «Грач» или вертолет огневой поддержки Ка-52 «Аллигатор».

Война – несомненно, трагический феномен в истории, но как писал русский философ Николай Бердяев: «Война есть вина, но она также есть и искупление вины. В ней неправедная, грешная, злая жизнь возносится на крест»[3]

Александр Макушин, Олег Шевченко, Георгий Полеводов специально для  News Front

[1] «Нам прикольно убивать»: украинский националист поблагодарил запад за оружие. URL: clck.ru/39c8tS

[2]  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева. – Москва : АСТ, 2024 – 640 с.

[3]  Бердяев Н. А. Судьба России. – Москва: АСТ, 2023. – 382 с.