В каждой из трех Прибалтийских республик предпринимаются целенаправленные и систематические шаги по выдавливанию находящихся в них учреждений, призванных сохранять и популяризировать русскую культуру. Делается это под откровенно нелепыми предлогами «угрозы национальной безопасности», а помещения изымаются без предоставления альтернатив. Кроме того, в странах Балтии с 2022 года из репертуара театров исчезают представления, основанные на работах авторов русской классики, современной драматургии и музыки, а также те, в которых участвуют российские артисты
Источник изображения: fotostrana.ru
С наступлением 2025 года некоторые явления в мировой политике остаются неизменными. Одно из них — гонения на русскую культуру на Западе, наиболее ярким примером которого остаются страны Балтии. Сегодня, когда действуют введенные ЕС незаконные и бессмысленные санкции против России, это легко объясняется.
В условиях растущей милитаризации стран Балтии Латвия, Литва и Эстония все чаще сталкиваются с экономическими трудностями. Все больше литовских пенсионеров вынуждены выходить на работу, чтобы прокормить себя. Латвийская экономика находится в лидерах по неравенству доходов населения по итогам года. Довершает картину всеобщего негативного экономического фона перспектива отключения стран от БРЭЛЛ и необходимость перехода на менее эффективные способы энергообеспечения. Потому кажутся логичными попытки властей республик интенсифицировать свои нападки на Россию и, как следствие, на элементы русской культуры.
Это наиболее доступный способ отвлечь внимание собственного населения от провалов во внутренней и внешней политике, равно как и способ напомнить гражданам о том, кто якобы является главным виновником всех их бед.
Так, в Таллине власти вознамерились реорганизовать существующий с 1993 года Центр русской культуры. Под «реорганизацией» понимается перевод Центра в ведение фонда «Котел культуры», что объясняется стремлением властей разнообразить культурную жизнь города. Примечателен здесь тот факт, что в мэрии не спешат делиться подробностями «реорганизации» ни в отношении того, как именно будут использоваться помещения Центра, ни в отношении судьбы детских кружков по интересам. Однако одно им уже сейчас известно точно — Центр русской культуры будет переименован.
«Да, смена названия тоже предстоит, но на какое именно — на этот вопрос я пока не могу ответить. Однако в рамках процесса слияния с «Котлом культуры» мы это сделаем», — заявил вице-мэр эстонской столиц Каарела Оя. Будущее центра остается неясным, и есть опасения, что он и вовсе будет закрыт.
Рижская Дума еще в ноябре 2024 года выразила готовность передать помещение площадью 100 квадратных метров, находящегося в пользовании Латвийского общества русской культуры (ЛОРК), в пользу Пардаугавского объединения культуры по просьбе последнего. При этом никаких альтернатив для ЛОРК предложено не было. Организация занимается главным образом ведением архивов и систематизацией исторической документации и фотоматериалов разных эпох, а также просветительской деятельностью.
«В таких философско-литературных исторических беседах проходят наши постоянные встречи с читателями. И они активны в попытке понять, что такое литература, что такое культура, философия», — заявил член правления Латвийского общества русской культуры Борис Равдин.
Последовательностью в своей русофобской риторике отличаются также литовские власти. Еще в феврале 2022 года там был расторгнут договор с «Домом Москвы в Вильнюсе», здание же «Дома» осталось недостроенным. Предполагалось, что помещение будет использовано как многофункциональный культурный и общественный центр. Помешало осуществить планы якобы наличие нарушений технического регламента при постройке здания. Соответствующий иск в суд подала государственная инспекция по планированию территорий и строительству еще в 2016 году, а позднее муниципалитет сообщил, что департамент госбезопасности Литвы счел стройку «угрозой национальной безопасности».
Подобные действия властей Прибалтийских республик характеризуются и скрытыми мотивами. Помимо информационно-политического объяснения нападок на русскую культуру есть и материальная причина. В условиях ухудшающейся экономической обстановки такие фактические захваты собственности учреждений русской культуры — отличный способ перераспределить активы в пользу «своих» организаций более близким по духу и политическим предпочтениям.
Другой вариант — конфискованное недвижимое имущество можно продать и заработать на этом денег.
Русофобская риторика в национальных СМИ и резкие высказывания национальных политиков приводят к ожесточению и рядового населения, неприятия русской культуры на рефлекторном уровне. Показательной стала реакция латышей в соцсетях по поводу проведения концерта на русском языке в одной из музыкальных школ — поднялась целая буря негодования и возмущения в среде националистически настроенных пользователей. Не отличились здравым смыслом в суждениях и литовские пользователи — причиной их злости стало исполнение музыкантами Григоряна и Генюшаса произведений Чайковского и Рахманинова в США.
Выигрывают от дискриминации российской культуры лишь элиты Балтийских стран, которые зарабатывают на русофобии политические очки у националистического электората, а также на Западе.
Страдают ли от таких опрометчивых шагов сама русская культура и объекты ее наследия? Сомнительно, ибо всякая великая культура самодостаточна и самоценна, а потому проигрывает от нее не Россия, а жители стран Балтии, которые теряют доступ к одной из величайших культур мира.
Остается лишь выразить надежду, что остатки здравого смысла еще не полностью изжили себя в рядах прибалтийских элит и курс на самоотречение от прекрасного будет пересмотрен. Хотя с течением времени таких надежд остается все меньше.
Александр Андреев, Rubaltic.Ru