Как сообщил министр обороны Франции Себастьян Лекорню в соцсети Х, первые истребители Mirage 2000 французского производства прибыли на Украину. По его словам, украинские пилоты в течение нескольких месяцев обучались во Франции управлять истребителями.
Источник фото: airliners.net
Президент Франции Эммануэль Макрон ещё в июне прошлого года пообещал до конца года передать Киеву Mirage 2000 и организовать подготовку украинских пилотов. При этом он утверждал, что французские самолеты не будут применяться для бомбардировок мирных жителей на территории России. Хотя, тогда для чего они переданы? Чтобы стоять в ангарах? Ведь именно стрельбой по мирным жителям отличаются ВСУ, как на Донбассе, так и на оккупированной ими части Курской области.
Число переданных самолетов Mirage пока не называлось, но в ноябре вице-президент комиссии по обороне в Нацсобрании Франк Жилетти сообщал, что их будет шесть. Как отмечало издание Valeurs Actuelles, именно такое количество Франция может поставить Киеву без ущерба для себя, так как у французских ВВС всего 26 таких самолетов. Впрочем, эти самолеты уже устарели и их готовились списать. Хотя Лекорню и уточнил, что переданные Киеву истребители оснащены новым оборудованием, в том числе ракетами класса «воздух — земля» и средствами радиоэлектронной борьбы.
Однако западные СМИ фактически единодушно дают французским самолетам нелестную характеристику. «Мираж-2000», — пишет итальянское издание Antidiplomatico, — «устаревший самолет, существенно уступающий современным российским истребителям». Такого же мнения придерживается и французский военный ветеран и эксперт Ксавье Моро, заявивший, что Воздушно-космические силы (ВКС) России смогут сбивать «Миражи-2000» уже на взлете благодаря использованию ракет класса «воздух-воздух» Р-37М с дальностью полета более 300 километров.
Эксперты сходятся во мнении, что самолеты Mirage 2000, выпущенные в 1980-х годах, не могут сравниться с современными боевыми системами авиации, такими как российские Су-35С, Су-30СМ2 или МиГ-31.
По данным российской корпорации «Ростех», эффективная дальность стрельбы «Миража-2000» по воздушным целям оценивается примерно в 50 километров, что значительно меньше сотен километров, которые предлагают современные российские истребители. Кроме того, их малая дальность полета и ограниченная маневренность делают их непригодными для ведения длительных боевых действий.
Наиболее вероятной ролью «Миража 2000» станет логистическая поддержка или истребительная деятельность в тылу, где их можно будет использовать для противодействия российским беспилотникам и баллистическим ракетам. Однако любая попытка использовать их вблизи линии фронта, скорее всего, будет пресечена передовыми российскими системами ПВО, отметило Antidiplomatico.
«Устаревшими» называет переданные Украине французские самолеты американский специализированный военный журнал Military Watch. Mirage 2000, пишет издание, — третий класс истребителей, переданных Украине членами НАТО после советского МиГ-29, поставки которого из стран бывшего Варшавского договора начались в 2022 году, и американского F-16, поставки которого начались в начале августа 2024 года. Ни один из этих истребителей не обладает возможностями, сопоставимыми с возможностями Су-27, который ранее составлял основу украинского флота и имел гораздо большую дальность полета, большую грузоподъемность, больший радар и лучшие летные характеристики, но который недоступен для поставок в Украину в государствах, ориентированных на Запад.
Основным фактором в решении о поставке F-16 и Mirage 2000 стала их доступность, поскольку, хотя украинские ВВС уже хорошо знакомы с МиГ-29, и истребители лучше подходят для работы с импровизированных аэродромов, западные запасы советских самолетов в значительной степени исчерпаны. Небольшое количество поставленных F-16 быстро начало нести потери после прибытия на Украину. При этом сообщения о причинах потерь противоречивы. Истребители, поставленные на Украину, значительно уступают тем, что есть в российских ВВС, таким как Су-30СМ и Су-35, и в результате они, как правило, избегают воздушных боев и вместо этого сосредотачиваются на применении дальних воздушных наземных боеприпасов против российских целей . Mirage 2000 также, как ожидается, будут использоваться в качестве надземных пусковых установок для атак крылатыми ракетами, но будут действовать далеко за линией фронта.
Французский истребитель не обладает какими-либо принципиально новыми возможностями, которые уже не присущи F-16 или МиГ-29, и обладает наименее выдающимися летными характеристиками из трех, констатирует американское издание.
Mirage 2000 впервые поднялся в воздух в 1978 году, а его версия для ПВО поступила на вооружение французских вооруженных сил в 1984 году, сообщает другой американский военный журнал Defense News. Компания Dassault Aviation заявляет, что выпустила 600 самолетов, почти половина из которых экспортировалась в восемь стран, включая Бразилию, Объединенные Арабские Эмираты, Грецию и Тайвань. По данным Dassault Aviation, самолет имеет боевую массу 9,5 тонн, максимальный взлетный вес 17,5 тонн, максимальную скорость более 2,2 Маха и может находиться на стоянке в течение 2 часов 40 минут на расстоянии 150 морских миль от базы вылета.
Франция постепенно заменяет свой парк самолетов Mirage на самолеты Rafale компании Dassault Aviation, при этом страна планирует вывести из эксплуатации Mirage 2000-5 в 2029 году, а Mirage 2000 D — в 2035 году. Согласно отчету французского сената в октябре, эксплуатационные расходы французского Mirage 2000 оцениваются примерно в €17 000 за час полета, отмечает американское издание, что означает, что эксплуатация этих самолетов влетит Киеву в немалую копеечку.
Скептически оценили возможности французских истребителей Mirage 2000, переданных ВСУ, в российской госкорпорации «Ростех». В ее комментарии в Telegram-канале отмечается, что этот самолёт морально устарел и значительно уступает российским боевым машинам и, скорее всего, будет использоваться в тылу для перехвата крылатых ракет и БПЛА. Кроме того, Mirage 2000 может быть задействован в качестве носителя ракет типа SCALP / Storm Shadow. По мнению аналитиков, французский истребитель не будет представлять большой проблемы для российских ВКС.
«Mirage 2000 — это морально устаревший самолёт, который по лётно-техническим характеристикам не сильно отличается от F-16 и значительно уступает современным российским машинам. Если брать его истребительные возможности, то это посредственный самолёт с очень короткой «рукой», — считают эксперты «Ростеха». Эффективную дальность работы Mirage 2000 по воздушным целям типа «истребитель» можно оценить максимум в 50 км или даже меньше. «Для сравнения: длина «руки» при работе по воздуху у российских истребителей Су-35С, Су-30СМ2 или МиГ-31 достигает нескольких сотен километров», — говорится в релизе корпорации.
Российский истребитель СМу-57 «прогрессирует к зрелости», отметил отставной старший офицер индийских ВВС маршал авиации Анил Чопра. Он подчеркнул, что заявленные затраты на жизненный цикл истребителя сопоставимы с затратами на Су-27, Су-30 и Су-35, в отличие от американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35, которые значительно дороже в обслуживании, чем их предшественники четвертого поколения. Это делает Су-57 весьма доступным.
Решение Франции передать Украине свои истребители Mirage 2000-5 не поможет ВСУ, но втянет страну в эскалацию конфликта, высказал мнение в интервью РИА Новости депутат Госдумы генерал-майор запаса Леонид Ивлев. По его словам, это чревато дальнейшим увеличением напряженности в Европе.
«Русская поговорка «На тебе, Боже, что нам негоже» очень точно отражает суть французского подарка киевскому режиму. <…> Такая авиация не поможет ВСУ, однако по полной втягивает Францию в эскалацию конфликта на Украине и в дальнейшее увеличение напряженности в Европе», — сказал он.
Депутат назвал истребитель Mirage 2000 «пустышкой» и «чемоданом без ручки». Он указал, что такие самолеты не выпускались уже порядка 20 лет, а первый полет состоялся в 1978 году. Такому воздушному судну не помогут даже последние модификации, выразил уверенность Леонид Ивлев.
По словам парламентария, истребители Mirage 2000 сходны по характеристикам с советскими МиГ-29, которые остались на Украине после распада СССР. Он подчеркнул, что российские летчики регулярно их сбивают, поскольку дальность бортового прицела самолета ниже, чем у российских Су-27 и Су-35.
Как указала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, поставки французских истребителей Mirage 2000 на Украину лишь сильнее загоняют ситуацию в тупик для Запада и киевского режима, постоянно требующего денег и оружия. А ранее посол России во Франции Алексей Мешков заявил, что Запад активно использует Украину для того, чтобы протестировать своё новое оружие и избавиться от старого.
Андрей Соколов, Столетие