Даже в условиях фактической войны со всем «коллективным Западом» могучий потенциал российской авиационной промышленности позволяет не ограничиваться только нуждами фронта
Фото: Риа Новости
Исторически Россия – крупнейшая авиационная держава мира и родина самых известных в мире авиаконструкторов, в том числе и американских (один Сикорский чего стоит!) и сегодня остается в этой передовой сфере одним из мировых лидеров.
Практически по всему фронту авиационных разработок Россия продолжает интенсивное движение вперед, не забывая о запросах мирового рынка на котором наша авиатехника всегда была максимально востребована. Характерно и то, что даже в условиях СВО уровень активности на этом направлении только нарастает.
Кстати, это как небо от земли отличает современную Россию от Украины, которая ни жить, ни воевать без заграничной поддержки уже давно не может.
В этой связи обращает на себя внимание свежая новость от ПАО «Яковлев» где продолжается успешное развитие концепции легких штурмовиков Як-130.
«Первые три учебно-тренировочных самолета Як-130М, которые могут выполнять боевые задачи легкого штурмовика, находятся на этапе сборки на авиазаводе в Иркутске, сообщили РИА Новости в ПАО «Яковлев» (входит в «Ростех»).
Впервые прототип Як-130М был представлен на выставке «Армия-2024». Как сообщили тогда РИА Новости в пресс-службе ПАО «Яковлев», модернизированный учебно-боевой самолет Як-130М сможет успешно решать задачи боевого применения в конфликтах низкой интенсивности».
Ссылка на адаптацию этой машины к так называемым «конфликтам низкой интенсивности» является прямым указанием на то, что Як-130М создается для внешнего рынка, поскольку боевые действия на Украине являются конфликтом высокой интенсивности.
«Конфликт низкой интенсивности (англ. Low Intensity Conflict или LIC) — понятие, изначально введённое в оборот американским оборонным ведомством для обозначения тех видов военно-политического противостояния, напряжённость которых явно превышает обыденную конкуренцию мирными средствами, но не дотягивает до классического понимания традиционных военных действий. В настоящее время термин конфликт низкой интенсивности имеет весьма размытую смысловую наполненность и широко используется для обозначения вооружённых конфликтов самой различной природы за исключением, пожалуй, только обычных и ядерных войн между крупными государствами».
Особенно важной новостью последних дней стал уже запланированный на 2025 год выход на мировой рынок новейшего российского истребителя пятого поколения Су-57.
Обращает на себя внимание и тот факт, что российский авиапром активно использует для выполнения зарубежных заказов не только новые разработки, но и тот высокий модернизационный потенциал, который был заложен в нашу авиатехнику еще в советские времена.
Особого внимания заслуживают российские усилия по созданию полноценной линейки современных авиационных двигателей для самолетов и вертолетов, как военных, так и гражданских. Двигатель – основа основ всей авиации. Можно изобретать какие угодно аэропланы, но если у вас нет надежных и мощных двигателей, вам придется покупать их за границей. А это тупик и полная зависимость от иностранного поставщика. Россия сумела избежать такой участи и остается в числе тех немногих держав мира, у которой с давних времен всё в этой области соответствует гимну наших авиаторов:
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор».
«ОДК сертифицировала новый турбовальный двигатель ВК-650В, который заменит западные силовые установки на российских легких вертолетах «Ансат» и Ка-226. Церемония вручения сертификата от Росавиации прошла на предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге, где разработан и будет серийно выпускаться двигатель. ВК-650В стал первым российским вертолетным двигателем в классе мощности 650-750 л.с.
Его разработка и сертификация стартовала в 2019 году. В 2023-м были завершены инженерные испытания нового мотора, а год спустя началась отработка ВК-650В на вертолете «Ансат».
Сертификация ВК-650В позволит возобновить выпуск легких вертолетов «Ансат» и Ка-226, прекратившийся в 2022 году, после ухода из РФ западных поставщиков.
Теперь ВК-650В будет использоваться вместо американских PW207K на «Ансате» и французских Safran Arrius 2G1 на Ка-226.
Кроме этого, новый российский мотор позволит реанимировать программу однодвигательного вертолета Ми-34.
Согласно правительственной программе развития авиационной отрасли, первые восемь серийных ВК-650В должны быть поставлены уже в этом году.
До 2030 г. общий объем их поставок должен составить 308 единиц. Это позволить выпустить до конца десятилетия 187 «Ансатов» и шесть Ка-226».
Продолжается и работа над перспективными образцами легкомоторной авиации, которые также полностью переводятся на российские комлектующие.
«Новый легкий учебно-тренировочный самолет первоначальной подготовки пилотов Воздушно-космических сил России Як-152 может быть оснащен вертолетным двигателем ВК-650, эскизная работа проведена, заявил РИА Новости заместитель гендиректора ОАК по гражданской авиации, гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский.
Двигатель ВК-650 изначально создавался для оснащения вертолетов Ка-226, «Ансат», VRT-500.
В конце 2023 года, в соответствии с ранее утвержденными планами, были завершены государственные совместные испытания Як-152. В ходе этих испытаний были подтверждены основные летно-технические характеристики самолета. Следующим этапом развития проекта станет импортозамещение немецкого двигателя, воздушного винта и других комплектующих Як-152 на российские аналоги.
Существующие на сегодняшний день первые образцы Як-152 оснащены немецкими двигателями RED A03».
Особую значимость интенсификация работ по проекту Як-152 может иметь для решения ряда специфических задач, возникающих в ходе СВО. Необходимость создания эффективного авиационного компонента противовоздушной антидроновой обороны на базе легких и недорогих самолетов-перехватчиков, стала совершенно очевидной в последние два года, которые противник использовал для максимального наращивания ударов беспилотников по объектам в глубине территории России.
Привязанная к этим точкам, так называемая «объектовая ПВО» выполняет роль последнего рубежа обороны и далеко не всегда справляется со своими задачами. Тем более, что враг пользуется преимуществом полной свободы выбора целей для нанесения ударов, что в условиях нашей огромной страны полностью исключает возможность создания сплошной наземной системы антидроновой ПВО. В то же время применение против простейших и тихоходных беспилотников тяжелых истребителей-перехватчиков, или боевых вертолетов, каждый вылет которых стоит огромных денег притом, что они крайне необходимы на фронте, нецелесообразно ни с военной, ни с экономической точек зрения.
И потому можно только приветствовать тот факт, что российская авиапромышленность интенсивно развивается и работает в унисон как с неотложными потребностями фронта СВО, так и с интересами России как мировой авиационной державы.
Юрий Селиванов, специально для News Front