О возможной дипломатической «авантюре» Азербайджана: крушение лайнера AZAL

Чуть меньше чем за неделю до Нового года в Азербайджане произошла страшная трагедия, которая унесла десятки жизней и всколыхнула медиапространство Европы и Азии. Утром 25 декабря пассажирский самолет типа Embraer 190 ЗАО Azerbaijan Airlines (AZAL), выполнявший рейс Баку – Грозный №J2-8243, потерпел крушение вблизи казахстанского города Актау. На борту находились 67 человек, включая 5 членов экипажа (37 граждан Азербайджана, 16 – России, шесть – Казахстана и три – Кыргызстана)

Источник фото: daryo.uz

По последним данным, в катастрофе погибли 38 человек, выжили – 29. В числе погибших – три члена экипажа, включая обоих пилотов. 26 декабря в Азербайджан были доставлены 14 раненых и тела четырех погибших.

Хронология событий

После крушения по поручению Президента Ильхама Алиева была создана государственная комиссия под руководством премьер-министра Али Асадова для расследования причин инцидента.

Президент России Владимир Путин буквально сразу после произошедшего позвонил главе Азербайджана и президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву и принёс свои искренние извинения в связи с тем, что эта трагедия произошла в воздушном пространстве России.

9 января пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Россия оказывает содействие в расследовании причин крушения самолета Azerbaijan Airlines (AZAL) в Казахстане. По его словам, РФ заинтересована в объективном и беспристрастном расследовании катастрофы.

Песков сказал, что были даны «все необходимые поручения следственным органам». Он заверил, что российская сторона оказывает «содействие и взаимодействие в расследовании причин этой аварии».

Первые данные расшифровки «черных ящиков» по катастрофе самолета авиакомпании AZAL в Актау не подтверждают часть фигурирующей в СМИ информации об инциденте, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров 14 января.

Он подчеркнул, что до завершения расследования не следует «нагнетать атмосферу в медийном пространстве, используя сведения, которые по большому счету не подтверждаются информацией с «черных ящиков».

Атмосферу недоверия стали нагнетать, используя самые разные данные. Лавров не стал уточнять деталей, поскольку, действительно, официальные комментарии должны базироваться на проверенных сведениях.

Еще задолго до обнаружения черных ящиков президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Россия должна признать вину в крушении гражданского лайнера «Азербайджанских авиалиний». По его словам, лайнер дезориентировали системы РЭБ, а потом он получил повреждения и потерял управление. По мнению главы государства, судно сбили не специально, однако российская сторона якобы намеренно скрывает случившееся.

На встрече с семьями погибших в катастрофе и выжившими членами экипажа 6 января он заявил, что вина за гибель граждан Азербайджана лежит на представителях России. Кроме того, глава Азербайджана отказался направлять чёрные ящики разбившегося самолёта на экспертизу в Межгосударственный авиационный комитет (МАК) СНГ, усомнившись в его объективности. Он обвинил Россию в том, что она пытается «замять» инцидент, а также, что она якобы намеренно лгала о птицах, попавших в двигатели лайнера. Хотя, как сейчас известно, первопричиной трагедии стала атака на Грозный украинских беспилотников.

В свою очередь, СК России возбудил уголовное дело по статье 263 УК о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (в катастрофе погибли семь граждан России).

Алиев, критикуя Россию, затеял, возможно, самую неоднозначную игру в своей политической карьере. Вопрос этот может вовсе не касаться крушения лайнера AZAL, в котором азербайджанский лидер обвиняет Москву (это может быть лишь предлогом), а касается большой и жестокой газовой войны в Европе. ЕС потребовал от Баку удвоить поставки газа после прекращения транзита голубого топлива из России через Украину. Но европейцы отказались давать Алиеву на это деньги, и единственным способом наращивания поставок для Баку являются русские трубы — для реэкспорта азербайджанского газа Украиной, что принесёт прибыли не только Азербайджану, но и Киеву.

Кто на самом деле виноват в трагедии: версии

По мере расследования причин катастрофы появляются новые обстоятельства произошедшего. И они совсем не в пользу Баку. В частности, под вопросом уровень компетентности экипажа. Складывается впечатление, что профессиональные качества экипажа оставляли желать лучшего.

В интернете появилась аудиозапись переговоров пилота в кабине самолёта, которая длилась до момента крушения. Из неё становится ясно, что при заходе на посадку в Грозном самолёт оказался ослеплён, поскольку из-за атаки в тот момент на город украинских БПЛА не было сигнала GPS. Экипажу пришлось перейти на использование наземных радиомаяков (NDB). И в это время выяснилось, что второй пилот не имел опыта посадки в таких условиях и никогда ранее этого не делал.

Стоит обратить внимание и на такой момент в переговорах.

Командир обращается к диспетчеру: «Так, у нас ситуация такая. Кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон. А значит, запах топлива идёт. Пассажиры теряют сознание. Разрешите, мы пойдём на меньшей высоте?»

То есть получатся, что версия взрыва баллона была высказана именно экипажем, а не придумана кем-то в интересах России. Это ещё одно доказательство того, что претензии Алиева к Москве – не вполне обоснованы.

Ответ России

У России достаточно рычагов, чтобы убедить Азербайджан отказаться от столь радикальной риторики. По итогам первого полугодия прошлого года доля переводов в Азербайджан из России составляет 50 процентов рынка. В России проживают два миллиона этнических азербайджанцев.

Аграрный товарооборот Азербайджана и России по итогам прошлого года составил $1,5 млрд, а за восемь месяцев текущего года вырос почти на 10%, заявил заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин в Баку в ходе деловой миссии российских компаний-экспортеров продукции АПК.

По его словам, РФ более чем на треть покрывает импорт Азербайджана продуктов питания. Но потенциал сотрудничества стран в этой сфере значительно выше, потому что и население республики, и его благосостояние растут.

Очень много молочной продукции от российских компаний представлено на азербайджанском рынке, переработанная пищевая продукция также пользуется популярностью. При этом, отметил Левин, эта продукция на азербайджанском рынке стоит дорого, поэтому нужно расширять присутствие российских компаний и зарабатывать на обороте.

В случае открытого дипломатического конфликта с Москвой, Баку лишится доходов с этой весьма выгодной для себя сферы.

Баку между тем продолжает гнуть свою линию — азербайджанские власти закрыли «Русский дом» и фактически парализовали деятельность азербайджанского филиала информагентства «Спутник», выдвинув ультимативные требования.

Каковой может быть истинная цель разрыва дружественных отношений Баку с Москвой?

Азербайджан — один из крупных экспортёров природного газа в Европу. Вообще, ценность голубого топлива для стран ЕС уже просто зашкаливает, тем более что с началом 2025 года прекратило действие соглашение о транзите газа из России в Европу через Украину.

По данным государственного таможенного комитета Азербайджана, республика за январь — ноябрь 2024 года экспортировала 23,5 млрд кубометров газа на сумму 7,6 млрд долларов. Из этого объёма порядка 12 млрд кубометров пришлось на Европу. Газ у Азербайджана покупают Турция, Италия, Греция, Болгария, Румыния, Венгрия и Сербия. Голубое топливо поставляется Южным газотранспортным коридором (TANAP) и через Трансадриатический трубопровод (TAP) из Азербайджана в Грузию и Турцию, далее — через Болгарию в Грецию и Италию. Газ этот у Азербайджана — ввиду кампании Запада по дискредитации России — после начала военного конфликта стали покупать очень жадно: Турция в 2023 году стала основным покупателем (8,8 млрд кубометров), на втором месте Италия (7,5 млрд кубометров).

В Европе, к слову, никогда и не скрывали, что Южный газотранспортный коридор нужен для того, чтобы в перспективе заместить на своём рынке газ из России. Однако, во-первых, неясно, как азербайджанский газ через Южный коридор попал бы, скажем, в Австрию или Словакию, а во-вторых, мощности имеющихся в распоряжении Баку двух труб явно недостаточно для таких задач.

Да и возможности России и Азербайджана несопоставимы. Так, за период с 1 января по 14 июля 2024 года Азербайджан поставил в ЕС 6,9 млрд кубометров газа, тогда как Россия более чем в два раза больше — 17,2 млрд (а перед этим объёмы и вовсе измерялись сотнями миллиардов кубометров).

Летом 2022 года случилось событие, на которое тогда мало кто обратил внимание, хотя оно до сих пор способно полностью изменить газовый рынок Европы, сказаться на доходах от экспорта газа Россией и Азербайджаном, а также сильно повлиять на отношения двух стран. Можно даже сказать, что ЕС предпринял своего рода «ход конём», чтобы обрести выгоды ценой вбивания клина между Баку и Москвой. О чём речь?

18 июля 2022 года в Баку приехала глава европейской дипломатии Урсула фон дер Ляйен, заключившая с Азербайджаном соглашение об увеличении поставок азербайджанского газа в Европу. Произошло это после введения новых санкций ЕС против России из-за начала военного конфликта на Украине, когда Брюссель стал заявлять, что начнёт постепенный отказ от русского газа.

В своём выступлении на II Глобальном медиафоруме в Шуше 20 июля 2024 года Алиев сообщил, что Европа попросила Азербайджан нарастить поставки газа по TANAP с 16 до 32 млрд кубометров и по трубопроводу TAP с 10 до 20 млрд кубов. Алиев тогда обратил внимание, что от Азербайджана это потребует многомиллиардных инвестиций в увеличение добычи и наращивание экспортных возможностей, тогда как сам ЕС на это не хочет давать ни копейки.

«Они хотят, чтобы мы вложили дополнительные миллиарды, в то время как в ЕС говорят, что через 10 лет или, может, даже меньше газ им будет не нужен. То есть мы должны быть сумасшедшими, чтобы инвестировать миллиарды в то, что им не понадобится, а потом они смотрят нам в глаза и говорят: где наш газ? Так что мой посыл: прекратите эту игру, вы знаете, что без ископаемого топлива жить невозможно», — сказал тогда Алиев.

Затем стали происходить и более интересные вещи. Агентство Bloomberg сообщило, что к ноябрю по крайней мере две страны ЕС вознамерились персонально договориться с Азербайджаном о закупке у него азербайджанского газа вместо русского после того, как транзит через Украину прекратится с началом 2025 года. Страны эти — Словакия и Австрия.

Обе страны вышли на Баку с просьбой, чтобы азербайджанский газ поставлялся по… русской трубопроводной системе — той самой, по которой голубое топливо шло в Европу из России, пока действовал транзит через Украину.

Для Алиева такой способ стал бы выходом из весьма щекотливой ситуации: соглашения об увеличении поставок в ЕС заключены, а вот поставлять нечем — все трубы уже под завязку. Осталось лишь договориться с Россией, чтобы она предоставила Азербайджану свои трубы. Иными словами, Европа грезит тем, чтобы заменить в качестве поставщика газа через Украину Россию с её “токсичным” газом на Азербайджан. И все в плюсе: Баку заработает на поставках, ЕС получит газ, а Украина — оплату за транзит (правда, там предпочитают использовать слово “реэкспорт”). А что Россия? А ничего.

Эксперты сразу вспомнили, что Россию и Азербайджан связывает газопровод Баку — Ново-Филя, по которому Азербайджан по необходимости также закупает газ у России. Эту трубу, впрочем, можно использовать и в реверсном режиме — Азербайджан бы прокачал по ней свой газ до России, а Россия — уже по своим трубам до Украины.

Ну а кроме прочего, уже в октябре 2024 года новую «схему» Алиеву предложил уже Владимир Зеленский. Именно поэтому к украинскому главе не было никаких претензий по поводу украинских беспилотников, которые также были замешаны в аварии.

Претензии по катастрофе самолёта AZAL могут быть лишь предлогом, оказавшим Алиеву услугу для того, чтобы начать решать застарелые газовые вопросы.

Последствия конфликта для азербайджанцев

Сложность ситуации в том, что президент Азербайджана в своем стремлении выглядеть истинным лидером региона сильно рискует, поскольку затронул интересы и президента США Дональда Трампа. Действия и заявления Алиева идут вразрез с планами Вашингтона в этом регионе. И если ситуация выйдет на уровень реального конфликта, Эрдоган может не рискнуть встать на защиту своего «младшего брата».

Недавно Алиев рассказал, что Азербайджан вел переговоры с Грузией и пришел к соглашению. Но США, еще в период предыдущего президентского срока Трампа, выступили против строительства железной дороги от Баку до турецкого Карса через Тбилиси. США настаивали на том, чтобы в данный проект надо включить и Армению.

«Особенно возражали против этого Соединенные Штаты Америки. А причина опять же была в их проармянской политике, потому что считалось, что этот проект оставляет в стороне Армению», – обвинил Трампа Алиев.

Кроме того, он назвал власти США «неблагодарными», которые, мол, когда нуждались в помощи, воюя в Афганистане, они шли Баку навстречу. А после вывода войск изменили свою позицию в отношении Азербайджана.

Пока неизвестно, выльется ли медийное противостояние Москвы и Баку в более крупный дипломатический конфликт, однако ясно одно: основную тяжесть последствий, как всегда, почувствуют на себе простые граждане Азербайджана.

Игорь Филатов, специально для News Front