На Украине приняли очень важный закон о множественном гражданстве, но слишком поздно

Верховная рада Украины приняла закон о множественном гражданстве, который позволяет украинцам иметь двойное гражданство с дружественными странами и автоматически лишает гражданства тех, кто получил паспорт недружественной страны. Это очень правильный закон. Миллионы граждан Украины русского происхождения более трёх десятилетий мечтали о таком законе, ибо он открыл бы им путь к российскому гражданству

 

Источник фото: topwar.ru

Дело в том, что до начала СВО для большинства граждан Украины получение российского гражданства было нереальным либо же в лучшем случае требовало огромных усилий без гарантии успеха. В России действовало требование, согласно которому для получения российского гражданства граждане Украины должны были предоставить справку украинских официальных органов о лишении их украинского гражданства.

Были исключения, например получение гражданства по программе переселения, но там возникали свои трудности, так как программа предусматривала определённые квоты. То есть надо было, чтобы в регионе, который имел квоты по программе переселения, была востребована именно ваша профессия, что, мягко говоря, не всегда совпадало.

Казалось бы, что за проблема получить жалкую справку? Но проблема была неразрешима. Даже еврею в 70-е годы выехать из СССР в Израиль было легче, чем гражданину Украины отказаться от навязанного ему гражданства. Украина рассматривала своих граждан как доставшихся ей крепостных. Больше всего она боялась заметного оттока граждан в Россию. Так как это разрушило бы националистический миф об «извечной борьбе с москалями» и об «обретении желанной свободы». Невозможно было бы объяснить массовое бегство «освобождённых» из «свободы» в «несвободу».

Поэтому механизм выхода из украинского гражданства был выстроен таким образом, чтобы реализовать подобное намерение было физически невозможно. Была предусмотрена даже тотальная коррупционность украинской системы, в которой за взятку вам могли сделать даже такую справку, которую в принципе получить было невозможно. Поэтому последней инстанцией в лишении гражданства был президент. То есть, после того как вы уговорили бюрократов выдать вам ведро соответствующих справок (или купили эти справки), указ о лишении вас гражданства должен был подписать президент Украины (иного варианта не существовало).

Указ подписывался раз в год. Независимо от числа попавших документов, выпускали из украинского крепостного состояния не больше двух десятков человек. В год из гражданства выпускали 5–10–15 счастливчиков, чтобы показать, что механизм работает, но «больше нет желающих покидать украинские райские кущи». Ну а потом, как это бывает во всех бюрократических системах, срок действия вашей справки истекал и надо было получать новую. Да и российский работодатель (а ведь для получения российского гражданства надо было также иметь работу и регистрацию в России) не собирался вас ждать годами. Тем более что граждане среднеазиатских или закавказских государств подобных проблем не имели и имеющуюся вакансию можно было заполнить ими.

Ситуация начала меняться в 2014 году, когда Россия столкнулась с первым потоком беженцев от хунты из всех регионов Украины, в том числе с миллионами из Донбасса. Старая система легализации моментально захлебнулась, а отправлять этих людей назад на Украину было не комильфо, ибо многих бы просто убили, а других посадили. Вначале были приняты паллиативные меры, позволившие оперативно решить возникшую проблему. Затем постепенно миграционное законодательство на украинском направлении начало меняться (сперва на уровне ведомственных инструкций, а со временем и указов президента).

С 2022 года проблема в целом была решена. К тому времени миллионы бывших граждан Украины уже перебрались в Россию (не считая тех миллионов, кто перебрался в 2014 году вместе с территориями), русофильская украинская эмиграция в целом иссякла. Какое-то количество не сумевших выехать русских на Украине осталось, но оно уже было исчезающе мало, тем более что подавляющее большинство из оставшихся были оперативно посажены режимом в тюрьмы. Сейчас в Россию всё больше прибывает экономических и «военных» эмигрантов из тех, кто бежал в ЕС от экономических проблем или от ТЦК, но не сумел там устроиться. При закрытых во все стороны границах Украины уцелевшим русофилам проще и безопаснее дождаться освобождения дома, чем пытаться вырваться путём нелегального перехода границы.

Именно поэтому только теперь украинские власти наконец «расщедрились» на закон, который автоматически лишает украинского гражданства тех, кто получил паспорт десятка стран, включая Россию, проголосовавших в 2014 году против резолюции ГА ООН о территориальной целостности Украины, инициированной Киевом с группой поддержки, в связи с переходом Крыма и Севастополя в состав России. В Киеве осознали, что те, кто хотел и смог вырваться в Россию и получить её гражданство, уже назад не вернутся. Если раньше они ещё боялись политической конкуренции со стороны эмигрантов-«возвращенцев», небольшой группы отставных политиков, мечтавших вернуться к власти на Украине после победы России, то сейчас тех, у кого остались такие амбиции, в Киеве трактуют как политических фриков. Дело даже не в том, что их давно забыли на Украине. Просто киевские власти отдают себе отчёт, что в нынешней ситуации гораздо реальнее увидеть у власти в Киеве российского генерал-губернатора, чем кого-то из «бывших».

В общем, в нынешней ситуации, когда миллионы бывших граждан потеряны для Украины навсегда, не только информационно полезно сделать вид, что «не очень-то они были и нужны», «мы их сами прогнали», но и с точки зрения политической, с точки зрения борьбы за контроль над каким-нибудь гипотетическим остатком украинской территории крайне выгодно делегитимировать возможное участие в гипотетических референдумах по территориальным вопросам тех, кто потенциально проголосует за Россию. Они, мол, не украинские граждане и участвовать в определении судьбы Украины не имеют права. Поэтому автоматическое лишение гражданства не только не распространяется на тех, кто получил гражданство дружественных Украине стран, но, наоборот, подобного рода двойное гражданство даже поощряется. Чтобы проевропейские украинцы, получив молдавское или румынское гражданство, не выбрасывали «независимые» паспорта, а продолжали декларировать себя гражданами Украины. В Киеве резонно считают, что европейская диаспора проголосует против России даже с большей вероятностью, чем их собственное подмандатное население.

Боюсь только, что данный полезный закон уже ничем Украине не поможет. Будь он принят в 1992 году, за тридцать лет подавляющее большинство русских и симпатизирующих России граждан Украины просто уехали бы, оставив территории, дома и значительную часть имущества: всё с собой не увезёшь. Киев потерял бы миллионов десять населения (которое он и так потерял за последние десять лет), но консолидировал бы остальных, сделав невозможными выступления 2014 года в регионах Юго-Востока: выступать было бы некому ввиду резкого изменения этнополитического баланса. Пишу этнополитического, поскольку до сих пор украинец — не национальность, но вопрос политического выбора для большинства граждан Украины, исключая, возможно, большую часть Галиции.

В общем, сегодня этот закон уже никому не нужен — ни людям, ни даже киевской власти, потому как решать, какие территории кому отойдут и как это обосновать, будут в Москве, мнение же Киева по этому поводу не интересно даже Урсуле фон дер Ляйен.

Ну и напоследок необходимо отметить, что украинская власть традиционно пренебрегает юридической корректностью даже в тех случаях, когда это в её интересах. Украинскую конституцию начали менять в угоду политической необходимости, а зачастую и просто пренебрегать ею уже с 2005 года, с ющенковского третьего тура выборов. Кстати, на ПМЭФ Путин заявил, что нелегитимность высшего руководителя ставит под вопрос легитимность всей системы. Так надо иметь в виду, что в таком случае вся украинская система нелегитимна с 2005 года. Хоть я лично считал бы нелегитимной с 2005 года только президентскую власть, а всю систему — с 2007 года, когда после второго государственного переворота, организованного Ющенко, потерял легитимность парламент, а значит, и утверждаемое им правительство.

Тот же Ющенко придумал интересный способ увольнения чиновников, которых не мог уволить по закону. Он аннулировал указ о назначении. Получается, что чиновник никогда не был назначен. Здесь, правда, возникала юридическая коллизия, поскольку подписи «никогда не назначенных министров» красовались под действующими государственными актами, в том числе под экспертизой законопроектов, уже ставших законами, под международными соглашениями и т. д. В принципе, документы, подписанные чиновником, который «никогда не был назначен», должны были моментально потерять силу, что вызвало бы коллапс как во внутренней, так и во внешней политике. Но когда такие «пустяки» смущали украинские власти? Чиновника якобы никогда не было, а подписанные им документы действуют, и никаких проблем: что хотим, то и делаем, чай «суверенны и независимы». Поэтому украинцы до сих пор не понимают, почему у них в 2014 году был переворот. Им же понравилось — значит всё было правильно.

Так вот, вновь принятый закон позволяет Коломойскому, Корбану и прочим жертвам внутрихунтовской политической борьбы оспорить факт лишения их украинского гражданства. Лишали их на основании наличия второго (третьего) гражданства. Но они были счастливыми обладателями паспортов «дружественных» стран. Поскольку же закон, облегчающий положение гражданина, обладает обратной силой (в отличие от закона, который положение гражданина ухудшает), они могут апеллировать к вновь принятому закону с требованием вернуть им паспорта.

Ещё один нюанс. Дружественные и недружественные страны имеют обыкновение периодически меняться местами. Поэтому определение таковых законом также может привести к некоторым издержкам. Учитывая украинскую традицию пренебрежения любыми законами, Раде следовало просто наделить президента правом лично определять в каждый отдельный момент времени, какое государство дружественное, а какое нет. Это полностью развязало бы руки украинским властям в вопросе, кого и когда считать украинским гражданином, вплоть до использования метода генерала Чарноты: надо кого-то посадить — вписали в граждане — посадили и тут же выписали обратно.

В принципе же с учётом того непреложного факта, что скоро Верховной раде будет негде собираться (возможно, это произойдёт даже раньше, чем она потеряет кворум в результате повального бегства депутатов за рубеж), Зеленскому пора предложить своему парламенту законопроект, наделяющий президента на неопределённое время (на его собственное усмотрение) неограниченными законодательными и исполнительными полномочиями с правом передачи власти как по наследству, так и по завещанию.

Только так можно сохранить основы украинской государственности, где бы ни пришлось прятаться её последнему носителю (хоть в джунглях Амазонки). Он там сможет палочкой на песке указы издавать и о границах «Украины», и о её «гражданстве», и о чём вообще захочет, хоть бы даже о том, что, пока ему не принесут корзину подснежников, Новый год не наступит (а будет продолжаться декабрь).

Ростислав Ищенко, ИА Альтернатива