Эксперты признали очевидные успехи Москвы
Уходящий 2016 год начинался для России, казалось бы, неблагоприятно, а многочисленная когорта западных экспертов и аналитиков предрекали нашей стране стагнацию, усиление антироссийских санкций, формирование новых угроз, особенно на южном геостратегическом направлении, а также дальнейшее сокращение экономики на фоне невозможности роста притока инвестиций и возрастающей нагрузки на бюджет в связи с необходимость, с одной стороны, поддерживать социальную стабильность, а с другой — увеличивать траты на оборону и безопасность.
Однако итоги года, которые подводим теперь не только мы, но и западные экспертные центры, тесно связанные с евроатлантическим разведывательным и военным сообществом, вынуждены констатировать тот факт, что, несмотря на все угрозы и проблемы, российскому руководству удалось стабилизировать ситуацию в экономике, а также продолжить независимый внешнеполитический курс, прежде всего на ближневосточном направлении, при параллельном диалоге с наиболее адекватными политическими силами внутри Евросоюза, причём как из оппозиционного лагеря, так и с лидерами европейских стран, наиболее пострадавших от санкционной и ответной контрсанкционной политики в отношениях между Москвой и Брюсселем.
Аналитики вашингтонского экспертного центра Stratfor в своём докладе «Очередной год противостояния России с Западом» делает прогнозы относительно того, как в 2017 году будут развиваться российско-американские и российско-европейские отношения в целом, и выводы говорят о том, что предстоящий 2017 год станет прорывным для Москвы, позволив существенно ослабить режим международной изоляции и восстановить своё влияние на периферии своих границ.
Аналитики Stratfor отмечают тот факт, что Россия, которая предыдущие два года испытывала серьёзное давление со стороны Запада из-за кризиса на Украине и событий на Ближнем Востоке, и в Сирии в частности, может смотреть в 2017 год с оптимизмом. В докладе указывается, что в прошедшем году трения в западном лагере выявили нарастающий раскол в ещё недавно едином антироссийском фронте. События вокруг Brexit, президентских выборов в США, голосования на референдумах и выборах в других европейских странах — для России подковёрная борьба в западном лагере представляет уникальную возможность для сепаратного сговора с частью западных элит, чтобы подорвать санкционный режим.
На основании этого делается вывод о том, что Москве удастся восстановить своё влияние на постсоветской периферии, так как Запад не будет сопротивляться активной политике России на этом направлении по причине того, что в настоящий момент начали себя активно проявлять противоречия внутри самого евроатлантического сообщества, прежде всего по вопросам того, как будет развиваться глобальный проект, продвигаемый до последнего времени глобальными элитами, прежде всего американскими и европейскими. В качестве примера приводится ситуация с фактически подвисшими вопросами более тесной интеграции с Евросоюзом Украины и Грузии, что, собственно, и являлось главным мотивом и движущей силой мобилизации сторонников сближения этих стран с Западом и жёсткой конфронтации с Россией.
Американские аналитики указывают также и на то, что даже те страны, которые и так объединены с Россией в интеграционных структурах, будут усиливать своё сотрудничество с Москвой, так как на пространстве бывшего СССР теперь нет иной силы, кроме России, равной по военной, экономической и дипломатической мощи.
Соответственно, делаются выводы о том, что Россия укрепит свои позиции в евразийском регионе, постепенно восстанавливая зону своего прежнего влияния.
Подобного рода откровения аналитиков структуры, называемой ещё неофициально «теневым ЦРУ», а также публичные шаги команды избранного президента США Дональда Трампа в сторону России свидетельствует о том, что у части американского истеблишмента сформировалось понимание вредности и ненужности противостояния с Россией, по крайней мере, в среднесрочной перспективе и в свете скорректировавшейся внешнеполитической доктрины Вашингтона, который намерен перенести фокус своего внимания на Тихоокеанский регион и видит в качестве своего основного соперника скорее Китай, нежели Россию.
В этой связи довольно примечательными выглядят сигналы о том, что в качестве потенциального эмиссара в переговорах между новой администрацией и руководством России может стать патриарх американской дипломатии Генри Киссинджер.
Причём, как подчеркивают в американских СМИ, речь вполне может пойти как раз о таком развитии ситуации, о котором говорится в докладе Stratfor’а. Следует отметить при этом довольно любопытную деталь, согласно которой зоной стратегических интересов России будет признан весь западный и южный фланг постсоветского пространства, что неизбежно приведёт к полной перенастройке политических режимов на Украине и в Грузии.
Учитывая озвученные приоритеты новой администрации в плане борьбы с запрещённой на территории России террористической организацией ИГИЛ (структура запрещена в РФ – ред.), можно ожидать масштабную переконфигурацию американских финансовых, логистических, а также военных ресурсов на Ближний Восток. Завязнувшим под Мосулом и попавшим в определённую зависимость от прокси-союзников Ирана в лице многочисленных шиитских ополчений в Ираке американцам нужны какие-то мосты и общая стратегия по борьбе с террористами, согласованная и реализуемая вместе с Россией.
Вопрос лишь в том, что потребуют Соединённые Штаты в обмен на частичную (полной отмены, скорее всего, не будет, и тут дело даже не в Трампе, а в группах интересов в конгрессе, в том числе и среди республиканского руководства). Вполне возможно, что под убаюкивающие дудки вашингтонского экспертного сообщества, вдруг резко «подобревшего» по отношению к России, скрываются попытки в обмен на отмену ряда несущественных ограничений или возвращение в совершенно ничего не решающие международные дискуссионные площадки типа G7 от России потребуют, к примеру, остановить развитие сотрудничества с Китаем или активнее вовлечься в ближневосточный конфликт, что чревато для нашей страны прямо-таки экзистенциальными рисками.
В любом случае, прошедший год обнажил внутреннюю, прежде всего политическую, слабость Запада, усталость от навязываемого многим странам евроатлантического сообщества мнения как по отношению к России, так и по многим экономическим и культурным аспектам, что и выразилось наиболее ярко при сопротивлении и откровенном саботаже общей миграционной политики Брюсселя. Россия же, что самое главное, смогла пережить пик санкционного и политико-дипломатического давления Запада, а затем и найти ассиметричные ответы, включая Сирию, а также идущую в стране большую внутреннюю работу как по экономическому, так и по антикоррупционному треку.
Поэтому, подводя итоги года уходящего, можно констатировать тот факт, что геополитические условия стали для России благоприятнее, но основа роста влияния Москвы как на постсоветском пространстве, так и на мировой арене кроется во внутренних факторах, прежде всего в экономике, состоянии промышленной базы, наличии мощных вооружённых сил и привлекательного для других стран культурного и информационного пространства, способного реализовывать весь потенциал российской «мягкой силы».