Лапша до востребования. Юрий Селиванов

Растущее недовольство россиян качеством «информационно-смыслового» продукта, отражает не мнимый конфликт народа и власти, а растущее отставание медиакультурной сферы от запросов современного российского общества

Лапша до востребования

Новости о снижении уровня доверия россиян к основным составляющим того, что можно назвать информационно-смыслообразующим пространством страны в последние дни стали сыпаться как горох из дырявого мешка. Только что социологи сообщили, что уровень доверия граждан к новостным программам телевидения уменьшился всего за один год сразу на 13% – с 63% до 50%.

Несколько ранее появились сообщения о неблагополучии и в том медийном сегменте, который отвечает за связь власти и общества. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 58% граждан считают, что СМИ неточно передают мнение Президента страны и считают востребованными прямые каналы коммуникации. Согласно опросу, 64% россиян хотели бы знать личное мнение Путина по всем темам, а не позицию его всевозможных «интерпретаторов». Не случайно одним из лучших способов общения с национальным лидером граждане считают его прямые эфиры.

Конечно, при желании эти опросы можно интерпретировать как признак снижения доверия населения к институтам российской власти. На что собственно и делают акцент «либеральные» СМИ, которые, публикуя эти результаты, подчеркивают, что речь идет о главных, претендующих на официозность, медийных и концептуальных площадках.

Но это не более чем версия, причем далеко не самая убедительная. И действительно в таких опросах, речь не идет в прямом смысле об отношениях народа и власти. Но именно об отношениях общества с информационной и смыслообразующей средой, которая нынешним российским властям отнюдь не тождественна.

Не стоит забывать, что эта среда, в своих основных идейных параметрах, знаковых фигурах и ценностных наборах возникла и стала доминировать в те времена, которые сегодня в России оценивают, в основном, большим и жирным знаком минус. И с тех пор не претерпела практически никаких кардинальных изменений. Это очень важно понимать, чтобы правильно оценивать роль данной среды в жизни современного российского общества.

Сформированная к концу 90-х годов прошлого века культурно-информационная элита либерально-меркантильно-космополитического толка оказалась вполне самодостаточной, по- своему консервативной и минимально подверженной каким-либо изменениям. К которым у нее просто не было особого стимула, потому что у её представителей и так всё было «пучком».

То есть, можно сказать так, что в то время, когда страна и все российское общество под влиянием исторических обстоятельств постепенно, но достаточно последовательно видоизменялись и начинали ориентироваться на действительно конструктивные цели и созидательные ценности, прямо вытекающие из государственной стратегии Владимира Путина, эта «информационно-культурная» прослойка между народом и властью пребывала в перманентной эйфории от собственных совершенств и даже не думала меняться.

Таким образом, нынешнее нарастание критической волны в отношении этих фатально неперестроившихся рупоров вчерашнего дня, стало фактом вполне закономерным. И свидетельствует не столько о каком-то особом недовольстве властью со стороны абсолютного большинства населения, сколько именно о нарастающем несоответствии между самой этой властью и той информационно-ценностной картиной, которую продолжают по инерции лудить всевозможные мэтры ТВ, радио, кино и даже театра. Которые к тому же, при всем желании, уже не могут перестроиться на новый лад. Потому что когда за плечами 25-30 лет дудения в одну и ту же «идеологическую дуду», проще убиться об стенку, чем поменять привычные воззрения и устоявшиеся методы работы. Вот они их и не меняют.

А общество между тем, стимулируемое меняющейся на глазах жизнью, растет и взрослеет. И, соответственно, его уже не удовлетворяет тот уровень и ракурс объяснения реальности, который предлагают его вчерашние и даже позавчерашние кумиры.

И растущая публичность негативных оценок наглядное тому подтверждение. Люди все чаще отказываются безропотно принимать ту пресную жвачку, которую они раньше беспроблемно заглытывали. Легендарный всеядный «пипл», который раньше «хавал» решительно всё подряд, сегодня становится куда более разборчивым и начинает все более нервно реагировать на всевозможную халтуру и явный коммерческий чес, который ему продолжают нахально впаривать под видом информации и культуры.

Дошло до того, что в интернете стали прямым текстом требовать от некоторых главных телеканалов убрать из эфира бессменный набор штатных политических клоунов и прекратить глумление над аудиторией в виде чудовищно бессмысленных и бескультурных «ток-шоу». Народ явно устал от таких оболванивающих, ничего не дающих ни уму, ни сердцу программ. И это нисколько не удивительно. Ведь наш зритель изначально воспитан на принципиально иных, куда более разумных и гуманных телевизионных традициях.

Ирина “Алюльчик”

Я БОЛЬШЕ НЕ СМОТРЮ передачи с этими уродами.

Татьяна Чернышева

Неадекватный телевизионный канал приглашает придурков, а потом с ними пиарится на самом низком уровне и называет это шоу, хотя это больше похоже на бл…..о

Ильдар Давлятов

Дурацкие эти шоу.

Приглашают упоротых майдаунов и давай их убеждать !

Базар-вокзал и ничего доброго, разумного, вечного.

Наталия Бондаренко

До тех пор пока мы, телезрители, не научимся выключать телик на таких шоу, эти шоу будут продолжаться, и в еще худшем виде!

Олег Васильев

Вообще 1-й канал теряет свой рейтинг. Передачи безвкусные, неинтересные, порой не актуальные. Большинство контента не несет воспитательного, обучающего характера. Артисты выступают одни и те же, большинству которым уже за сорок и которые уже порядком надоели. Лучшее время занимают пустые передачи, которые не интересны большинству телезрителей. Надо что-то делать!

И это «Надо что-то делать!» сегодня актуально не только для ТВ, которое в своем нынешнем виде устарело на целую эпоху. В той же мере это касается и прочих структур, взявших на себя роль посредников между народом и властью. Роль, которая далеко не всегда оказывается им под силу. Как в случае с теми же пресс-секретарями, фигуры которые подчас начинают занимать такое пространство, что места для представляемого ими государственного лица практически не остается. Причем эти фигуры, которые явно не сверяют каждое свое слово с работодателем, поскольку это даже физически невозможно, порой выдают на гора такие перлы словесности, что поневоле задаешься вопросом – это действительно позиция государства, или он просто для связки слов это брякнул?

О других «законодателях идеологических мод», которые либо работают в России вахтовым методом, либо чувствуют себя с ней связанными только госфинансированием их кино- и театральной деятельности, но при этом не считающими себя обязанными России решительно ничем, даже говорить здесь не хочется. Скажу только, что любые попытки навязать всему обществу персонально выгодные кому-то культурные и информационные стандарты, заведомо несостоятельны. И это может привести только нарастающей реакции отторжения. Но не между народом и властью. А между ними и той самовлюбленной прослойкой, которая мнит себя властительницей умов, а на самом деле все больше теряет ментальный контроль надо обществом, которое уходит от него в необратимый отрыв.

Юрий Селиванов, специально для News Front