Кто не пляшет — тот москаль! Николай Подгорный

Как на Украине решили сделать боевой гопак национальным видом спорта

Боевой гопак

Верховная Рада Украины сделала первый шаг к тому, чтобы признать боевой гопак национальным видом спорта. Экзотическую затею взял под патронат спикер украинского парламента Андрей Парубий, оказавшийся давним поклонником необычного силового направления. Что скрывается за понятием «боевой гопак», как он появился и зачем властям в Киеве столь странные новации, разбиралась «Лента.ру».

На Украине и больше нигде

Для начала следует отметить, что внедряемые сейчас украинскими властями экзотические новшества не ограничиваются боевым гопаком. Идет процесс более масштабный. Так, Верховная Рада приняла в первом чтении специальный законопроект, который вводит в законодательство страны новое понятие — «национальный вид спорта». Согласно общей формулировке, к национальным будут отнесены виды спорта, «основанные на национально-культурных традициях Украины». Любопытно, что документ на рассмотрение парламента еще осенью прошлого года внесло правительство, а автором инициативы значится лично премьер-министр Владимир Гройсман. Надо сказать, ситуация с данным законопроектом изначально не сулила особого веселья. За дебрями казенных фраз было нелегко разглядеть конкретное практическое наполнение, поэтому особого ажиотажа и внимания публики голосование не вызвало.

Между тем прошло все не слишком гладко. С первой попытки голосов не хватило, «за» высказались 218 депутатов при минимуме в 226. И только после недолгой, но бурной дискуссии законопроект приняли усилиями 229 парламентариев. Главными лоббистами стали фракции «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» («за» 91 и 65 соответственно). Необходимые голоса для столь идеологически важного дела подкинули и оппозиционные, весьма непримиримо настроенные политсилы, которые еще недавно входили в коалицию: Радикальная партия, «Самопомощь» и даже фракция партии Юлии Тимошенко «Батькивщина». Остальное собрали за счет депутатских групп и внефракционных парламентариев.

Уже по вышеперечисленным признакам можно было понять, что речь идет о чем-то нетривиальном. И действительно, комментарий министра по делам молодежи и спорта Игоря Жданова буквально взорвал информационное пространство. «За годы независимости Украины начали восстанавливаться и развиваться виды спорта, которые выросли из украинских традиций. В частности, боевой гопак, С.П.А.С., рукопашный бой, хортинг и тому подобные… Целью законопроекта является законодательное закрепление статуса национальных видов спорта, потому что больше нигде, как в Украине, эти виды спорта не будут развиваться», — объяснил профильный министр. Довольно быстро выяснилось, почему после провала первого голосования законопроект в считаные минуты был успешно принят.

Оказывается, главным фанатом боевого гопака в украинской власти является спикер Рады Андрей Парубий. «Я считаю, это важное решение. Я сам занимался много лет боевым гопаком. И я уверен, что мы сегодня дали новое дыхание для того, чтобы вывести на новый уровень национальные виды спорта. Я всех поздравляю с важным решением», — не скрывал радости председатель парламента.

Слава гопаку!

Официально основателем школы боевого гопака считается львовянин Владимир Пилат. В Галичине это личность почти легендарная: рассказывают, что его предки имеют отношение к некоему рыцарскому роду с собственным родовым гербом, а один из дедов в Первую мировую войну служил в личной охране австрийского императора Франца-Иосифа. Повторяемая для прессы история о создании «национального спорта» следующая: дескать, Пилат (1955 года рождения) еще в 1968 году начал заниматься карате, через девять лет получил черный пояс и право открыть собственную школу. В 1985 году он пресытился восточными единоборствами и на волне перестройки основал «экспериментальную школу по исследованию и изучению боевой культуры украинского народа». Через два года Пилат окончательно забросил карате и сосредоточился на развитии того, что впоследствии получило название «боевой гопак». Еще при СССР во Львове проходили всеукраинские сборы гопакистов со всей республики и была основана соответствующая фольклорно-спортивная организация. Со временем это движение выросло до Международной федерации боевого гопака, основанной в 2001 году. С тех пор Пилат является ее постоянным президентом и владельцем авторских прав на всю методику.

Техника боевого гопака сочетает в себе танцевальную пластику с силовыми приемами — ударами, блоками, захватами и бросками. Пилат объяснял, что вдохновлялся в своем творчестве украинскими народными танцами, которые, по его мнению, включают в себя большое количество «боевых» элементов, не распространенных у других народов. На специфике учебного процесса он не заостряет внимания, однако в прессе хватает комментариев от учеников гуру. «Занятия боевым гопаком проходят в необычной форме. Забегая в зал, ребятишки кричат учителю: “Слава гопаку!” Тот отвечает: “Навiки (навеки — прим. «Ленты.ру») слава!” Дети становятся в круг и вместе с учителем поют песню “Героям слава!” Перед началом разминки ученики опускаются на одно колено и, сложив руки на груди, тихо читают молитву», — рассказывал Петр Велинец, преподаватель боевого гопака из Ровенской области.

Еще один обязательный элемент — украинские шаровары, которые должны носить все ученики, как мальчики, так и девочки. «Они приучают к ловкости и правильной походке… Обратите внимание, как ступают мальчики в шароварах. Широко, уверенно, на полную стопу. Так и должен ходить настоящий казак», — поясняет учитель. К слову, Велинец на боевом гопаке не останавливается и усиленно внедряет в своих краях новый вид фитнеса — гопакробику.

Пилат же более охотно рассуждает о том, как «рука Москвы» долгие годы противодействовала его искусству. До 1939 года в Галичине было целых 25 видов своих боевых искусств, поведал он в одном интервью, а потом пришла «московская власть» и все уничтожила: «У нас эта культура была, но для советов она была опасной. И мастера национальной борьбы разделили судьбу миллионов расстрелянных и вывезенных в Сибирь галичан. И сейчас понятно, почему такая злая война велась против гопака». Ключевую роль своим воспитанникам он отводит и в политических событиях последних лет. «Ни один из Майданов не обошелся без гопаковцев. На первом наши ребята дневали и ночевали. Так же и на втором — массово отстаивали украинскую государственность и европейский выбор народа, — откровенничает Пилат. — Гопаковцы — прекрасные воины. Сотни из них участвуют в АТО, и их командиры говорят: давайте нам побольше гопаковцев, они ценятся как дисциплинированные, отважные воины».

Сегодня на Украине насчитывается более 7 тысяч человек, регулярно занимающихся боевым гопаком, как подсчитал сам Пилат, «работают сотни учителей, и все нормально». Заслуживает внимания также официальная классификация: «Путь “Воина” в боевом гопаке начинается с “Новичка” и предусматривает семь уровней роста мастерства с интересными названиями: “Желтяк”, “Сокол” и “Ястреб” — ученические, “Джура” — переходный уровень от ученика к мастеру, соответствует спортивной квалификации к.м.с., и три высших уровня — “Казак”, “Характерник” и “Волхв”».

Пляшем дальше

Принятое Радой в первом чтении решение дружно приветствовали как националисты всех мастей, так и любители разного рода антироссийской экзотики. Однако есть много причин усомниться, что эта идиллия надолго. Видимо, довольно скоро документ будет принят в окончательном виде (если нет — роль властей во всей этой истории будет выглядеть совсем уж неприлично), и тогда в ситуацию вмешается большая политика. Понятно, что наибольший кусок пирога должен получить именно боевой гопак. Но к этому прилагаются и серьезные проблемы. Например, договорится ли Пилат (полный монополист в этой истории) с государством и на каких условиях — большой вопрос. Отдавать дело всей жизни не хочется никому, а зная, как решают такие вопросы в Киеве, можно прогнозировать, что «отца-основателя» быстро отодвинут с тех позиций, которые хоть в какой-нибудь степени связаны с финансами и влиянием (например, с поста главы Международной федерации). Начнутся расколы, конфликты, «сепаратизм» отдельных групп и прочие процессы, неизбежные при вмешательстве правительства. С другой стороны, после обретения гопаком нового статуса какой-нибудь умной голове в кабмине или в парламенте захочется дополнительного пиара на этой теме, после чего «национальный спорт», например, введут в обязательном порядке в школах. Это окончательно дискредитирует новый вид боевого искусства, и без того имеющий непростую репутацию.

Другие дисциплины, такие как С.П.А.С. (спортивный ножевой бой) и хортинг (корни которого, как утверждается, восходят к временам Запорожской Сечи), введены в закон для численности, чтобы акцент на гопак не был таким уж явным и чтобы показать, что не им одним живет Украина. Если посмотреть внимательно, то это, по сути, процесс упорядочивания «титушек» (молодых людей спортивного телосложения, участвующих в силовых разгонах политических акций — прим. «Ленты.ру»), придуманный еще окружением бывшего президента Виктора Януковича в ходе Евромайдана, но якобы под правильным соусом и с национальным колоритом. Вышеупомянутые организации возьмут на бюджетное финансирование и сделают им несколько приятных бонусов, чтобы со временем привлекать к решению специфических задач, характерных для нынешнего военного времени на Украине.

Есть и другой аспект в этой истории: неизвестно, что для власти в Киеве важнее — идеологический антироссийский подтекст боевого гопака, с которым подается вся эта затея, или тихое непубличное укрепление силовых позиций накануне очередных политических потрясений.

Николай Подгорный, Киев, Lenta.ru