Может, прозвучит кощунственно, однако я не считаю, что памятники советским деятелям имеют какую-то историческую или тем более эстетическую ценность. Все они, как правило, однотипны и тяжеловесны, какой и стала советская идеология к тому моменту, когда большинство их них были возведены. Да и сама компартия отличилась истинно варварскими масштабами уничтожения действительно исторических и эстетических памятников. Один только Киев потерял Васильевскую церковь XI века, церковь Богородицы XII века, Михайловский собор XI века, памятники всем монархам, в том числе прекрасный кумир из тигрового мрамора воздвигнутый в честь княгини Ольги.
И это только в мирное время, а в войну есть веские подозрения, что нашими был заминирован и взорван Успенский собор в Лавре, построенный как результат обета славного викинга Шимона Африкановича в XI веке.
В общем ИГИЛ тихо курит в сторонке, по сравнению с коммунистами. Все это было большим преступлением против человеческой культуры и покаяний особых от советских лидеров за этот период, я лично как-то не слышал.
Хотя на деле, конечно же некое искупление произошло. Так Кирилловская церковь XII века, в том же Киеве, была по сути спасена от разрушения, когда внезапно земля под ней просела и открылись древнейшие ходы, которые были настолько древними, что даже тысячу лет назад строители храма о них успели позабыть. Та же София, которую к счастью не взорвали, в советское время содержалось в ухоженном состоянии, всячески изучалась и реставрировалась. Тоже самое касается конечно и Лавра. И все же, это не озвученное и запоздавшее раскаяние, никак уже не могло вернуть утраченного.
Но все это было очень давно. А в наше время статуя Отца Отечества в Киеве, была залогом статус-кво, в условиях которого страна жила почти четверть веха. Жили не очень достойно, но спокойно. И в день своего падения киевский памятник Ленину обрел свою историческую ценность. В этот день началась война. По сути это было её объявления всем нам, кто оставаясь в рамках исторической преемственности от времен славного Рюрика (или даже со времен готов), не смотря на все противоречия, воспринимает Ленина, как часть своей родословной. Именно кумир Ленина из особого камня, стал символом нашей цивилизации в этот конкретный момент времени, в данном месте. И на его примере, нам всем показали нашу участь, если мятежные умбры не получат укорот. Унизить и уничтожить, такова была предъявлена программа нашего будущего. Да, принято говорить о нескольких вариантах начала войны. Вот вчера писали, что началась она 14 апреля, в связи с подписанием указа, другие считают что 2 мая. Но вызов думаю, был брошен 8 декабря 2013 в день когда в Киеве варвары сокрушили Ильича.
И все же не один этот советский памятник получил теперь историческую ценность. Другие, кто обрел новую живую историю, это памятники на Донбассе. В самом Донецке, гигантский пролетарского вида Ленин, является символом несокрушимости Республики, он же теперь есть иллюстрацией самых страшных жертв, которые принесены в этой битве за свободу. На его постаменте фотографии погибших детей. За его спиной его же пророческие слова, что Донбасс не случайный регион, что он есть сердце и дух любой борьбы за свободу и справедливость на просторах нашей большой Родины.
В других прифронтовых городах, ленины поменьше, также приобрели новый исторический смысл – в многострадальном Первомайске к нему приносят осколки украинских снарядов, которые уже образовали своеобразный постамент. Где-то, его украшают оружием, где-то его уставляют траурными свечами по погибшим.
Конечно, все эти ожившие памятники, уже давно не символизируют конкретного человека Владимира Ильича Ульянова. Это символы нашей бесконечной истории, символ нашего культа предков, их подвигов, их правды, предвечного стремления к справедливости.
Рано или поздно сносят все памятники. Даже гигантский памятник Великому Константину, был растоптан и обращен в прах. Но не часто бывает так, что отходящий в прошлое символы, которым казалось бы суждено окончить свою историческую жизнь, почить в равнодушии и не знании потомков, вдруг обретают огромную новую энергию, способную изменить историю. А потому чем больше падает советских памятников по Украине, тем большую силу обретают те, кто устоял и устоит. Это памятники мученники, которые вопиют о мщении. За все что нам дорого, за все что составляет нашу опору в прошедших и грядущих столетиях.
И кстати заметьте, какими блеклыми и больше никому не нужными выглядят теперь другие памятники тому же Тарасу Григорьевичу. Нынешние события не вдохнули в кумиры Шевченко жизнь. Грустный, с поникшими усами, стоит он посреди исторического моря повесив усы. И все к нему совершенно равнодушны. В конце концов шевченок в грядущей Республике, ждет культурный перенос с центральных площадей, на забытые, тихие задворки.
Денис Селезнёв