Доверие к СМИ как игра на выбывание
Американский центр изучения общественного мнения, более известный как Институт Гэллапа, провёл исследование уровня доверия к СМИ в 131 стране. Согласно его результатам, всего 29% украинцев считают местные СМИ свободными и заслуживающими доверия. Самый высокий уровень недоверия к своим СМИ проявили жители африканских Мавритании, Демократической Республики Конго и Южного Судана, а Украина поделила четвёртую строчку с не менее африканским Габоном.
В принципе, этот вопиющий результат можно считать вполне заслуженным. Если три года заниматься пропагандой ненависти и восхвалением несуществующих достижений, можно от людей ещё и не такие презрительные оценки получить. Но, если отвлечься от эмоций, конечно же, это означает крах информационной политики, которую украинские власти вполне организованно проводили со времени вооруженного переворота 2014 года.
Институт Гэллапа — организация всемирно известная, в какой-то особой «антиукраинской» деятельности не уличённая, и обнародованные цифры гарантированно попадут как в мировую прессу, так и в научные исследования по всему миру. И слабым утешением для нас является наличие по соседству в рейтинге Белоруссии и Молдавии, где соответственно 32% и 35% респондентов доверяют информации, предоставляемой местными журналистами. Там же правят «последний диктатор Европы» и «пророссийский» Додон, а у нас уже три года как революция! И вот тебе здрасьте: Мавритания, Южный Судан… Пророческими оказались слова Саакашвили, в сердцах брошенные им осенью 2015 года, что «Украина — цэ Габон». Только в Габоне ВВП на душу населения повыше будет.
Что же привело к столь плачевному для украинской пропаганды результату, и каковы могут быть отдаленные последствия тотального недоверия населения к своим СМИ? Очевидно, что абсолютное пренебрежение к аудитории, взращённое в нескольких поколениях украинских журналистов, не осталось без раздражённой реакции общества. Самодовольное «пипл схавает», вопиющее падение профессионального уровня СМИ и, главное, недооценка журналистами и их кураторами способности образованного населения Украины критически воспринимать подаваемую информацию — вот предпосылки развала киевской пропагандистской машины. Доверие к официальным СМИ среди вменяемой публики становится примером наиглупейшего конформизма.
Второе — сам контент, который украинские СМИ предлагают своим потребителям. Он, в большинстве случаев, противоречит тому, что здравый человек наблюдает вокруг. Его пытаются убедить в «свершениях» — он видит разруху, трубят о «войне», но войну не объявляют; врут об «улучшениях», а жить становится всё тяжелее и дороже. Накопилась критическая масса недоверия: человек на собственной шкуре чувствует, что пропаганда бессовестно врёт и перестаёт её воспринимать. То есть он ещё может отбыть свою дневную повинность на официальном мероприятии или вечернюю перед телевизором, но легко выбросит из головы услышанное или увиденное в течение десяти минут.
Однако ответственный гражданин в объективной информации всё же нуждается — хотя для того, чтобы принимать выверенные решения, касающиеся семьи или его собственных планов. В её поисках он уходит на альтернативные ресурсы: в интернет, к иностранным СМИ, в социальные сети. А так же, в случае необходимости, ищет информацию на родном для него языке, которому инстинктивно доверяет больше (спасибо политике языкового квотирования в украинских СМИ). И картина, открывающаяся его взору, часто расходится с украинскими СМИ, уличая их — как минимум — в недобросовестности. Власть безуспешно пытается залатать пробоины в информационном поле, запрещая социальные сети, российские телеканалы и даже книги с фильмами. Что порождает ещё большое раздражение и пристальное внимание к альтернативным источникам информации.
В целом украинские СМИ в последние годы стали не источником информации для общества о текущих событиях и трибуной для общественных дискуссий, а рупором пропаганды. В этих условиях их значение необратимо падает, потому с ними перестают церемониться и власть имущие: журналиста можно безнаказанно оскорбить, ударить и даже убить (вспомним Олеся Бузину или Павла Шеремета); на редакции нападают и поджигают. Соответственно, престиж мордобитой профессии тоже падает в глазах общества. Из «властителей дум» журналисты откочевали в челядь и отношение к ним соответствующее: челядь может украсть, напакостить, обмануть…
Конечно, колесики киевской пропагандистской машины продолжают крутиться, издавая шумный лязг и яростный рёв, но всё чаще крутятся они вхолостую. Националистическая пропаганда вступила в бой с народной памятью, народными нуждами и самим архетипом украинского народа. В результате, люди не верят политикам, рейтинг которых находится на уровне погрешности, не верят предавшим их разновекторным олигархам и их разноцветным СМИ. Мыслящие люди (которые, как правило, являются и высокопрофессиональными специалистами) стремятся бежать из информационного гетто.
Согласно данным Института демографии и социальных исследований, 65% украинцев в наиболее трудоспособном возрасте от 14 до 35 лет хотят покинуть страну и уехать жить за рубеж. Уничтожение интеллекта нации архаичными доктринами и высокоразвитой экономики бредом «аграрной сверхдержавы» ведёт к оттоку образованной молодежи. Специалисты прогнозируют, что в следующие 45 лет население Украины сократится в результате массовой эмиграции на 10 миллионов человек, а в целом по стране могут остаться лишь 2,8 миллиона молодых украинцев.
Рецепт восстановления доверия населения к отечественным СМИ (а значит, и к состоятельности гражданского общества на Украине) элементарен: для начала надо просто начать говорить правду. Но тогда рухнет хлипкая надмайданная конструкция государства — со всей её новейшей мифологией, бесконечным враньём нескольких сотен политиканов, откроется страшная правда о трагедии умерщвленного государства. И кто тогда будет платить деньги худо-бедно устроившемуся при новом режиме торговцу пером? «Доверие общества» и «Свобода слова» для украинского журналиста не главное — не за то он стоял на Майдане. Сейчас ему нужно просто выжить.
Константин Кеворкян, Ukraina.ru