Новые подходы к Минску. Олег Игнатов

В рамках мирного процесса в Донбассе в последние дни было сделано несколько важных шагов и заявлений. В течение ближайшего месяца в ходе контактов дипломатов и переговоров на высшем уровне участники попытаются сформировать новые подходы к урегулированию конфликта на востоке Украины.

Срочная встреча Трампа и Путина остановит большую войну

Во-первых, украинские СМИ сообщили о встрече Трампа и Порошенко уже на будущей неделе – во вторник, 20 июня. Белый дом пока не подтверждает факт визита президента Украины в Вашингтон. Однако в Киеве настаивают, что дата и повестка уже согласованы. Главной темой станут Минские соглашения. Ожидается, что по итогам Трамп определится с тем, какую стратегию выбрать на переговорах с Путиным, которые, как планируются, пройдут в Гамбурге во время саммита «Большой двадцатки» 7–8 июля.

Во время «Прямой линии» глава российского государства особенно подчеркнул, что Москва готова только к конструктивному диалогу с американским руководством по Украине. Оглашение прорыва в устранении разногласий с Кремлем в этом вопросе было бы оптимальным исходом переговоров для Трампа. Это позволило бы частично ослабить препятствия для налаживания российско-американских отношений внутри страны. Однако для этого необходимо понять, каковы степени свободы Порошенко в политическом решении конфликта и какой козырь он может дать американскому президенту до переговоров с Путиным.

Во-вторых, на прошлой неделе состоялась очередная встреча по согласованию «дорожной карты» по имплементации Минских соглашений. Дипломаты не достигли понимания относительно этапности, которая ляжет в основание документа. Российские представители настаивали на четком фиксировании алгоритма действий Киева в соответствии с «формулой Штайнмайера», которая предполагает постепенное предоставление особого статуса Донбассу. Украина, со своей стороны, продолжает настаивать на том, что отправной точкой процесса политического урегулирования (в том числе статуса неподконтрольных территорий) должно быть решение вопроса о контроле над границей и разоружение ополченцев. Отсутствие какого-либо прогресса по карте сейчас служит главной причиной того, что откладывается проведение саммита в «нормандском формате».

В-третьих, Сенат США ужесточил санкции против России. Законопроекту еще предстоит пройти голосование в Палате представителей, прежде чем лечь на стол для подписания президенту. Этот односторонний шаг вызвал первый за долгое время кризис в отношениях союзников относительно поведения в украинском конфликте.

Европейцы обвинили американцев в нарушении негласных договоренностей по политике санкций. В соответствии с новым законопроектом европейские кампании, сотрудничающие с Россией, прежде всего энергетического сектора, могут столкнуться с огромными штрафами со стороны властей США. Канцлер ФРГ назвала решение Сената странным шагом. По словам Меркель, Германия отвергает «санкции с экстратерриториальным эффектом, которые оказывают влияние на третьи страны», имея в виду европейские компании. Европейцы показывают, что пока не готовы на серьезные жертвы своими экономическими интересами ради расширения давления на Москву. Понимая, что санкции не работают, они, тем не менее, считают их уровень комфортным для себя.

В любом случае негативный фон для встречи Путина и Трампа уже создан. Американские законодатели хотят исключить возможность каких-либо уступок со стороны Трампа. Чтобы выйти из этой ловушки и добиться успеха на переговорах, президенту США придется просить у Путина каких-либо серьезных символических действий и совместных публичных обещаний, которые послужат аргументом либо для убеждения республиканцев в Палате представителей голосовать против санкций, либо для наложения вето на законопроект.

Наконец, в-четвертых, вновь возникла тема «альтернативы» Минску. Сначала глава Госдепа Рекс Тиллерсон заявил, что «вполне возможно, что правительства Украины и России смогут прийти к удовлетворяющему их решению через какие-то другие механизмы, не через Минск, но при этом цели Минских договоренностей будут достигнуты». Затем, 15 июня, представитель американского дипломатического ведомства Хизер Ноерт объяснила слова своего шефа: «если бы стороны пришли к какой-либо другой сделке путем иного механизма, и если они были бы согласны к нему присоединиться и успешно выполнять, я думаю, мы были бы открыты для поддержки такого механизма». Вместе с тем, дипломат подчеркнула, что Вашингтон продолжает поддерживать Минские соглашения и не участвует в данный момент в выработке какого-либо альтернативного формата.

В комментариях американских дипломатов речь не идет о том, что США или Германия и Франция выступят за отказ от Минских соглашений и предложат России и Украине заключить новые договоренности. Американские официальные лица всего лишь допустили, что если Россия и Украина достигнут договоренности о другом способе урегулирования конфликта, кроме Минских соглашений, и этот формат будет работать и приносить конкретные плоды, Вашингтон готов поддержать его.

В принципе, это мало отличается от позиции Германии и Франции, которую они занимают на всем протяжении конфликта. Париж и Берлин рассматривают свое участие в «нормандском формате» как посредническую функцию в налаживании взаимопонимания между Россией и Украиной. Тиллерсон также допустил, что видит один из вариантов решения конфликта в переговорах Москвы и Киева, которые происходили бы не в формате «четверки». Возможно, он полагает, что американский спецпредставитель по Донбассу будет выполнять эту посредническую функцию, с чем не справилась Нуланд. Таким образом, с точки зрения Запада, Россия и Украина должны преодолеть разногласия и понять, как реализовать текущие договоренности.

Следует понимать, что, даже если такие двусторонние переговоры при участии США состоятся, их итогом все равно будет имплементация Минских соглашений. Ни у Вашингтона, ни у Парижа и Берлина нет проекта других параметров решения конфликта в Донбассе, кроме тех, что описаны в тексте минского Комплекса мер. Более того, все участники мирного процесса продолжают говорить о безальтернативности этих параметров.

Противоречия, как говорилось выше, сохраняются касательно последовательности реализации этих параметров и тех промежуточных гарантий, которые должны стимулировать стороны к переходу от одного параметра к другому. Для России на первом месте особый статус, который, как дал понять российский президент, возможно, откроет путь к федерализации Украины. Западу и Киеву важна полная демилитаризация неподконтрольных территорий. Все эти пункты записаны в Минских соглашениях.

Россия готова к активизации роли Вашингтона в урегулировании конфликта на Украине. Однако заявления Тиллерсона подчеркивают разницу в подходах к Минску. Москва считает, что Соединенные Штаты должны подтолкнуть Киев к прямому диалогу с Донбассом, и в этом видит для себя выигрышную стратегию. Белый дом же уверен, что нужно нормализовать отношения России и Украины в рамках двустороннего диалога, в котором США будут играть роль посредника, и тогда откроется дорога к выполнению Минских соглашений. От того, смогут ли Путин и Трамп найти точки соприкосновения и выйти за рамки этих разногласий, предложив какой-то новый общий подход, зависит успех мирного процесса.

Олег Игнатов, «Актуальные комментарии»