Священник УПЦ МП: На Украине опасно высказывать свою точку зрения

Клирик  кафедрального собора Святого Духа города Ромны Роменско-Бурынской  епархии протоиерей  Владимир Малыченко рассказал о том, каково реальное состояние УПЦ МП сегодня и о нынешних веяниях среди духовенства, о глубинных причинах Майдана

Священник УПЦ МП: На Украине опасно высказывать свою точку зрения

Отец Владимир, вы знаете ситуацию изнутри. Как бы вы могли оценить происходящее сегодня в Украине, в частности, положение Украинской православной церкви Московского патриархата?

— Мне кажется, причины происходящего с нами всегда кроются внутри нас. И когда люди переживают какие-то негативные явления, какой-то кризис, — это как бы суд Божий являет себя в той или иной части общества. Но все это имеет своей причиной  глубинную,  ценностную  дезориентацию  внутри  человека, которая уже стала доминирующей и  в общественном сознании. Думаю, то, что произошло в 2014 году и в последующее время на Украине, - это, к сожалению, следствие, в том числе, и того, что наше церковное свидетельство здесь осуществлялось, по большей части, простите, рафинированно, приглаженными средствами, наверное, без должного акцента на наше укоренение в святоотеческую традицию.

“Кто построил монастырь — построил дом покаяния…” Я здесь привожу святоотеческое определение как метафору, оправдывающую, на мой взгляд, внешнюю церковную жизнь во всех возможных формах в контексте этого определения — “устроения дома покаяния”. Убежден, что только такая “келия” дает право на вхождение в светлые просторные палаты для достойного благодарения Творцу. Ориентация на устроение внешнего без утверждения во внутреннем соответствии, — наверное,  это наследие того, что нам довелось пережить после смуты 1917 года. Хотя и до этого времени какие-то вещи удаляли  нас от христианской правды и выверенного православного  мироощущения. Это происходило тогда, когда  мы, скажем так,  из культуры покаянного духа впадали в какую-то антикультуру торжествующей праведности, идя, тем самым, по стопам  западного христианства. События 2014 года на Украине произошли не без участия людей, очень близких к церковному священноначалию Украинской  православной  церкви. Это подтверждается нынешними действиями этнофилетически настроенного священноначалия (этнофилетизм — тенденция  приносить общецерковные интересы в жертву национально-политическим, осужденная как ересь на поместном Константинопольском соборе 1872 года — Ред.). Кто эти люди — никому не секрет. Прежде всего, митрополит Александр (Драбинко) и его соратник протоиерей Георгий Коваленко, возглавлявший информационную службу при митрополите Владимире. К сожалению, за ними пошли многие в среде духовенства — те, кто поддерживает их пронационалистическую, этнофилетическую  версию  “правильной”  церковной жизни. За последние годы людей с подобным мировоззрением у нас в церковной среде стало столько, что предстоятелю, наверное, сложно это удерживать в русле церковного единства. Как результат, это мировоззрение проявляется не лучшим образом и во всех сторонах общественной жизни.

Насколько опасно там, где вы служите?

— Мэр  города Конотоп, откуда я родом, избранный в нынешнее смутное время, - наверное, самый ярый националист на всей Украине. У него в кабинете висит не портрет президента, а портрет Бандеры,  и  он на всех уровнях борется с нашей русской культурой. В школах всех учеников обязали петь гимн Украины, положа руку на сердце, перед началом занятий. Опасно сейчас высовывать голову, высказывать свою точку зрения. Но простите: в момент этой опасности нам, будучи Церковью,  нельзя  забираться  в погреб и ждать. В какой-то мере  нужно  налаживать общение даже с такими  напрочь непримиримыми людьми. Тот же  мэр, как мне говорили мои знакомые, занимающие определенное общественное положение,  —  человек, способный слышать. Но единственный представитель духовенства, который с ним постоянно общается, — это представитель так называемого Киевского патриархата.  Вот памятные  мероприятия  у  мемориала  на День победы  — там, по идее, должно быть наше духовенство, но там только  раскольники.  И так везде.

Если бы мы, церковные люди, были более деятельны, правильно организованы, то нам было бы легче противостоять — конструктивно оппонировать — тому, что происходит на наших глазах сегодня. Вообще, сейчас время парадоксов. Тот же мэр-“бандеровец”, — именно он сейчас противостоял проведению гей-парада в Конотопе. То есть, даже здесь есть точки соприкосновения, где  можно  находить  какое-то взаимопонимание  для сотрудничества.

Хотя есть, конечно, и просто абсурдные вещи. У нас одну из центральных улиц города переименовали из “Улицы братьев Радченко” в улицу “Братив Лузанив”. Начинаем интересоваться: что это за братья Лузаны? Оказывается, это полицаи, которые в соседнем селе нашего района бесчинствовали во время оккупации 1941-1943 годов.  И этих людей сделали сейчас героями, их именем назвали улицу. Но самое печальное, что  это все прошло незамеченным, никто из церковных людей даже не выступил против - не обязательно от лица Церкви, а просто как житель этой страны,  этого города… Нужно, конечно, не бунтарское участие, не война, а участие человеческое —  в том числе в жизни тех дезориентированных личностей, которые оказались на территории  конкретного региона.  В этом и опасность - быть исповедником правды. Но христианином всегда быть опасно. Раньше говорили, что “добро желать епископства”, — так епископства желали  те, кто готов был на мученичество. Проблема еще и  в том, что те наши священники, которые могли бы противостоять давлению властей, националистов и раскольников — одаренные батюшки, способные к более активному служению,  но  не являющиеся яркими менеджерами  каких-нибудь коммерческих  проектов, почти все они находятся на задворках,  в каких-то “тмутараканях”,  в самых дальних уголках территорий их проживания.  Очень часто архиерей себя  окружает тем священством, которое способно  обеспечить  материальную составляющую так называемой церковной  жизни. А люди, между тем, все больше уходят к раскольникам, которые “оглашают” и вещают повсюду с утра до вечера. Мы же — те, которые должны людям раскрывать глаза на происходящее, — оказались  ожидающими прихожан. Пришло время, когда и нам надо выходить к людям.

А в других епархиях какая ситуация?

— Похожая.  Не берусь утверждать, но, похоже, такая ситуация повсеместно на Украине.

Источник