Продолжаем публикацию работы известного крымского историка и краеведа Валерия Борисова о коллаборационизме в Крыму в период нацистской оккупации и о попытках ряда современных историков и политиков исказить исторические факты об этом явлении.
Объективный взгляд историка Новеллы Вавиловой на правду и историческую память
Свою гражданскую позицию о путях сохранения исторической правды и исторической памяти, о фальсификации прошлого Крыма и ее разрушительных последствиях (особенно в межнациональной сфере) убедительно обосновала известный крымский историк и поисковик, создатель (1975 г.) и бессменный руководитель Музея партизанской славы в СПТУ №24 (ныне – Бахчисарайский техникум строительства и транспорта) в г. Бахчисарае Новелла Вавилова (01.09.1929-03.08.2011) в своей публицистической книге «Уроки разгневанной Клио» (31).
Исходя из собственного многолетнего опыта работы историком и поисковиком, она делает правомерный вывод, что «крымская история несет в себе яд прошлых обид, преступлений и кровопролитий. Разлагающее действие этого яда на сегодняшнюю жизнь и мысли крымских народов усиливается фальсификация истории».
Главная цель в работе историка для Н. Вавиловой заключается в том, чтобы «разглядеть, что истинно, что ложно», всегда «следую принципу одного из основателей мировой исторической науки Тацита – писать, «…не поддаваясь любви и не зная ненависти…»
По ее мнению знание общих законов развития человечества, понимание общеисторического процесса и является историческим мышлением. «Оно необходимо, как воздух, не только ученым. Неумение людей мыслить исторически нередко является лазейкой для проникновения в их сознание всяческих псевдоисторией, пагубно влияющих на отношения между народами» – делает вывод Н. Вавилова.
Ее подходы и принципы к изучению истории общества, сформулированы и изложены в аллегорической форме, и названы «уроками музы истории Клио». «Уроки разгневанной Клио – это не окрик, не угроза – это глубокая боль за судьбы Человечества!»
К сожалению, в этой небольшой статье невозможно привести все уроки музы истории Клио, но основные и принципиальные следует всегда знать и помнить.
Урок музы истории Клио:
Историк!.. Направь споры между людьми не к
ненависти, не к войне, а к добыванию истины!
Историк! Не лги! Ложь может помочь виновным
сегодня, но ударит по невиновным завтра!…
«Светлый поток Правды и мутный поток Лжи в вопросах истории бурлят и сталкиваются, и подчас в сознании людей по несколько раз меняются местами. Разобраться в этом меняющемся потоке мнений, найти естественно правильную позицию нелегко даже специалистам. И этим пользуются нечистые дельцы от науки, чтобы помочь столь же нечистым заказчикам от политики столкнуть между собой народы мира.
Самым благодатным материалом для этих целей является история так называемых «больных» вопросов – прошлых межнациональных конфликтов. Ведь и в древности, и в недавние времена разные государства и народы нанесли друг другу немало обид. Память о них и поныне влияет на отношения людей. И здесь слово историка весьма ответственно…»
Историков, занимающихся изучением былых конфликтов, Н.Вавилова по их подходу к теме разделяет на три категории.
«Одни постоянно оглядываясь на современную расстановку политических сил, стремятся, прежде всего, определить «виновника» старого конфликта, будь то конкретная личность, партия или даже народ. Чаще всего такие политиканствующие авторы поддерживают в исторических конфликтах определенную сторону и поэтому всячески обеляют «своих» и чернят противника… Ушедший в прошлое конфликт искусственно удерживается и постоянно обновляется в памяти народов, становится затяжным.
Другая категория историков стремится остроту прошлых конфликтов в исторической памяти народов сгладить. В миротворческих целях они умалчивают о самых больных вопросах, дают смягченные оценки кровавым страницам истории… Происходит лишь временное забвение. В обществе всегда находятся силы, которым в определенной ситуации выгодно извлечь из забвения «жуткие» подробности давней распри и бросить их в качестве горючего в новую межнациональную напряженность, вызванную уже совсем другими причинами и в совсем иную эпоху.
Наконец, есть третья группа историков, для которых в изучении «больных» страниц прошлого существует один указующий маяк – полная бескомпромиссная Правда, объективный научный интерес. Их основная цель: показать процессы, события такими, какими они были на самом деле…» Такие исследователи «непременно учитывают черты, психологию, политические оценки той эпохи, о которой пишут, не подтягивая их к позициям сегодняшнего дня. Тем убедительнее выводы такого честного исследования помогают извлечь уроки для мирного разрешения современных конфликтов».
Под каким бы благовидным предлогом ограничивалась правда, это неминуемо создает пробел в нормативных знаниях, которые очень быстро заполняются ложью (выдумками, сплетнями)… И вот уже нужно очищать сознание людей от этой мути. Так не лучше ли сразу… нести людям полную Правду, и тяжелую в том числе?…
Молчание не приносит облегчения. Надо, надо все, что болит высказывать друг другу и себе самому, не перемалчивать обиды, давать разрядку в прямом разговоре…
Урок музы истории Клио:
Историк! Вырабатывай в себе чувство эпохи!
Только через понимание особенностей и духа
каждой исторической эпохи возможно
объективно оценить события и явления истории!
Тот, кто осовременивает прошлое, –
не ученый, а вульгализатор и политикан!
Исторические конфликты следует рассматривать
с позиций той эпохи, в которую они проходили,
а не из сегодняшних интересов и законов.
Урок музы истории Клио:
Историк! Рассматривая историю конфликтов,
Дай научный анализ их истоков, покажи роль
И интересы всех их участников и сторон!
Такая историческая правда помешает
Современным воинствующим националистам
использовать конфликты прошлого
для создания нового противостояния народов!
Урок музы истории Клио:
Историк! Не подтягивай оценки исторических
событий под сегодняшние законы и мораль!
этим ты переносишь конфликты прошлого
на новую почву!..
Урок музы истории Клио:
Историк! Говори всю правду!
Только полная Правда снимает боль
и равна Покаянию!
… историк обязан «в минном поле прошлого копаться», чтобы «извлекать до взрыва детонатор» необезвреженных страстей, связанных с историческими конфликтами. Да, эти «мины» надо брать «умелыми руками» – руками знающих специалистов, а не сплетников от истории, не интриганов-политиков и не истеричных, психопатичных фанатиков…
«Мины» прошлых конфликтов надо взрывать публично, на виду у народов, и этим пробуждать у них надежду на счастливое мирное будущее.
Урок музы истории Клио:
Правда истории есть заповедное богатство всего человечества!..»
Как видно из приведенного текста книги «Уроки разгневанной Клио» Николаю Викторовичу Старикову еще многому надо учиться, чтобы достичь уровня знаний, понимания истории и высокой нравственности, какими обладала честный, совестливый, ответственный и бескомпромиссный историк Новелла Вавилова.
Как внутри самого крымско-татарского сообщества относятся к истории Великой Отечественной войны и к татарскому коллаборационизму в Крыму
Читатель, я уверен, может спросить: «Вот вы критикуете известного историка Н. Старикова, а сами, что можете предложить в качестве конструктива?
Предложения есть. Но сначала необходимо выяснить, как внутри самого крымско-татарского сообщества относятся к истории Великой Отечественной войны и в частности татарскому коллаборационизму в Крыму, как понимают они этот период недавней истории.
По устоявшимся представлениям на историю указанного периода крымские татары разделяется на две группы. Первая группа «исповедует» теорию, которую десятилетиями назад сформулировал и массово «вбивал» в головы своих соотечественников и единоверцев так называемый «меджлис крымскотатарского народа», ныне запрещенный на территории Российской Федерации. Суть ее заключается в следующем. Война советского народа с гитлеровской Германией 1941-1945 годов для крымских татар не была отечественной, так как представляла собой битву двух кровавых тиранов Гитлера и Сталина и их диктаторских режимов, а крымские татары – невинные жертвы этого противостояния, поэтому и единственно приемлемое для них название этой войны – Вторая мировая.
Кроме этого, по представлениям меджлисовцев, крымские татары еще до войны пострадали от преступной коммунистической системы и, по заявлению одного из лидеров меджлиса Али Хамзина, имели право дезертировать из Красной Армии и перейти на службу нацистским властям и мстить. В связи с этим он отверг предложение меджлису отмежеваться от коллаборационистов(32). Одной из главных целей меджлисовцев, духовно и материально закрепляющих их представление о коллаборационизме, было и есть создание пантеона национальных героев в Крыму.
И эта цель была частично реализована. Так в крымской земле незаконно были перезахоронены (в том числе и тайно) идеологи фашистского коллаборационизма и татарского национализма Эдиге Кырымала и Амет Озенбашлы. В октябре 2011 года в селе Краснокаменка состоялось торжественное перезахоронение, проведшего детство в этом селе, но прожившего большую часть жизни (с 1946 года до смерти в 2011 году) в Лондоне татарского писателя Дженгиза Дагджи, который дезертировал из Красной Армии и служил оберштурмфюрером Боевой группы «Крым» (SS-Waffengruppe Krim) Восточно-тюркского соединения СС (14).
Вторая группа сформировалась в среде условно оппозиционных меджлису общественных организаций, которые в 2014 году приняли как факт вхождение Крыма в состав России, сотрудничают с государственными органами власти и местного самоуправления, в том числе и находятся на руководящих постах в законодательных и исполнительных органах различных уровней управления Республики Крым.
В целом, татарский коллаборационизм ими не только замалчивается, но и отрицается. Бездоказательно преувеличивается и раздувается роль крымских татар в Великой Отечественной войне.
К этому случаю вспоминаются проницательные строки из популярной песни Игоря РАСТЕРЯЕВА «Георгиевская ленточка»:
А время умножает всё на ноль,
Меняет поколение поколением.
И вот войны подлеченная боль
Приходит лишь весенним обострением.
Над этой болью многие кружат,
Как вороньё, как чайки… И так рады,
Как будто свой кусок урвать хотят
Бетонно-героической блокады…
«…50 тысяч крымских татар во время Великой Отечественной войны были удостоены правительственных наград. Всего на фронтах Второй Мировой войны, в партизанских отрядах, в подполье погибло 55 592 крымских татарина. «Avdet», 2009 г.
«Крымские татары наравне со всеми защищали свою Родину. В этой войне участвовало более 60 тысяч молодых крымских татар и по различным данным погибли около 50 тысяч. Кроме того, 17 тысяч наших парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье, более 20 тысяч наших соотечественников были насильно угнаны в Германию.» Интервью с заместителем муфтия мусульман Крыма Айдером Исмаиловым, «Крымская газета», 2013.
«Вторая мировая война обошлась крымско-татарскому народу очень дорогой ценой. В ней участвовало около 60-ти тысяч крымских татар, из них более 36-ти тысяч погибло (более чем каждый второй). Кроме того, 17 тысяч парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье. Более 20-ти тысяч крымских татар были насильно угнаны фашистами в Германию». Пресс-конференции «Участие крымских татар в Великой Отечественной войне» председателя Постоянной комиссии по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан Р. Ильясова, «Полуостров», 2010.
«К сожалению, среди отечественных авторов встречаются желающие исказить историю Великой Отечественной войны. Вторая мировая война обошлась крымско-татарскому народу дорогой ценой. В этой войне участвовало около 60 тысяч крымских татар, 36,3% из их числа погибли на поле боя, 17 тысяч крымско-татарских парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье, более 20 тысяч наших соотечественников были насильно угнаны фашистами в Германию». Методические материалы, подготовленные «Крымско-татарской библиотекой им. И. Гаспринского» (33).
Одно из последствий, когда в стране отсутствует государственная идеология
Подобными безответственными, бездоказательными и фантастическими измышлениями переполнен интернет и СМИ. Одна из главных причин подобного явления – отсутствие в стране государственной идеологии и соответственно форм и методов ее защиты. Согласно статьи 13 Конституции Российской Федерации действует запрет на государственную идеологию. Общеизвестно, что под идеологией понимается система общественно значимых идей и ценностей. Вот и получается, что Конституция устанавливает запрет на ценности и идеи, принимаемые на уровне государства!
Это приводит к тому, что война с нашим героическим прошлым и исторической памятью уже перенесена в научную сферу. Так, современные заангажированные исследователи бойко пишут свои «научные» заказные работы специально, чтобы опорочить партизанское движение в Крыму 1941 – 1944 годов и дезавуировать масштабы коллаборационизма различных групп местного населения, свести их к нулю и обвинить советский режим в клевете, которая якобы применялась, чтобы оправдать переселение народов из Крыма и на базе этого создать альтернативную историю партизанского движения, ничего общего не имеющую с истинной историей партизанского движения на полуострове. И главное – это является умышленным искажением истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
О политических кукловодах подобных «историков» еще в 1987 году писал один из руководителей партизанского движения в Крыму Н.Д. Луговой: «Теперь вожаки крымских татар (при поддержке «Приставкиных») пытаются переписать Историю на свой лад. Они топчут правду. Из кожи лезут, пытаясь вовсе откреститься от кровавых дел, совершенных ими в угоду гитлеровцам. И еще сильнее преувеличить размеры вклада татар в дело нашей Победы… Но Историю не перепишешь. Ее можно только извратить, переврать». И далее, в отличие от Николая Старикова, который так и не удосужился честно и прямо сказать, «кто может желать своему народу войны и страданий» И что скрывается под его общей фразой: «Только враг…», Н.Д. Луговой честно пишет: «И делая эту грязную работу, крымско-татарские националисты еще раз подтверждают свою причастность к буржуазным фальсификаторам второй мировой войны, к реваншистам Западной Германии, реакционерам, действующим в США, Англии, других западных странах, к силам, которые готовят новую войну против СССР»(34). А теперь и России.
«… Легенды, басни, предвзятые оценки…»
Еще об одной серьезной проблеме, связанной с сохранением исторической правды десять лет назад предупреждал известный крымский партизан – комиссар 6-го партизанского отряда 4-й бригады Южного соединения партизан Крыма А.А. Сермуль.
«Сегодня, к сожалению, о партизанском движении говорится мало. Но хуже другое. Недавно пришлось прочитать «авторитетные» суждения о партизанах очевидца и участника движения, который пробыл в лесу всего… месяц, но сегодня выдает себя за писателя и знатока. На традиционных партизанских маевках почти не осталось старых партизан, нас же, тех, кто как, говориться, с первого до последнего дня оставался в горах оккупированного немцами Крыма, сегодня можно пересчитать по пальцам. В основном сегодня сюда приезжают те, кто попал в отряды на завершающем этапе борьбы в совсем молодом возрасте, кто не знает многих подробностей, деталей нашей жизни в течение двух с половиной лет. Отсюда и разные легенды, басни, предвзятые оценки, не имеющие от ношения к действительности, которые приходится слышать и читать. Думаю, что подлинная история партизанского движения в Крыму, его героических и трагических страниц еще ждет своих настоящих исследователей»(35).
Сейчас, когда оставшихся в Крыму старых партизан, воевавших с 1941 – 1942 годов уже не осталось, их места на встречах с населением и в других памятных мероприятиях все чаще занимают участники партизанского движения, попавшие в партизаны в конце 1943 – начале 1944 года, значительная часть из которых – крымские татары. (Партизаны-ветераны, прошедшие ужасы первых лет сопротивления в тылу у немецко-румынских оккупантов и коллаборантов, иронично называли таких «партизан 43-го года»). Применительно к части из них в полной мере и относятся справедливые замечания А.А. Сермуля о разных безответственных легендах, баснях, предвзятых оценках, не имеющих отношения к партизанской действительности.
Никакого положительного отклика. Оглушительное молчание
В свете проводимого анализа статьи Н. Старикова интересно знать, насколько имеет поддержку среди татар Крыма его оценка фактов коллаборационизма этой группы населения и ее последующего выселения, выраженная в довольно обтекаемой форме: «оценивая эти события, нужно понимать, в каких условиях принимались решения, какая жестокость творилась вокруг нацистами и их пособниками и в какой страшной войне участвовала наша страна».
К сожалению, в крымско-татарской среде: в том числе через СМИ, в научных и просветительских работах, в выступлениях и заявлениях крымско-татарских общественных, политических лидеров, государственных чиновников мнение Н. Старикова по указанным проблемам, даже в такой «обрезанной» форме, никакого положительного отклика не нашло и встречено оглушительным молчанием. В этом нет ничего удивительного, так как меджлисовская пропаганда, а также активно работающая в том же направлении, пропаганда активистов альтернативной истории событий 1941-1944 годов в Крыму, сформировали во всех слоях татарского общества в Крыму твердое мнение и негативное отношение к истинной истории указанного периода. Насколько велико влияние на сознание крымских татар даже сейчас в российском Крыму негативных установок меджлиса прошлых лет говорит факт их ничтожного участия в Думских выборах 2016 года в местах массового проживания, которое составило от числа избирателей всего 8,76% – 21,33%(33).
Ниспровергатели исторической памяти из обеих групп не ограничиваются только лишь популяризацией своих идей среди крымчан. Они активно занимаются уничтожением символов военной истории и подменой их фальшивыми. Всего лишь два ярких примера.
Как из символа победы сделали символ позора
На территории Бахчисарайского района у железнодорожной станции Сирень, откуда в 1944 году вывозили крымских татар, на бюджетные средства республики Крым уже в течение двух лет быстрыми темпами возводится многомиллионный объект – мемориальный комплекс, посвященный жертвам депортации. При этом главным символом депортации авторами проекта и курирующими разработку проекта крымскими чиновниками определена «Теплушка» – Символ победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (36).
Здесь имеет место на уровне республики циничный пример подмены значения одного из главных символов победы советского народа в Великой Отечественной войне – «теплушки» на символ депортации и позора. Тысячи эшелонов, сформированных из «теплушек», обеспечивали в течение всей войны переброску войск на фронт, эвакуацию тысяч заводов и гражданского населения в тыл, в этих «теплушках» возвращались домой наши солдаты-победители. Без «теплушки» победа советского народа в Великой Отечественной войне была бы невозможна. Изображение символа победы «теплушки» наряду со Спасской башней Московского Кремля изображено на фотоподложке поздравительного письма Президента Российской Федерации В.В. Путина, направленного им в 2016 году в адрес всех ветеранов – участников Великой Отечественной войны. В 1944 –45 годах «теплушки», составленные поезда обеспечивали у нас на юге не только железнодорожное сообщение между областными центрами, но и пригородное.
Это неразумное, (или специально продуманное) и оскорбительное решение по подмене значения одного из главных символов Великой Победы – «теплушки» является открытым посягательством на светлую память победивших фашизм воинов и их потомков, направлено не на стабилизацию межнациональных отношений в Крыму, а на их обострение… И что интересно, – никакой реакции со стороны крымских татар, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, на фальсификацию значения одного из главных символов Победы, не последовало.
Публикация в крымских СМИ по этому важному вопросу руководством Республики Крым проигнорировано, – никакого ответа с извинениями и решениями о пересмотре спорных элементов проекта комплекса сделано не было.
Деревня Улу-Сала. Документы свидетельствуют
Таким же циничным является и намеренная спекуляция ушлых фальсификаторов на трагических страницах истории крымских деревень, в частности – уже упоминаемой деревни Улу-Сала (ныне Синапное). В истории этого села имеются страницы активного сотрудничества его жителей с оккупационными властями, которые документально подтверждены.
- В селе Улу-Сала из местных жителей немцами было создано добровольческое охранное подразделение.
Основание: Мальгин А.В. Партизанское движение Крыма и «татарский вопрос» 1941-1944 гг. Симферополь. Сонат. 2009. Схема №1 Дислокация партизанских отрядов и карательных подразделений 1941-1942 гг.
В качестве справки. О назначении добровольческих охранных подразделений: «В ряде деревень и сел особенно предгорной и горной части Крыма… созданы вооруженные отряды самооборонцев, использующихся в качестве проводников карательных отрядов против партизан».
Основание: Из краткого отчета первого секретаря Крымского обкома ВКП(б) В.С. Булатова руководству партизанского движения СССР. Июль 1943 г. А.В. Мальгин. Партизанское движение Крыма и татарский вопрос. 1941-1943 гг. Симферополь. Сонат. 2009. С. 179.
- «В ПР-IV (ПР – партизанский район) были созданы запасы на 6-7 месяцев и, в основном, достаточно хорошо укрыты. Не успел полностью забазировать продовольствие Бахчисарайский отряд. В ходе ожесточенных боев с немцами за базы 8,9,10 и 11 ноября, которые шли по 14-16 часов в сутки, бахчисарайцы с кордона Горошник и балки Рукав вынуждены были уйти на базу Евпаторийского отряда на кордон Камышлы. Туда же смогли вывезти не более 15% продовольствия и имущества. Остальное растащило согнанное оккупантами к г. Мулга население сел Бия-Сала и Улу-Сала и добровольно пришедшие жители с. Коуш».
Примечание: 102 Все, что касается ПР- IV: ГААРК, ф. П-151, оп.1, д. 23,л.109-116.
Основание: Мельничук Е.Б. «Партизанское движение в Крыму (1941-1944 гг.). Книга 1. «Накануне» (июль-ноябрь 1941 г.). Историческая хроника. Гриф Фонд. Львов. 2008. С. 80, Примечание 102 – с. 135.
- «В целях добычи продовольствия мы с Вихманом предприняли налет двумя боевыми группами на гарнизон Улу-Сала. Но вернулись ни с чем. В свете десятков ракет в нас стреляли из каждого дома».
Ф.И. Федоренко. Годы партизанские. 1941-1944. Симферополь. Таврия. 1990. Глава 5. Вторая партизанская зима. С. 147.
Справка: Федор Иванович Федоренко, крымский партизан, командир бригады. После войны служил в Советской армии. Генерал-майор.
Леонид Абрамович Вихман, крымский партизан-разведчик, в 1944 году – командир 7-й бригады Южного соединения партизан Крыма.
- В своей информации в центр Попов сообщал также «о предательстве населения Коуш, Бия-Сала, Улу-Сала, Бешуй, Джалманчик», где «все татарское население с 14-летнего возраста вооружилось и при некотором приближении партизан к вышеупомянутым пунктам, последние встречали огнем и мечом»… 83
Примечание: 83. РГАСПИ, ф.69, оп.1, д.621, л.26.
Попов – лейтенант госбезопасности, представитель Центрального штаба партизанского движения в Крыму.
Цитируется по: Гульнара Бекирова. Крымские татары. 1941-1991. Раздел 1. Заложники войны. Глава 3. Партизанское движение в Крыму.
http://qapma-qarsi.ru/source/20.html
Валерий Борисов,
Заслуженный архитектор Республики Крым, Почетный гражданин города Бахчисарая
ПРИМЕЧАНИЕ
- Вавилова Н.Е. Уроки разгневанной Клио. Симферополь. 2008.
- К травле авторов «Книги памяти Восточного Крыма» подключили местных силовиков // «Новый регион — Крым» от 13 августа 2013. https://newdaynews.ru/crimea/454188.html?utm_source=novocrimea.ru
- Евгений Попов. Об отказе некоторых добреньких пунктиков русского национального характера. https://cont.ws/@tavrinfopress/448705
- Луговой Н.Д.. Письмо партизана. Газета русской общины Крыма» Русский мир». № 4(9). 1999. С. 12-13.
- Сермуль А.А. 900 дней в горах Крыма. Цит. соч. Раздел «О справедливости»
- Борисов В.Н. Невежество. Не делайте из «теплушки» символ позора! http://c-eho.info/znat-i-pomnit/item/2545-nevezhestvo Борисов В.Н. Жертвы войны забыты. Политическая целесообразность? http://c-eho.info/politika/krym/item/3320-zhertvy-vojny-zabyty-politicheskaya-tselesoobraznost