Сегодня уже пятый день после того, как президент Петр Порошенко в своем Фейсбуке распорядился в трехдневный срок расследовать подозрения The New York Times в том, что Украина причастна к поставкам в КНДР ракетных двигателей производства завода «Южмаш».
При этом Порошенко поручил разобраться в том, была продажа или нет, тем, кто, собственно, и мог бы быть к ней причастен: Комиссии по экспорту, СНБО, Минобороны и самому «Южмашу».
В Госдепе же обещают проверить и разобраться, при этом отметили, что в последнее время Украина их вполне слушалась и кому не нужно вооружений не поставляла.
Будут ли иметь развитие подозрения американского издания или дело затихнет, пока не ясно, но поскольку этот оружейный скандал в новейшей истории Украины уже не первый, то можно попытаться спрогнозировать его последствия.
На заре независимости
Первым в хронологическом порядке, хотя, конечно, не первым по своим политическим последствиям, был скандал с продажей в воюющие республики бывшей Югославии оружия украинского происхождения.
8 марта 1994 г. в ходе спецоперации НАТО было задержано судно Jadran Express, которое направлялось в Хорватию с очередной партией оружия. Груз представлял собою в основном стрелковое и противотанковое вооружение из советских запасов, доставшихся Украине.
Напомню, что как раз в этот период Хорватия готовилась к проведению операции «Буря», то есть наступлению на республику Сербская Краина, которое и закончилось год спустя полным разгромом сербов. Остается не совсем ясным, кому именно предназначалось оружие, но, судя по тому, что груз был перехвачен НАТО, вероятно, оно все же шло сербской стороне.
Тогда же в ходе процесса начало фигурировать имя Евгения Марчука.
Этот человек на момент распада СССР занимал должность первого помощника главы КГБ УССР, а уже в ноябре 1991-го стал первым главой вновь созданной СБУ. Таким образом, его без всяких преувеличений можно назвать одним из отцов желто-голубой независимости.
На должности главы СБУ Марчук и оставался в момент ареста судна с оружием. Все это происходило на фоне досрочных парламентских и президентских выборов. И, вероятно, близость Марчука к тогдашнему премьеру и основному претенденту на пост президента – Леониду Кучме – способствовала раскрутке украинского следа в этом скандале.
Впрочем, особого вреда фигурантам он не принес, и после победы Кучмы на выборах Евгений Марчук занимал должность сначала вице-премьера, а потом и премьер-министра. Впоследствии он был уволен с формулировкой «за использование должности в политических целях».
«Кольчуги» Кучмы
Куда более серьезным и по своему масштабу, и по своим политическим последствиям оказался так называемый кольчужный скандал, который разразился уже во время второго президентского срока Леонида Кучмы.
Суть скандала состояла в том, что на аудиозаписях, опубликованных в апреле 2002 года сбежавшим в США украинским офицером, оказались переговоры о поставках военной продукции Украины в Ирак.
В частности, в разговорах президента с лицами, ответственными за экспорт вооружений, речь шла о поставках станций радиотехнической разведки «Кольчуга» в обход международных запретов. Происходило это как раз во время американо-иракского конфликта и имело для Кучмы заметные последствия.
Официальные органы США признали подлинность пленок майора-перебежчика и оказывали политическое давление на президента Кучму. Параллельно в европейских странах одно за одним всплывали обвинения Украины в продаже танков Т-55 одному из главных тогдашних мировых злодеев – афганской группировке «Талибан».
Все это происходило на фоне очередных выборов и, по сути, шло в рамках подготовки первого Майдана, который вскоре приведет к власти прозападного Ющенко. Лишь с большими усилиями второму президенту удалось остаться во главе страны до конца срока.
Тогда же американское давление вынудило руководство Украины искать опоры на востоке. По мере ухудшения украино-американских отношений крепла дружба с Российской Федерацией.
Высшим проявлением этого сближения стало участие Украины в 2003 году в создании наряду с Россией, Беларусью и Казахстаном Единого экономического пространства, прообраза будущего Евразийского союза. Однако сохранить эти отношения тогда не удалось в связи с тем, что Запад добился своего, приведя посредством Майдана к власти Виктора Ющенко.
Впоследствии американцы признались, что не нашли в Ираке ни «Кольчуг», ни другого украинского вооружения.
Танки Ющенко и Януковича
Следующие неприятности с торговлей оружием Украина получила уже во время президентства Ющенко. В августе 2008 года, после провала наступления грузинской армии на Южную Осетию, российская сторона обвинила Украину в незаконных поставках танков Т-72 Грузии.
Не успели еще в Киеве отречься от продажи танков Грузии (в действительности в период президентства Ющенко их было поставлено в эту страну не менее 70 единиц), как новое неожиданное событие сделало Украину и ее оружейный экспорт объектом пристального внимания.
В конце сентября того же 2008 года сомалийские пираты захватили грузовое судно с украинским экипажем, которое везло из Украины в Кению 30 танков Т-72 и другое вооружение. Как выяснилось позже, с ведома США Кения выступала посредником и страной прикрытия при продаже Украиной оружия Южному Судану, который на тот момент находился на грани возобновления гражданской войны с центральным правительством.
Причем эта война могла бы стать третьей по счету, начиная с 60-х годов 20-го века. В 2011-м при поддержке США в Южном Судане пройдет референдум, в результате которого независимость республики получит мировое признание.
И все же, несмотря на участие США в поставках украинских вооружений, а значит, отсутствие с их стороны претензий, это событие имело для Виктора Ющенко серьезные политические последствия.
Во-первых, выяснилось, что с ведома президента идет активная распродажа вооружений по совершенно бросовым ценам. Стоимость продажи танка Т-72 могла составлять всего 0,5 млн долларов, открылись также случаи обмена танков на элитные автомобили.
Кроме того, экипаж судна, которое везло танки, пробыл в плену сомалийцев почти пять месяцев, и все это время Украина не предпринимала эффективных попыток освободить своих граждан. Только по инициативе собственника судна и ряда бизнесменов экипаж был выкуплен за сумму около 3 млн долларов.
Ющенко, хотя и имевший самое непосредственное отношение к рейсу злосчастного судна, не проявил никакой активности по вызволению экипажа. Подробности этих событий стали дополнительной причиной тотального падения популярности президента, еще недавно бывшего последней надеждой европейской идеи на Украине.
Продолжил насыщать Африку советскими танками из украинских запасов и преемник Ющенко Виктор Янукович.
Машины проходили предварительное обслуживание и ограниченную модернизацию на Киевском и Львовском танкоремонтных заводах. Что, кстати, и стало залогом расцвета этих предприятий в те годы, которого не удалось добиться, даже получая нынешние заказы на ремонт техники, предназначенной для собственной гражданской войны.
Всего два Виктора успели продать африканским клиентам не менее 800–900 танков данной модели.
О чем теперь нередко жалеют в командовании ВСУ, так как Украина, не имея собственного полного цикла производства танков, уже начинает ощущать определенный их дефицит.
Учитывая, что при экспортных операциях в качестве источника запчастей нередко использовали другие наличные танки, просто разбирая их, удачная торговля Ющенко и Януковича обошлась Украине в 1–1,5 тысячи танков.
Хотя президентство Януковича и обошлось без громких оружейных скандалов, претензии все же были.
В 2012 году организация Amnesty International заявила, что из танков, поставленных Украиной при Януковиче и Ющенко, правительство Южного Судана расстреливает мирные демонстрации.
Интересно, что это была уже независимая республика, которую многие годы США поддерживали в борьбе против угнетения со стороны центрального правительства Судана. Теперь вчерашние угнетенные сами принялись кого-то угнетать при помощи украинских танков.
Впрочем, данная информация не получила резонанса и не имела заметного влияния на политические события на Украине.
Каждому президенту по оружейному скандалу
С момента начала войны на Украине время свободной распродажи советских запасов закончилось.
Во-первых, как из-за резко возросших потребностей собственной армии, а во-вторых, ввиду значительного исчерпания запасов. Даже гигантские советские арсеналы оказались небесконечны.
Причем падение случилось не только в поставках тяжелых вооружений, даже стрелкового оружия стали продавать меньше. Так, если в 2011 году Украина продала 250 тысяч единиц стрелкового оружия, в 2013-м – уже 100 тысяч, а в 2015-м – только 12 тысяч.
Впрочем, и тут не обошлось без обвинений – в конце 2015 года Кувейт заподозрил Украину в перепродаже ИГИЛ* ПЗРК китайского производства, но дело кончилось ничем.
И вот теперь прозвучали обвинения в распространении ракетных технологий.
Интересно, что подобные обвинения в сторону Украины уже звучали. В 2000–2001 годах Украина была замечена за поставками стратегических ракет Х-55 Китаю и Ирану. Эти ракеты способны поражать цели на дистанции трех тысяч км и нести ядерный заряд, что делает их одним из самых опасных вооружений в мире.
Тогда скандал не получил большого развития, и после обещания Украины больше не продавать подобную продукцию дело замяли. Вероятно, впоследствии эти ракеты попали под американскую программу уничтожения украинских запасов вооружений.
Стоит отметить, что главный фигурант нового украинского оружейного скандала – завод «Южмаш» – в последние годы ввиду потери российского рынка испытывает значительные финансовые трудности.
Дело дошло до того, что в прошлом году Верховная рада Украины специальным постановлением вынуждена была списать заводу долги за потребленное электричество на сумму почти в 500 млн гривен (около миллиарда рублей).
Учитывая заинтересованность КНДР в продукции, которую еще способна поставить Украина (в 2011 году на Украине двух граждан Северной Кореи даже осудили за шпионаж и приговорили к восьми годам тюрьмы), то и потенциально такая сделка вполне могла состояться.
Но, как уже было сказано, получила ли история развитие, покажет ближайшее будущее.
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”
Денис Селезнев, ВЗГЛЯД