Английские ВВС уже в ближайшие годы ждет настоящий разгром. Он будет не на полях сражений. Британия просто не в состоянии содержать свой военно-воздушный флот. Двадцать пять лет назад в составе ВВС Великобритании было более 600 самолетов. Сегодня их уже менее 250. К 2020 году это число может сократиться до 150-180 единиц. Причем значительная их часть будет находиться не в боевых частях, а числиться в резерве. Четырехкратное падение численности боевого состава за четверть века. «Феноменальный» результат, требующий объяснения…
К моменту окончания холодной войны ВВС Великобритании насчитывали в своем составе 26 эскадрилий боевой авиации. Королевские ВВС на тот момент были одними из сильнейших в мире (свыше 600 боевых самолетов). К 2010 году в составе ВВС Великобритании осталось 317 боевых самолетов и всего 12 развернутых эскадрилий боевой авиации.
Резкое сокращение военного бюджета страны на 2011 финансовый год стало причиной сокращения численности развернутых эскадрилий до восьми, а количества самолетов — до 250.
Уже к концу 2019 года ВВС спишут последние истребители-бомбардировщики «Торнадо», и численность развернутых боевых эскадрилий сократится до шести. На вооружении пяти из них будут находиться истребители «Тайфун», а шестая к этому времени должна будет иметь на вооружении самолеты F-35, это так и не доведенное до ума дитя американского ВПК.
К этому времени численность боевых самолетов в составе ВВС сократится до 170-180 единиц и королевские военно-воздушные силы по боевым возможностям затеряются где-то в третьем десятке мирового списка.
Как так получилось? Причина проста. Британские генералы выбрали неверную стратегию развития своего военно-воздушного флота, а еще они поставили не на ту иностранную «лошадь»…
Но не стоит забывать и о причинах чисто экономических. Мировой финансовый кризис заставил британских военных затянуть пояса, и в том числе ВВС страны пришлось сокращать программы закупок вооружений.
Но эта причина была не единственной. В конце концов, сокращение в 8-10% не могло иметь таких катастрофических последствий.
Чем были хороши самолеты «Торнадо» для британских ВВС? Стоимостью. И не столько стоимостью самого планера, сколько стоимостью его эксплуатации. Стоимость часа полета одного «Торнадо» был примерно вдвое ниже, чем стоимость часа полета F-35, которые должны прийти им на смену. А если еще добавить и стоимость самого самолета и затраты на замену инфраструктуры на аэродромах базирования, то выходит, что вместо трех «Торнадо» британцы могут содержать один «Лайтнинг-2».
Причем в тех войнах, которые сегодня ведет Великобритания, нет никакой разницы, кто будет бомбить (папуасов).
В 2015 году, когда решался вопрос, сколько Британия купит американских чудо-самолетов, все ожидали сокращение заказа примерно на половину. Но Лондон неожиданно подтвердил планы купить все 138 F-35. При этом было сокращено время нахождения на боевом дежурстве последних самолетов «Торнадо» на пять лет, что и стало главной причиной резкого сокращения числа боевых эскадрилий.
Также не очень сложились дела и у второго основного самолета британских ВВС, «евроистребителя» «Тайфун».
Предполагалось, что он будет очень экономичным. Британские генералы рассчитывали, что час его эксплуатации обойдется казне примерно как час эксплуатации рабочей лошадки ВВС США F-16 (около 20 000 долларов). Но постоянные модернизации и рост стоимости обслуживания ставит «Тайфун» практически в один ряд с F-15 (около 30 000 долларов за час полета). Это дало еще одну пробоину в бюджете ВВС Великобритании, что в конечном итоге привело к сокращению программы закупок истребителя «Тайфун».
Первоначально предполагалось купить 232 машины. Сегодня речь идет о меньшем числе машин. Причем уже с 2025 года ВВС планируют начать заменять первые серии «Тайфунов» на американские F-35.
Исходя из сегодняшних планов закупок самолетов, стоит ожидать некоторого роста численности самолетного парка боевой авиации Королевских ВВС в последующие несколько лет (на 1-2 эскадрильи). То есть королевские ВВС смогут вернуть нынешнюю численность боевых эскадрилий. Правда, если не случится форс-мажора.
Например, если США смогут к этому моменту решить все детские проблемы F-35 и в мире не случится очередного экономического кризиса (о котором уже предупреждают все ведущие экономисты мира).
А если что-то из этого случится, то британские ВВС окончательно превратятся во второсортные. К этому моменту самолеты «Тайфун» начнут устаревать, а заменить их будет уже нечем. Создать новый современный истребитель пятого поколения европейскому консорциуму, судя по всему, уже не по силам, а покупать у американцев будет просто нечего — потому, что ничего «лучшего», чем F-35, они предложить своим союзникам не могут.