Почему не стал вставать украинский митрополит Онуфрий? Юрий Сергеев

8 мая украинские СМИ облетела сенсационная новость: глава Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Онуфрий не встал во время упоминания фамилий награжденных званием Героя Украины во время торжественного заседания в Верховной Раде. Бандеровские массмедиа с особенным сладострастием подчеркивали, что, дескать, в этот момент поднялись со своих стульев даже приглашенные зарубежные гости – а вот церковный иерарх со своими коллегами продолжали сидеть. Вывод делался несложный (или же к нему аудиторию очень навязчиво подталкивали): “московская церковь” на Украине – “предатели и агенты Путина”.

 

 

Практически сразу же пресс-служба УПЦ МП обнародовала заявление по раздуваемой недругами сенсации: “Во время речи Президента Украины Петра Порошенко присутствующие стоя приветствовали имена тех, кто был удостоен звания Героя Украины за участие в обороне Отечества на востоке нашей страны. Блаженнейший Митрополит Онуфрий не отреагировал на эту речь так, как все остальные гости и участники торжественного заседания, чтобы подчеркнуть — нужно немедленно прекратить войну! Он не раз выражал уважение ко всем героям, которые защищают украинские границы. Однако не может быть оправдания подкормки огня войны, которая почти ежедневно уносит жизни не только военных, но и беззащитных гражданских лиц Украины, в том числе детей. Они погибают по обе стороны от линии фронта. Их смерти никто не считает”, – говорится в сообщении.

 

Чуть позже выступил и сам Владыка. “Действительно, когда президент говорил в своей речи о войне на Донбасской земле и о героях, которые отличились там, в том военном конфликте, мы не встали. И это было не знаком пренебрежения к героям Украины. Мы чтим, уважаем этих людей. Это люди, которые сподобились великой чести – такой высокой государственной награды, и эта награда им дана за то, что они рисковали своей жизнью, а некоторые – отдали свою жизнь за это. Мы еще раз выражаем этим людям свое великое почтение и уважение”, – подчеркнул митр. Онуфрий.

 

Однако далее он достаточно жестко сказал: “Мы не встали, потому что это был наш знак протеста против войны как явления. Мы не хотим, чтобы война продолжалась на нашей земле. Мы не хотим, чтобы люди убивали друг друга. Мы хотим мира, и чтобы на нашей земле было Божье благословение”.

 

Спору нет, здоровым силам и в России, и в самой Украине такая позиция может показаться двусмысленной. Дескать, как можно одновременно чтить карателей, убивающих мирных жителей Донбасса, да еще и признавая их “героями”, а не палачами – и одновременно бороться за мир?

 

На самом деле, здесь ситуация куда более сложная, чем кажется. Особенно – из тех мест, где правда очевидна, а люди не одурманены нацисткой пропагандой. На Украине – так очень изощренной. Достаточно сказать, что наряду с откровенным прославлением бандеровщины местные СМИ предельно цинично эксплуатируют святые для почти каждого гражданина бывшего СССР образы Великой отечественной войны, защиты Родины и т.д.

 

Но, с другой стороны, и христиане в целом, и православные в частности далеко не первый раз оказываются по обе стороны баррикад. Достаточно вспомнить, как сотни лет назад воевали друг с другом Византия, Сербия, Болгария. Да и на Руси, начиная с эпохи феодальной раздробленности после смерти Ярослава Мудрого, междоусобные войны между русскими княжествами были скорее правилом, чем исключением.

 

Между тем, церковь с давних времен, по завету апостолов, просто обязана молиться “о властех и воинстве” той или иной страны, где проживают верующие. Особенно, если эти верующие в значительной мере поддерживают политику своей правящей элиты.

 

В этой связи характерен пример из жизни просветителя Японии, свт. Николая Японского. Русскому миссионеру, создавшему Поместную церковь из ничего, с началом русско-японской войны начала 20 века приходилось отвечать на вопросы своих прихожан: “Как нам быть – ведь наше правительство сейчас воюет с Россией, где находится наша “материнская” церковь, просветившая нас светом истинной веры?”. Владыка отвечал на такие вопросы однозначно – в духе приведенных выше апостольских постановлений. Хотя, наверное, у него, истинно русского человека, сердце обливалось кровью от мысли, что его паства будет стрелять в российских солдат…

 

Чуть отвлекаясь, можно заметить, что и католическая церковь тоже максимум пыталась лишь слегка регулировать средневековые войны между императорами, королями, герцогами, сплошь “добрыми католиками”. Но полностью прекратить их не могла – а потому даже и не пыталась.

 

***

 

Однако все вышеизложенное не означает, что церковные власти обязаны благословлять любую войну. Убийство вообще Христом не одобряется – наоборот, “блаженным миротворцы – ибо они нарекутся Сынами Божьими”. Да, к сожалению, на войне приходится убивать – во имя защиты от врагов своих близких. А также жертвовать своей жизнью – и тогда “нет больше той любви на свете, как если кто отдаст душу свою за други своя”.

 

Но вот в этом как раз и проявляется коренная разница между истинной, канонической украинской православной церковью, признанной всеми мировыми Поместными церквами – и всевозможными “ряжеными”, именующими себя “патриархами”, “митрополитами” и т.п. Хотя священнослужителями таких самозванцев можно считать в той же мере, что и, скажем, напяливших на себя священнические ризы актеров. Ну или, например, доктором – надевшего белый халат маляра. Или даже имевшего когда-то медицинский диплом эскулапа – но лишенного его судом за какой-то проступок, несовместимый со званием врача.

 

И лидера так называемого “Киевского патриархата” Филарета Денисенко, и предавших еще в 16 веке православие униатов, и протестантов образца Турчинова, которого даже в украинских СМИ нередко называют “кровавым пастором”, объединяет одно: фанатичная ненависть к тем согражданам, которые не разделяют бандеровские идеалы.

 

Так, вышеупомянутый Филарет признал допустимым и богоугодным и геноцид на Донбассе, и пытки пленных. При том, что русскоязычные граждане Новороссии, в общем-то, ровно ничем не угрожали и не угрожают “свидомым” патриотам – кроме желания жить согласно собственным убеждениям, пользоваться родным языком и прочее. А в ответ они получили обстрелы мирных городов, экономическую блокаду и разрушение инфраструктуры.

 

Да, прихожане УПЦ МП тоже находятся в зоне так называемой АТО. Правда, лишь в армии, выполняя приказ Киева. В числе добровольных карателей из соответствующих батальонов таковые если и есть, то лишь в виде исключения. И церковь тоже им помогает. И собирая продукты и вещи, и своими Таинствами. Тем самым помогая им не потерять окончательно в себе любовь, милосердие, Образ Божий, остаться людьми, а не превратиться в зверей. То есть, освящает души, при этом молясь о скорейшем установлении мира.

 

А вот раскольники-униаты-самосвяты пытаются “освятить” саму братоубийственную войну. А участвующих в ней бойцов – превратить в не знающих сомнения убийц и палачей. В духе известной максимы Гитлера немецким солдатам: “Я освободил Вас от химеры, именуемой совестью”. Тем самым, по факту, такие лжепастыри являются священниками не Бога-Любви – а, скорее, жрецами какого-нибудь кровавого божества в духе ацтеков или древних вавилонян.

 

Можно ли сказать, что каноническая церковь Украины в этой своей позиции идет против мнения своих прихожан? Скорее, наоборот: бессмысленная и бесперспективная война по заказу США давно надоела даже самым “свидомым” патриотам, не говоря уже о Юго-Востоке. Об этом свидетельствуют десятки тысяч “уклонистов” от мобилизации только в самой высокопатриотичной Галичине.

 

Еще больше война надоела столицам “старой Европы” – с ужасом ныне наблюдающим, какую “головную боль” они взрастили себе поддержкой недоброй памяти Майдана, а потому все сильнее давящие на Киев с требованиями прекратить боевые действия и принять меры к недопущению их рецидива – путем проведения реальной федерализации. А вот рейтинги “Народного фронта” премьера Яценюка, выступающего с подчеркнуто “ястребиных” позиций, ныне упали с прежних 33 до жалких 2,5%.

 

Так что, хотя поступок митрополита Онуфрия и будет выставляться радикальными бандеровцами в качестве некого “предательства” на самом деле значительная часть украинского общества увидит в нем выражения своих истинных чаяний, призыв к установления мира на многострадальной украинской земле. Как это и подобает делать служителям Божьим.

 

Юрий Сергеев

 

 

Окажи помощь Новороссии и команде News Front