Президент Петр Порошенко подписал указ, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны под интригующим и грозным названием “О Концепции реформирования и дальнейшего развития системы управления государством в условиях чрезвычайного положения и в особый период”.
Документ с грифом “совершенно секретно” возлагает контроль за выполнением решения СНБО на главу ведомства Александра Турчинова.
СНБО еще 13 сентября 2017 года одобрил поданный Кабинетом министров на рассмотрение президенту проект Концепции.
Реформированная концепция позволит управлять силами безопасности и обороны, говорится на сайте СНБО.
Этот указ мог бы остаться незамеченным, если бы не одно “но”: система управления государством в условиях чрезвычайного положения и в особый период уже детально прописана в законодательстве.
Поэтому “Страна” решила проанализировать, зачем нужен этот указ и есть ли у него политическое значение.
Что такое чрезвычайное положение
Согласно закону Украины о правовом режиме чрезвычайного положения, ЧП вводится тогда, когда есть угроза безопасности страны, правопорядку и жизни граждан. Это может быть, например, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, террористическая атака, иностранная оккупация, попытка захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины насильственным путем.
ЧП можно ввести максимум на 60 суток по всей Украине, или на 90 суток в отдельном регионе.
Чрезвычайное положение вводится президентом, но не единолично. Совет национальной безопасности и обороны может предложить главе государства ввести ЧП. После этого президент издает соответствующий указ, который должны большинством голосов поддержать народные депутаты, при чем строго в течение двух дней.
Если парламент проигнорирует голосование или не будет достаточно голосов “за” ЧП – оно не вводится.
Во время ЧП нельзя проводить выборы президента, парламента и местных органов власти.
Также чрезвычайное положение позволяет ограничить въезд и выезд на соответствующие территории, использовать армию и полицию для усиления безопасности, отменять работу аэропортов и перекрывать дороги, запрещать деятельность партий, общественных организаций, вводить комендантский час, запрещать забастовки, концерты и другие массовые мероприятия, изымать личные вещи, пользоваться офисами и жилыми домами, вводить карточки на продукты и предметы первой необходимости, осматривать вещи, авто, квартиры, эвакуировать население из опасных мест, пользоваться имуществом предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, провести мобилизацию, которая прописывается в указе президента.
Что касается понятия “особый период”, то он регламентируется совершенно другим законом – законом об обороне. В документе говорится, что особый период наступает с момента объявления решения о мобилизации или введения военного положения в Украине (или в отдельных ее местностях), и охватывает время мобилизации или военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Военное положение ни в Украине, ни на Донбассе в настоящее время не введено. С другой стороны, в законе говорится, что особый период начинается с момента объявления мобилизации и охватывает время мобилизации. Например, можно считать, что этот период стартовал 17 марта 2014 года, когда был обнародован Указ президента от 17.03.2014 г. № 303/2014 “О частичной мобилизации”. Но в настоящий момент нет никакой волны мобилизации. Шестая волна завершилась еще два года назад, 17 августа 2015 года. Седьмая волна так и не была объявлена.
Из этого следует, что на сегодня особого периода в Украине нет.
Получается, что указ президента о выполнении вышеупомянутой Концепции, в котором два из пяти пунктов оказались засекреченными, на сегодня не имеет прикладного характера.
В силу того, что в Украине нет ни чрезвычайного положения, ни особого периода, “физически” этот указ может заработать исключительно тогда, когда какой-либо из этих правовых режимов будет объявлен.
“Показал готовность ввести ЧП”
Эксперты, опрошенные “Страной” разошлись во мнениях, для чего президенту понадобилось издавать сейчас этот указ.
Политический аналитик Дмитрий Корнейчук связывает этот документ с уже подготовленным в Администрации президента законопроектом “Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей Украины”, который, по информации источников “Страны”, в ближайшее время будет внесен президентом в парламент как безотлагательный.
“В законе о реинтеграции будут прописаны иные, нежели сейчас, варианты введения ЧП и военного положения в стране в случае некой угрозы. Например, будет нивелирована роль парламента, который на сегодня все еще должен подтверждать указ президента о введении ЧП большинством в 226 голосов”, – говорит “Стране” политический аналитик Дмитрий Корнейчук.
Впрочем, по словам эксперта, сейчас ввести ЧП в Украине Петру Порошенко не позволит Запад.
“Без согласия американцев ЧП у нас никто не введет. А не в интересах Вашингтона позволять Порошенко усиливать свои позиции, концентрировать все ресурсы в своих руках или переносить выборы”, – заявил аналитик “Стране”.
По словам политолога Константина Бондаренко, этот Указ, по задумке Порошенко, должен выполнять функцию устрашения. Но не внешнего врага, а внутреннего.
“Это акт устрашения внутреннего употребления. Порошенко показывает, что готов ввести ЧП. Это прямой посыл тем, кто его шантажируют возможностью захвата власти, – говорит “Стране” политолог. – Причем главный адресат этого послания президента – это отнюдь не прорвавшийся с боем в Украину апатрид Михаил Саакашвили. А министр внутренних дел Украины Арсен Аваков”.
Напомним, что отношения между политиками в очередной раз обострились из-за пожара на военных складах в Калиновке. А близкие к президенту блогеры уже заговорили об угрозе военного переворота со стороны главы МВД.
С прицелом на выборы
Другие опрошенные “Страной” политики полагают, что президент своим собственным указом если и воспользуется, то ближе к весне 2019 года, когда должны будут пройти плановые выборы главы государства. И будет понятно – побеждает ли он на них или нет.
“Для власти ЧП – это выход, с точки зрения того, чтобы не проводить выборы, потому что они губительны для них и их режима. Но не нужно забывать, что они не самостоятельны в своих действиях. Если им завтра скажут из определенного дипломатического учреждения, что никакого ЧП в Украине не потерпят, то этот указ останется лишь на бумаге”, – говорит депутат от Оппозиционного блока Николай Скорик.
“Я пыталась вытребовать это указ, но, к сожалению, гриф секретности распространяется и на народных депутатов. Поэтому мы можем делать выводы только на основании открытых источников. Мое мнение, что если президент будет видеть, что проигрывает выборы, или теряет власть, то обязательно воспользуется своим указом, чтобы ввести чрезвычайное положение”, – говорит “Стране” депутат от “Батькивщины” Алена Шкрум.
“Этот указ решает внутренние задачи. Цель Порошенко – 2019 год. Поэтому потенциально он выглядит как подготовка плана на случай выборов, если их будет невозможно или затруднительно выиграть”, – добавляет политический эксперт Руслан Бортник.
Националисты, тем временем, говорят об акциях протеста.
“Появляется какой-то указ, который скорее всего, является продолжением попыток усилить власть Порошенко, – говорит “Стране” спикер «Правого сектора»* Артем Скоропадский. – Это еще один кирпичик в его почти авторитарный режим, попытка выстроить авторитарное государством. Если будет узурпация власти, то будут акции протеста будут. Поэтому никакие указы ему не помогут”.
*организация запрещена в РФ
Галина Студенникова, «Страна», Украина