В СБУ хотят запретить въезд в Россию для политиков и чиновников. Нарушителям грозит уголовная ответственность.
В ведомстве уже подготовили соответствующий законопроект и готовятся передать его в Раду, но юристы в недоумении: по их словам, СБУ нарушает Конституцию.
«За вред интересам Украины»
По словам главы СБУ Василия Грицака, идея законопроекта принадлежит ему лично. В Уголовный кодекс внесут правки, согласно которым за поездки в РФ политиков и чиновников «с целью нанесения вреда интересам Украины» будут наказывать лишением свободы до трех лет.
А если чиновник отправился в Россию повторно или «по предварительному сговору группой лиц», то пусть готовится сидеть в тюрьме от трех до шести лет.
Такой инициативой шокированы юристы. По их словам, она неконституционна, а формулировки в законопроекте крайне размыты.
«Использована фраза “поездка с целью нанесения вреда” — а в чем заключается этот вред? — возмущается в разговоре с «Вестями» старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. — Подобные нормы до момента объявления военного положения и прояснения более конкретных отношений с РФ будут нарушать Конституцию и нормы Конвенции о защите прав человека».
Кроме того, по словам юриста, этот закон даст возможность правоохранительным органам абсолютно безосновательно шантажировать лица, которые подпадают под его действие, и необоснованно привлекать их к ответственности.
«Не секрет, что у большого количества граждан Украины остались родственники в России. И таким законом они фактически лишаются права их посещать. Едет в Россию судья, а его вызывают в СБУ и говорят:
“Вы же нанесли Украине вред, подорвали доверие к судебной власти”, или, если чиновник: “Вы подорвали доверие к государству”.
Или если человек поехал в Крым, то скажут: “А докажите, что вы поехали к родственникам, а не отдыхать”.
Отследить сам факт их визита спецслужбы смогут элементарно, получив доступ к базам пограничников или отследив мобильный телефон».
Политэксперты тоже указывают на многочисленные минусы законопроекта и надеются, что в существующем виде он в Раду не попадет.
«В тексте неразбериха с понятиями, кто такие политики и чиновники, — говорит политэксперт Тарас Чорновил. — Если нынешние депутаты и министры — то да. А вчерашние министры, кто они? Если он ушел в бизнес и работает в транснациональной фирме, которая может иметь интересы в Москве, — наверное, он не есть политиком. А если бывший министр-силовик, который готовит себе место в будущем правительстве, — очевидно, что он политик.
„Лица, уполномоченные на выполнение государственной власти или местного самоуправления” — такая формулировка слишком широкая, она охватывает вообще всех, даже депутатов сельсоветов. В законодательстве она не встречается нигде и применять ее нецелесообразно. Что касается дипломатов и послов, которые тоже попадают под действие закона, то они и так сейчас без разрешения в Россию не ездят. Также непонятна формулировка “с целью нанесения вреда интересам Украины”. То есть, если представитель Генштаба поехал в РФ, что-то разболтал, но об этом не узнали, то он не виноват?».
Тарас Чорновил обращает внимание, что перед законопроектом есть еще барьер — кто именно будет вносить его в Раду: «СБУ по субординации не может передать его кому-то из депутатов, чтобы те внесли. Могут внести текст на рассмотрение президенту, чтобы он стал автором законодательной инициативы. Но я не думаю, что в нынешнем виде законопроект пропустят президентские юристы.
Но теоретически у этого закона есть шансы на жизнь, если будет принят в целом закон об основах госполитики по Донбассу».