Закон об образовании может быть отозван. Андрей Бабицкий

Примеров денонсации, приостановки действия или пересмотра Соглашения об ассоциации с ЕС какими-либо странами – а самые первые договора были подписаны еще в 1960 году Турцией и Грецией – не существует. Но рычаги давления на Киев в вопросе дискриминации собственных граждан есть

Венгрии, заявившей о своем намерении добиваться именно пересмотра условий из-за принятого на Украине закона об образовании, ущемляющего права меньшинств на использование собственных языков, придется создавать с нуля ограничительные механизмы, которые могли бы вынудить украинское руководство отказаться от дискриминационной правовой нормы. Уже сегодня венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто пояснил, что имеется в виду. По его словам, речь идет о возможных штрафных санкциях, которые могут перекрыть Украине доступ к европейским рынкам.

Вероятность того, что Будапешт сможет добиться своего — вовсе не нулевая. Даже если предположить, что ЕС хотел бы закрыть глаза на то, что на Украине далеко не все в порядке с обеспечением самых разных гражданских прав и свобод, в случае, если одна из стран-членов поднимает вопрос о нарушении ею базовых правил общеевропейского законодательства, проблему так или иначе придется решать. Закон об образовании вступает в противоречие сразу с несколькими правовыми соглашениями, которые, кстати, ратифицированы Украиной, а значит, являются неизвлекаемым элементом ее законодательства. Это Европейская конвенция по правам человека, Европейская хартия малых и региональных языков и Рамочная конвенция Совета Европы по защите национальных меньшинств.

Собственно, позиция Венгрии входит в почти полный резонанс и с точкой зрения генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда, опубликовавшего на днях в EUOdserver статью под названием «Новый языковой закон Украины идет по тонкой линии», хотя, конечно, оценки главы организации звучат существенно мягче. Однако угол рассмотрения явно сформирован единым подходом. «Политизацию межэтнических отношений и невыполнение международных стандартов защиты меньшинств» Ягланд называет «угрозой миру и стабильности в Европе» и говорит, что «вопросы относительно прав меньшинств и использования их языков, будь то на Балканах или в странах Балтии, должны быть разрешены быстро и в соответствии с международными обязательствами соответствующих стран».

Закон об образовании должен быть рассмотрен Парламентской ассамблеей Совета Европы и уже нет никаких сомнений в том, что Венгрия — вполне возможно, что к ней присоединятся Румыния с Болгарией и Польшей — сделает все возможное, чтобы образовательная реформа на Украине была признана актом, вступающим в вопиющее противоречие с требованиями политической части Соглашения об ассоциации.

Если попытаться найти какие-то аналоги критики подобной дискриминационной практики, то очевидно есть смысл обратить внимание на многочисленные резолюции СЕ, осуждавшие языковую политику прибалтийских стран и призывавшие их привести и действующее законодательство в этой области, и конкретные шаги по ограничению языковых прав русскоязычного меньшинства в соответствие с европейскими стандартами. Однако в течение долгих лет прибалты или игнорировали рекомендации ЕС, или реагировали на них крайне негативно, гневно и демонстративно отказываясь предпринимать какие-либо шаги по исправлению ситуации.

Дело в том, что страны, которые являются членами ЕС, имеют возможность «гасить» претензии в собственный адрес, пользуясь тем обстоятельствам, что Союз крайне неохотно признает тот факт, что принимал в свой состав государства, не соответствовавшие в момент вхождения и не соответствующие и по сей день тем правовым критериям, которые считаются обязательными для всего европейского пространства.

Вот что пишет об этом депутат Европейского парламента от Латвии Татьяна Жданок своем ЖЖ в тексте, озаглавленном «Членство в ЕС — лучший способ избежать критики за нарушения прав человека»: «После того, как государство становится членом Сообщества, его гуманитарная сфера выводится из-под контроля парламентского Комитета иностранных дел с его Подкомитетом по правам человека и переходит в компетенцию Комитета по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам. А здесь уже действует традиция обсуждать проблему в целом, не вдаваясь в частности.

То есть когда Европарламент учит весь остальной мир демократии, принято указывать на конкретные страны. Но в случае собственных проблем идет игра в прятки: «да» и «нет» не говорите, страну не называйте. Например, в обобщающем докладе «О фундаментальных правах в ЕС в период 2004 — 2008» все было сделано по этим правилам. Иначе есть риск провала доклада при голосовании на пленарном заседании: кто же любит заниматься самокритикой?

Серьезному анализу препятствует также нежелание признавать ошибки, совершенные Еврокомиссией и Европарламентом на стадии расширения ЕС».

Однако воспользоваться зонтиком, предоставляемой членам ЕС Комитетом по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам, Украина не сможет, ей придется держать ответ, что называется, по всей строгости европейского закона. Очень сомнительно, чтобы Венецианская комиссия, которая должна будет провести экспертизу образовательной реформы и представить свои выводы Парламентской ассамблее ЕС, вынесла одобрительный вердикт. Скорее всего, факт дискриминации меньшинств будет отражен в полной мере в подготовленном докладе.

Согласится ли Европейский Союз наложить на Украину штраф, потребует ли он отзыва закона? Это кажется очень реальной перспективой, даже несмотря на отсутствие прецедентов. Венгрия настроена решительно, если не сказать радикально, генсек тоже выразил озабоченность решением Киева — очевидно, что какие-то меры воздействия будут одобрены. Гадать приходится лишь в поиске ответа на вопрос — насколько жесткими и бескомпромиссными окажутся требования и санкции.

Андрей Бабицкий, Ukraina.ru