Международный аналитический центр ECFR проанализировал ход реформ в Украине и объяснил, почему лидеры ЕС «не должны давать геополитические фиговые листья для регресса» украинских политиков. Основные претензии – разрушение антикоррупционных органов и борьба против них, нецивилизованная судебная система, незаконное обогащение представителей элит, нападения на журналистов и общественников, и, как ни странно, Саакашвили. Так они пишут в своей статье “Украина на грани клептократии”.
Эксперты возмущены ситуацией с Михаилом Саакашвили. С одной стороны, они считают, что на Украине его лишили «справедливого права на защиту», с другой – ставят в вину прокурору Юрию Луценко то, что он не собрал убедительных доказательств для процесса над экс-президентом Грузии и лидером антипрезидентских протестов на Украине.
Правящие партии Украины заняты разрушением «самого эффективного антикоррупционного агентства, которое когда-либо существовало в Украине» – НАБУ. Так считают зарубежные аналитики.
Суды также компрометируются. 25 из 113 судей, недавно назначенных в новый Верховный суд Украины, не соответствуют критериям добросовестности: они обладают неподтвержденными активами и/или занимаются делами, признанными политическими преследованиями или нарушающими права человека, что было подтверждено Европейским судом по правам человека.
Вакансии для нового Государственного бюро расследований (ГБР), которое должно было перенять расследование коррупции высокого уровня от Генеральной прокуратуры, были заполнены без надлежащей прозрачности, а новые лидеры пришли из рядов старой государственной прокуратуры. В то же время проект Порошенко об антикоррупционном суде отклонил совет Венецианской комиссии и не обеспечил необходимой независимости от политической и судебной иерархии для такого важного суда.
Электронные декларации о доходах и собственности государственных служащих до сих пор не привели к каким-либо уголовным расследованиям, в первую очередь потому, что Национальное агентство по предупреждению коррупции, которое должно контролировать электронные декларации, находится под контролем олигархов.
Наконец, осенью 2017 года наблюдались усиленные нападения на антикоррупционных активистов, НПО и журналистов. От политически мотивированных арестов до сфабрикованных доказательств, организованных протестов, преследований и открытого запугивания – список сомнительных действий, используемых для подрыва следственной работы, длинный.
Европа обеспокоена тем, что украинские элиты, претендуют на то, чтобы вести страну в Евросоюз, к европейским ценностям. Но события предыдущих месяцев показывают, что с нынешним политическим классом у власти для Украины нет европейского будущего. Частное обогащение якобы “проевропейских” политиков только дискредитирует ЕС, уменьшает его влияние и срывает процесс реформ внутри страны. Поэтому ЕС должен действовать сейчас, если он хочет сохранить доверие к Восточному соседству.
Пока что дипломатические протесты со стороны Соединенных Штатов, Европейского союза и Международного валютного фонда предотвратили самое худшее. ЕС отказался от третьего пакета макрофинансовой помощи, но это не помешает дальнейшему отступлению Украины от реформ, учитывая, что теперь она может заимствовать средства с финансовых рынков.
ЕС также пригрозил приостановить либерализацию виз, поскольку Украина больше не отвечает критериям безвизового режима (введенного после реформ в 2016 году). Европейские лидеры неохотно выполняют эту угрозу, потому что это навредит обычным украинцам, а не коррумпированной элите.
Целевое замораживание европейских активов, принадлежащих особо коррумпированным и блокирующим реформы членам украинской властной элиты, было бы гораздо лучшим инструментом. Это дало бы четкий сигнал в преддверии президентских и парламентских выборов 2019 года, что самозваные “проевропейские” элиты Украины не являются таковыми. Более того, угроза его переизбранию и власти может быть единственным языком, понятным Порошенко.
Многие европейцы избегают прямого противостояния украинскому руководству, опасаясь, что это нанесет ущерб борьбе Украины с Россией за независимость и суверенитет. Но это колебание неуместно. Коррупция и суверенитет – это разные вопросы, которые следует рассматривать отдельно.
Центральные требования революции достоинства заключались в том, чтобы превратить Украину в страну, которая уважает верховенство права, одинаково и с уважением относится к своим гражданам, а также противодействует незаконному обогащению политических элит. Порошенко и его правительство потерпели неудачу в отношении всех этих требований. Все чаще его администрация превращает новую Украину в зеркальный образ старой Украины. Европейские лидеры не должны давать «геополитические фиговые листья для этого регресса».
И, конечно, зарубежные эксперты не могли не коснуться России: «Украина как страна заслуживает поддержки своей территориальной целостности, потому что Россия незаконно вторглась и аннексировала ее части. Такое поведение Москвы никоим образом не может быть оправдано или легализировано постфактум из-за коррумпированности украинских чиновников. Точно так же, если нынешнее украинское правительство не выполнит свои обещания по борьбе с коррупцией (как оно обязано сделать в рамках ЕС-Украина-ЗСТ), то это должно иметь последствия, независимо от ее борьбы с Россией».