Во всём опять виноваты русские.
И вы даже не представляете себе, в каком количестве всего мы виноваты.
Телекомпания BBC совместно с американской компанией AMC сняла сериал «МакМафия». Сериал посвящён жизни второго поколения русских нуворишей, оказавшихся в Лондоне.
Конфликт поколений элементарный. Папа — старый олигарх, которого конкуренты выдавили из России. Играет папу Алексей Серебряков, а жену его — Мария Шукшина. Сын — мальчик, получивший образование в благословенной Великобритании, по-русски говорящий плохо, Россию не помнящий. Сын в своих желаниях скромен и смирен — он просто хочет быть инвестиционным банкиром. Но инвесторы бегут, услышав его фамилию: он связан с русской мафией, а это страшное клеймо, которое нельзя вывести кислотой альбионного воспитания и безупречным произношением. И тогда сыну (которого играет Джеймс Нортон — исполнитель роли Андрея Болконского в сериале «Война и мир» той же телекомпании) приходится самому постепенно (исподволь и вопреки) становиться той самой русской мафией.
Сериал хороший, простой, понятный. Крепкий, но не исключительный. Не войдёт в историю. Пересматривать вы его не будете — при существующем многообразии контента и частоте его обновления.
Но почему-то именно этот сериал внезапно вызвал бурление известной субстанции. Сериалом оказались недовольны более или менее все.
Сначала оказалось, что все русские бандиты в сериале — евреи. Для русского человека в этом ничего необычного нет, мы на это и внимания не обращаем. Фамилии русской мафии могут быть любые — всё равно в заголовках западных изданий напишут «русская мафия». И тут слух не режет — Годман, Коэн, Клейман. Обычные русские мафиози вроде бы.
Но это возмутило евреев. Общественная организация, которая называется «Британские юристы за Израиль», выпустила официальное заявление, в котором посетовала на искажение образа законопослушных евреев, а также на то, что сказанное в сериале об Израиле его — Израиль — порочит.
Русский бандит Семён Клейман говорит главному герою: «Девиз МОССАДа — «Обманом веди войну». В то время как реальный девиз этой организации звучит как цитата из Ветхого Завета — «С обдуманностью веди войну свою».
Зачем создатели сериала попытались опорочить святое — политическую разведку Израиля? Ради художественного эффекта, понятно же. Это не документалистика, это развлекательное шоу. Хоть и с серьёзными лицами.
Но недовольством Израиля дело не кончилось. В Twitter-аккаунте российского посольства в Великобритании появилась возмущённая запись, что сериал представляет Англию «игровой площадкой для русских гангстеров». Тут не совсем понятно, за кого обиделось посольство — за Англию или за гангстеров. В целом такое положение дел может и польстить национальному самосознанию.
Критики при этом оценивают сериал вполне положительно, зрители сериал продолжают смотреть.
И в этом раскрывается удивительный магнетизм русской темы для западной поп-культуры. Благодаря истерии последних полутора лет («русские вмешались во всё на свете»), реакция на слово «русский» на Западе равна реакции на входящий в маленький порт океанский лайнер: невозможно не смотреть, весь город сбегается, все мечтают попасть на экскурсию. И боязно, но уж очень интересно.
Родной дядя главного героя, русский мафиози Боря Годман, на обед ест только борщ и страдает от того, что никак не может приучить свою тайскую горничную приносить к борщу не сливки, а сметану. Другой бандит, Вадим Калягин, рассуждает о различиях сортов чёрной икры. Главный гангстер в исполнении Серебрякова не расстаётся с водкой, которую предусмотрительно переливает в пластиковую бутылочку для воды. Мать героя (Мария Шукшина) просто сверкает в мехах, гуляя по Гайд-парку, и крайне убедительно заботится о сыне.
Неважно, насколько всё это соответствует реальной и возможной фактуре. Важно, что русская душа — имею в виду себя и своих единомышленников — воспринимает это без отвращения. И даже с некоторой благодарностью.
Снимают кино, проявляют интерес, работают с деталями. Русские плохие, но они настолько обаятельные, что даже возмущение организации «Британские юристы за Израиль» не может снизить степень притяжения.
Художественное произведение невозможно без конфликта. И русские — безотказный генератор этого напряжения.
Изображать террористами выходцев с Ближнего Востока уже небезопасно — сейчас не 90-е, сейчас время тех, кто любит чувствовать себя оскорблённым.
Абстрактное зло тоже не лезет в рамки, потому что зритель потерял иллюзию единства мира. Инопланетяне прилетят, посмотрят на всё это и развернутся. Тут нечего завоёвывать, и некому тут против них объединяться.
А вот русские всегда готовы построить сюжет. При этом русских совершенно не возмущает, что их путают с евреями. Как в том диалоге Зорина и Киссинджера: «Кто вы по национальности? Я — русский!» — «А я — американский».
Все могут возмущаться русскими, но только русских не возмущает решительно ничего.
Слишком толст культурный слой, который позволяет сохранять спокойствие при любом давлении. Тебя могут изображать как угодно, с кем угодно путать и приписывать любые качества. Если ты достаточно уверен в себе, ты будешь только добродушно посмеиваться.
Что, кажется, и делают все герои этого сериала-провокации.
Англичане внезапно сняли сериал о русском характере. Без всякого русского характера в самом сюжете. И очень этим самым нашему характеру польстили.
В зеркало смотреть не так интересно, как смотреть на тех, кто смотрит на тебя.
Дмитрий Самойлов, RT