За постмайданные годы украинские элитариев и «эксперты» уверовали в мифы и легенды, согласно которым «Украина защищает всю Европу от российской агрессии» и «мы боремся за свободу и демократию всей Европы». Девизом можно выбрать известное утверждение «Весь мир за нас!» Украинский обыватель по картинке в телевизоре легко сделает вывод, что Евросоюз с утра до вечера только и делает, что обсуждает Украину.
Однако реальность иная, подтверждением чему является список руководителя внешней политики ЕС Федерики Могерини, содержащий 12 ключевых внешнеполитических задач Евросоюза в 2018 году. Круг задач довольно широк – начиная от перезапуска оборонного измерения Евросоюза, заканчивая поддержанием процесса мирного урегулирования гражданского конфликта в Колумбии. Но вот Украина в целом и конфликт на Донбассе в частности в списке не упоминается – разве что пункт №9 под названием «Восточное партнерство» опосредованно касается Украины.
Впрочем, данная программа сотрудничества ЕС с бывшими советскими республиками требует серьезного пересмотра, на что обратил внимание глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер еще в 2015 году по итогам саммита в Риге. По словам Юнкера, саммит 2015 года «не был по-настоящему успешен и показал, что эта политика нуждается в пересмотре».
Саммит 2017 года продемонстрировал, что Юнкер был прав. Помимо подписанной Арменией политической части Соглашения об ассоциации с ЕС, брюссельский саммит не запомнился ровным счетом ничем. Для Украины он и вовсе стал провальным – ни денег, ни хотя бы малейших намеков в части дальнейшей евроинтеграции киевская власть заполучить не смогла. Единственным «утешительным призом» по итогам саммита стало подписание договора о распространении индикативных карт Европейской транспортной сети TEN-T на Украину.
Но сегодня успехом для Киева в отношениях с ЕС станет даже не присоединение к четырем союзам ЕС (Энергетическому, Таможенному, Шенгенской зоне, Единому цифровому рынку). Успехом станет даже удержание пресловутого «безвиза». Когда Киев пытался любой ценой получить «безвиз», здравомыслящие эксперты предупреждали, что это станет еще одним инструментом давления на украинские «верхи». Так оно и получилось – ныне Киеву выкручивают руки в вопросе создания антикоррупционного суда, угрожая отозвать возможность ездить на заработки в Европу. О том, что отказ от создания антикоррупционного суда стал причиной блокирования предоставления дальнейшей финансовой помощи и кредитов от ЕС и МВФ, упоминать лишний раз не будем.
Не стоит также забывать, что с 2018 в Евросоюзе должна начаться реформа имени Макрона-Меркель, предполагающая трансформацию ЕС в де-факто федерацию с жесткой финансовой дисциплиной. В перспективе, с 2021 года, когда вступит в силу новый 7-летний бюджет ЕС, программы дотирования стран Восточной и Южной Европы будут если не отменены вовсе, то серьезно сокращены (в частности, страны Балтии уже бьют тревогу по этому поводу). Найдется ли место в ЕС для Украины при таких раскладах – вопрос риторический.
Следовательно, в среднесрочной перспективе это создает для киевской верхушки серьезную проблему – невозможность предложить привлекательный образ будущего. Помимо того, что в евроинтеграцию верят все меньше, как было сказано выше, в связи с пересмотром Евросоюзом политики кохезии (выравнивания) образ ЕС для рядовых украинцев продолжит меркнуть, а это будет порождать запрос на внутри- и внешнеполитические изменения (к примеру, в соседней Молдове многолетняя «еврофрустрация» привела к избранию проевразийского Додона в 2016 году, пускай его субъектность серьезно ограничена). С НАТО, присоединение к которому является приоритетом внешней и оборонной политики Киева, в связи с приходом к власти в США Дональда Трампа и грядущей реформой ЕС тоже все неоднозначно – функции Альянса в Европе с течением времени будет на себя перебирать общеевропейский оборонный союз PESCO.
В 2018 году в ряде стран Европы пройдут выборы, результаты которых неприятно удивят Киев. Украина в условиях прекращения кредитования свела внешнюю политику на европейском направлении к выпрашиванию продления антироссийских санкций, хотя предельно очевидно, что позиция Киева в данном случае несубъектна. В этом аспекте предельно интересна Италия, где по итогам парламентских выборов в активную публичную политику может вернуться Сильвио Берлускони. Украинские СМИ именуют экс-премьера Италии «другом Путина», потому голоса в ЕС, требующие отмены антироссийских санкций, зазвучат еще сильнее. Напомним, что Берлускони в 2015 году посещал Крым, где встречался в Владимиром Путиным, что стало предметом уголовного производства, начатого майданными силовиками, и объявления итальянца персоной нон-грата на Украине. Кроме того, в фаворитах парламентской кампании в Италии находятся евроскептики из «Движения пяти звезд», также выступающие за пересмотр санкционной политики ЕС.
О том, что санкции не достигли своих целей, недавно заявляло новое австрийское правительство Себастьяна Курца, а глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль поддержал идею поэтапного снятия санкций с РФ по мере продвижения Минских соглашений.
По итогам парламентских выборов в Венгрии сохранит либо даже упрочит свои позиции находящаяся у власти партия «Фидес» Виктора Орбана, а значит давление на Киев (включая блокирование дальнейшего сближение Украины с ЕС и НАТО) по вопросу языковых прав закарпатских венгров будет продолжаться.
А в стане союзника Венгрии по «Вышеградской четверке» – Польше – пройдут местные выборы, что позволит правоконсервативной партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского укрепить свои позиции на политическом Олимпе страны – «адвоката Украины в Европе». Зарегистрированный намедни официальной Варшавой в Совете Безопасности ООН проект резолюции о признании актов геноцида, проводившихся украинскими националистами против поляков в годы Второй мировой войны, наглядно демонстрирует, что польская правящая верхушка будет максимально жестко давить на бандеризующийся киевский режим.
В еще одной стране «Вышеградской группы» – Чехии – буквально через несколько дней продет второй тур президентских выборов, где хорошие шансы переизбраться имеет Милош Земан, еще один «друг Путина», по версии майданных СМИ.
Осенью в Молдавии пройдут парламентские выборы, где большинство может сформировать додоновская Партия социалистов (ПСРМ). Если это произойдет, то Молдавия имеет высокие шансы на реинтеграцию Приднестровья, сближение с ЕАЭС, повышение статуса русского языка – а ведь подобные задачи будут актуальны и для Украины в следующих политических циклах. Как тут не вспомнить, что у отдельных депутатов правящей на Украине коалиции началась буквально-таки истерика, когда Додона объявили победителем президентских выборов – звучали даже голоса, требовавшие полностью заблокировать весь транзит в Молдавию.
В общем, на европейском направлении у Киева в 2018 году будет очень мало поводов для оптимизма. Ситуация могла быть иной, если украинские «верхи» в 2014 году не сдали бы государственный суверенитет в обмен на легитимацию и право присваивать коррупционную ренту. А так, Киеву приходится постоянно озираться по сторонам, опасаясь, не придут ли в очередной стране к власти «друзья Путина».