О чём думают в Киеве, обвиняя Будапешт в шантаже Европы?

После того как Будапешт заблокировал заседание комиссии Украина-НАТО на уровне министров обороны, председатель постоянной делегации Украины в Парламентской ассамблее НАТО Ирина Фриз обвинила Венгрию ни много ни мало в шантаже и дестабилизации Европы.

Заседание должно было состояться 14-15 февраля на полях встречи министров обороны всех стран НАТО в Брюсселе. Применив право вето, Венгрия добилась отмены встречи. Министры обороны стран НАТО будут заседать без Украины.

Свои действия венгерские власти объясняют принятием на Украине скандального закона об образовании, который представляет угрозу культуре и языкам национальных меньшинств, одним из которых является венгерское меньшинство (более 150 тыс.), компактно проживающее в приграничной Закарпатской области.

Пообещав в ответ блокировать на международном уровне важные для Киева инициативы и проекты, Будапешт держит своё слово.

Казалось бы, решить проблему с венгерским нацменьшинством для Киева проще простого. Надо только смягчить положения закона об образовании, убрав оттуда репрессивные нормы, предусматривающие значительное сужение сферы применения языка нацменьшинств. Но вместо этого украинские политики идут на обострение ситуации, продолжая делать ставку на агрессивную идеологию украинского национализма и в политике, и в гуманитарной сфере, ибо только эта идеология, не терпящая плюрализма и свободы слова, обеспечивает их нахождение у власти.

Замминистра иностранных дел Украины Василий Боднар опустился до откровенной лжи, сообщив по итогам встречи с замминистра внешней экономики и иностранных дел Венгрии Левенте Модером 7 февраля в Ужгороде о достижении компромисса по языковому вопросу.

Заместитель госсекретаря МИД Венгрии Тамаш Менцер опроверг заявление украинского чиновника на следующий же день: «Опубликованные украинскими СМИ отчёты – это враньё, ситуация совершенно противоположная. Позиция венгерских властей остаётся твёрдой и неизменной: Украина не может приступить к реализации закона «Об образовании» до тех пор, пока она не договорится с национальными меньшинствами, в т.ч. с венгерским».

После этих слова и началась дипломатическая атака Киева против Будапешта в исполнении И. Фриз в Парламентской ассамблее НАТО.

Трудно сказать, на что рассчитывал Киев, идя на такой демарш. Венгрии, в отличие от Украины, не надо доказывать окружающим свою принадлежность к Европе. С 1999 г. Венгрия получила членство в НАТО, с 2004 г. членство в ЕС. Для Запада Венгрия куда более надёжный и предсказуемый союзник, чем Украина.

Если расчёт Киева был на ситуативную поддержку его позиции другими странами, то это недальновидная политика. Ситуативная поддержка заканчивается сразу, как только изживает себя ситуация, в которой эта поддержка оказана. Сейчас у Венгрии напряжённые отношения с Брюсселем, но так будет не всегда. Брюссель слишком заинтересован в Венгрии, чтобы жертвовать ею ради Украины.

Этим и объясняется отсутствие осязаемого результата антивенгерских выпадов украинской делегации: демарш Фриз не произвёл впечатления на западных дипломатов.

Не имея серьёзных доводов для аргументирования своей позиции, украинская дипломатия впадает в буйное мифотворчество. Госпожа Фриз, например, уличила Будапешт в потворстве террористам из ИГИЛ* и России, одновременно. Для неё право закарпатских венгров обучаться на родном языке прямо-таки тесно связано с борьбой против международного терроризма, причём подавление первых является непременным условием победы над вторым, а заодно и над Россией.

Поведение Будапешта Фриз назвала «опасной практикой смешивания двусторонних гуманитарных вопросов с вопросами безопасности и целого региона», что «способствует политике России по разрушению организации Североатлантического альянса изнутри», а это, мол, наряду с ИГИЛ* более всего угрожает Европе.

Фриз призвала Венгрию решать языковой вопрос «в духе международного права и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», положения которой Украина сама же и игнорирует. Вспомним, до какой словесной эквилибристики дошли украинские деятели в 2007 г., когда заявили о неверном переводе названия самой хартии (European Charter for Regional or Minority Languages).

Дескать, речь в ней не о языках меньшинств, а о миноритарных языках – тех, которые находятся на грани исчезновения. И потому Украина, ликвидируя образование на языках нацменьшинств, которым исчезновение не грозит, хартию не нарушает. То, что английский термин minority, содержащийся в названии документа, означает «меньшинство», эти деятели «не заметили».

Прошло 11 лет, а позиция Киева не поменялась. Нацменьшинства он до сих пор воспринимает как враждебные элементы.

Бывший президент консультативного комитета рамочной конвенции Совета Европы по защите прав нацменьшинств Франческо Палермо в интервью «Немецкой волне» указал, что если украинский закон об образовании будет ограничивать получение образования на языке нацменьшинства только начальной школой, это будет нарушением международных стандартов, установленных Рамочной конвенцией и Европейской хартией.

Вряд ли это подвигнет Киев на существенные уступки.

Украинские власти понимают: стоит им ослабить хватку, в стране начнутся естественные процессы межнационального культурного взаимодействия, конкуренции с которыми примитивная идеология украинского национализма не выдержит.

Поэтому в Киеве поступают по-иезуитски. С одной стороны, министр Гриневич заявила, что имплементация языковой статьи закона перенесена до 2023 года, с другой – бывшие президенты Украины Кравчук, Кучма, Ющенко призывают повсеместно «утверждать государственный язык», а нацисты проводят бандеровские чтения.

*организация запрещена в РФ

Владимир Дружинин, «Одна Родина»