Силовая «реинтеграция Донбасса»

Ответы на пять наивных вопросов о подписанном Порошенко «законе о реинтеграции», который уже успели назвать «законом о войне»

  1. Россия – агрессор. И что?

Юридически – ничего. В законе наша страна называется «оккупирующим государством», а власти ЛНР и ДНР – «оккупационными». Никаких последствий это не несет не только для Москвы, Донецка и Луганска, но и для самого Киева. Напротив, Украина перекладывает с себя любую ответственность за все происходящее на неподконтрольных территориях на Россию. Логика простая. Зачем мы будем платить пенсии? Пусть это делает «оккупант». Кто будет восстанавливать разбитые нами дома? Вопрос к «агрессору». Но войну мы объявлять Москве не будем. И даже дипотношения разрывать не станем. Ведь по итогам 2017 года этот «коварный враг» оказался самым крупным торговым партнером Украины. Объем экспорта российских товаров в Незалежную составил $7,2 млрд, что почти на 140% больше прошлогодних показателей. Импорт украинских товаров в Россию за тот же период вырос почти на 110% – до $3,9 млрд. Война – войной, а бизнес – есть бизнес, ничего личного.

  1. Что вместо АТО?

Порошенко поручил до 1 апреля изменить формат операции в Донбассе. И дело тут не в конкретном названии, а в том, что вся власть в районе боевых действий переходит в руки армии. Во-первых, ее применение спустя четыре года надо как-то легализовать, ведь Конституция запрещает применять войска против своего народа. Во-вторых, спустя все те же четыре года выяснилось, что террористов в Донбассе нет – в процессе голосования за Закон Рада так и не признала ЛДНР террористическими организациями. Военные наделяются неограниченными полномочиями в отношении гражданского населения: хочешь – врывайся в дом без санкций, хочешь – тормози «Жигуль» для досмотра, хочешь – увози любого не понравившегося «на подвал»… То есть, в принципе, все то, чем украинские силовики занимались все эти четыре года, но теперь на законных основаниях. При этом Порошенко может использовать армию в боевых действиях, не советуясь с парламентом.

  1. Что грозит мирным жителям?

Помимо выше описанных «прелестей», в законе есть и другие «сюрпризы» для гражданских. К примеру, ответственность за сотрудничество с оккупантом. Будь ты мэром, спасателем, электриком или участковым – за тобой придут. Всего для «коллаборантов» предусмотрены 19 статей, по которым амнистия не предусмотрена. Да, она предусмотрена минскими соглашениями, но они в «законе о реинтеграции» не упоминаются. Ну а «на десерт» предполагается ужесточение пропускного режима на линии соприкосновение и усиление товарной и экономической блокады. Хотя казалось бы, куда уже жестче. Вряд ли такими мерами Киев заработает себе очки на неподконтрольных территориях. Скорее лишь еще больше озлобит местное население.

  1. Зачем это Порошенко?

Президент получил право по своему усмотрению вводить военное положение на отдельных территориях страны. И это, судя по всему, будет его основным козырем на предстоящих в следующем году выборах. По социологическим выкладкам, Порошенко сейчас уступает своим политическим оппонентам, потому что кроме безвиза похвастать ему особо нечем. Если бы главу государства выбирали сегодня, больше шансов было бы у Юлии Тимошенко, нежели у действующего президента. Зато при введении военного положения любые выборы отменяются. И страна в едином порыве должна сплотиться вокруг лидера перед угрозой иностранного вторжения. Под этим соусом можно объявлять крупномасштабную «реинтеграционную операцию» с развертыванием войск по всей линии соприкосновения. И уже на волне патриотизма и взлете боевого духа назначать (так уж и быть, мы ж не диктатура какая) выборы. Но тут главное не опоздать, пока ВСУ не начнут вариться в очередном «котле».

  1. Что будет с «Минском»?

Минские соглашения этим законом практически перечеркиваются. И речь не только об амнистии, которую Киев теперь дать не сможет по закону. С введением военного положения Порошенко избавит себя от необходимости проводить на неподконтрольных территориях выборы, предусмотренные «Минском». Украина также освобождает себя от выполнения социальных обязательств, что также прописано в соглашениях. И когда Петр Порошенко говорит, что Закон не противоречит Минским соглашениям, в уме он держит только одно положение – возврат границы с Россией под контроль Киева. И в условиях нового документа это можно сделать только силой.

Александр Коц, «Комсомольская правда»