Американский журнал GQ опубликовал список самых переоценённых книг. В этот список попала Библия. Дело, в общем, не очень важное. Но так не показалось американской общественности.
Один писатель — автор биографии Мартина Лютера Эрик Метаксас — написал в своём Twitter: «Хотел бы я познакомиться с тем человеком, кого волнует, что этот журнал пишет о литературе. И помолиться за него».
Это похоже на классический советский анекдот, когда после полёта Гагарина в космос по местным епархиям дали указание — на воскресной проповеди во всех храмах с амвона сказать, что наш космонавт летал в космос и Бога там не видел. Блестяще вышел из этой ситуации архиепископ Алма-Атинский Иосиф. Он сказал: «Гагарин летал в космос, и Бога он там не видел. Но Бог его видел и благословил».
Интересно здесь то, что западное общество, вопреки расхожим представлениям о нём, не является постсекулярным, независимым и прогрессивным. Кажется, чувства верующих есть только там, где царит архаика и средневековье. Но нет. Вот и в США люди натурально обиделись на подборку книг. На канале FOX прошли ток-шоу, в которых католические и протестантские священники высказывали своё возмущение тем, что кто-то посчитал Библию переоценённой книгой.
Авторы подборки объясняли свой выбор тем, что многие из этих переоценённых книг скучно читать. В самом деле, надо признать, «Старик и море» Хемингуэя читать не просто скучно, а невозможно. Но «Приключения Гекльберри Финна» — книга увлекательнейшая. Там же есть отец-алкоголик и люди, гибнущие от чёрной оспы!
Ладно. Вернёмся к Библии. Американский народ отказывается считать Библию скучной и переоценённой.
В этом смысле мы американский народ всячески поддерживаем. Концепция Ветхого Завета, например, построена на том, что люди постоянно совершают что-то ужасное, а Бог их за это жестоко наказывает. Всех сразу. Потоп ли это, огненный дождь ли — наказания всегда выходят интересные, красочные, весьма оригинальные.
В Ветхом Завете нет человеколюбия, милосердия и спасения. Но есть одна сплошная иллюстрация известной мудрости: «Жизнь — это всякие штуки, которые происходят».
Новый же Завет (часто, говоря о Библии, имеют в виду именно его) — это основа современной европейской цивилизации, частью которой, конечно, является и Северная Америка.
Легко понять чувства тех, кто обиделся на такое определение — «ваша основа переоценена».
С другой стороны, Библия имеет измерение более сложное — это уже давно не совсем книга. Это скорее пространство, данное нам в сумме явлений — жизненного уклада, представлений о нравственности, материального мира и коммуникативных навыков.
Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Будь приличным человеком. Крест — геометрическая основа архитектуры. Просите — и дано будет. Блаженны нищие духом, в конце концов.
Библия не может быть переоценённой, потому что не является предметом оценки. Само понятие ценности в западном мире происходит из Библии.
Да, понятно, что изначально — из Античности, но именно Библия явилась оболочкой, в которой представления о ценностях стали наиболее пригодны для массового восприятия. Благодаря Новому Завету жизнь превратилась из всяких штук, которые происходят, в осмысленный акт вечного существования.
Переоценённая ли это идея? При желании возврата в хаотичную архаику — да. При стремлении к прогрессу, гуманизму и вечности — скорее нет.
Исходя из этого гнев верующих кажется вполне справедливым. Переоценённым, получается, назвали не то, во что верят, а всё, что существует вообще, и сам факт оценки существующего.
Впрочем, можно предположить, что авторы подборки переоценённых книг на такой эффект и рассчитывали. Это такой панк-молебен по-американски. Не в храме танцевать, а написать микроскопическую заметку, чтобы окружающие посчитали это эпатажем.
Среди прочих книг в материале упоминаются такие, как «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «Бойня номер пять» Воннегута. Аргументы те же — скучно читать.
Если подходить с этим критерием не только к книгам, но и ко всему на свете, довольно быстро окажется, что скучно, вообще говоря, жить.
Об этом тоже сказано в книге — «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Гоголя. «Скучно на этом свете, господа!»
Скучно, да. Но что ж поделать? Можно вот книжки почитать. А нет, и это скучно. Авторы подборки воспринимают книги как элемент развлечения. Не нужно утруждать себя новым опытом, не нужно прилагать усилия для того, чтобы этот опыт приобрести, не нужно стремиться к тому, чтобы стать лучше, и к тому, чтобы протянуть в своём сознании ещё одну струну, которая, возможно, будет звучать в унисон с мудростью мира. Нужно развлекаться. Хотя нет, самому развлекаться — это тоже тяжело. Нужно, чтобы тебя развлекали. А всё, что от этого пассивного развлечения отстоит, можно назвать переоценённым. Какая может быть ценность у того, что не развлекает?
Странно, что в качестве альтернатив «переоценённым» книгам авторы предлагают другие книги, а не видеоигры, например. Концепция-то не меняется. Сначала скучными кажутся эти книги, потом скучными покажутся другие. Если скучен сам процесс чтения, другим чтением человека не развеселишь. Не развлечёшь.
Но тут вспоминается другая народная мудрость: «Тебе не может быть скучно. Скучным можешь быть ты сам».
Отдельно хотелось бы отметить, что в списке не оказалось ни одной русской книги. «Братья Карамазовы» и «Анна Каренина» пока не кажутся переоценёнными или скучными. Но если подборка будет ежегодной, интересно, что попадёт туда в следующий раз? Тора и «Евгений Онегин»?
Дмитрий Самойлов, RT