Об итогах переговоров в Сингапуре президента США Дональда Трампа и северокорейского лидера Ким Чен Ына
Встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына действительно историческое событие, как её охарактеризовали участники, однако стороны находятся почти так же далеко от заявленных целей и объявленных результатов, как и до её проведения. Ожидать, что денуклеаризация Северной Кореи произойдёт «очень, очень быстро», нет ровным счётом никаких оснований. И проблем здесь несколько.
Первая — это то, что Америка и КНДР до сих пор находятся в состоянии войны после окончания военного конфликта в Корее 1950–1953 годов, который завершился подписанием соглашения о перемирии. Войну эту следует завершить для того, чтобы две страны имели прочную правовую основу для подписания взаимообязывающих договоров. Согласитесь, что выглядело бы по меньшей мере странно, если бы в условиях продолжающегося военного конфликта, пусть и формального, Вашингтон и Пхеньян сближали бы свои позиции по вопросу о ядерном разоружении, имеющему и для Северной Кореи, и для мира в целом колоссальное значение. Соответственно, необходим мирный договор. Он должен предшествовать окончательному решению и конкретным мерам по денуклеаризации.
Вторая проблема заключается в том, что гарантии безопасности, предоставляемые США, не являются безусловными, и все об этом знают. Америка легко отказывается от тех или иных обязательств, когда считает, что ей это невыгодно или что сторона, которой было что-то обещано, ослабла и не может уже требовать выполнения этих обещаний. Так уже была разорвана сделка с Северной Кореей в 1994 году, Буш в одностороннем порядке вышел из договора по ПРО, а сам Дональд Трамп успел покинуть сразу два обязывающих соглашения — по климату и иранской ядерной сделке.
Поэтому даже если нынешнему американскому президенту удастся убедить северокорейского лидера в чистоте своих намерений и стремлении строго следовать достигнутым договорённостям, это вовсе не будет означать, что преемник Дональда Трампа не дезавуирует подписанный договор. Следовательно, гарантии должны быть прописаны и юридически оформлены так, чтобы им ничего не угрожало при смене власти в США. Пока ничего подобного нет и сторонам только предстоит сделать шаги в этом направлении.
Последнее. Ким Чен Ын заинтересован в том, чтобы максимально затянуть процесс разоружения, поскольку в этом случае он будет иметь возможность «продавать» его Америке частями за высокую цену. Надо полагать, что американский лидер не будет сильно возражать, поскольку денуклеаризация, если она действительно начнётся, станет самым серьёзным триумфом нынешней администрации и лично Дональда Трампа на внешнеполитической арене. Будучи по природе склонным к сценическим эффектам, глава США сможет от встречи к встрече со своим северокорейским коллегой подмешивать во вкус победы разные запоминающиеся тона.
Уже понятно, как будет вестись торговля. Придавленная самыми тяжёлыми экономическими санкциями КНДР десятилетиями живёт в плотной международной изоляции, которая мешает стране развиваться. Известие о том, что приостановлены 300 новых позиций по санкциям в отношении Северной Кореи, говорит, что своё ядерное оружие Ким Чен Ин будет отдавать в обмен на снятие блокады. И думаю, что он потребует полностью разблокировать страну. Пока же санкции продолжают работать в полном объёме. Речь идёт лишь о том, что не будут введены дополнительные.
Так что итоговое коммюнике — это не принятые решения, не документ, определяющий порядок шагов, которые предпримут договаривающиеся стороны, а всего лишь декларация о намерениях, заявление, что участники переговоров в перспективе хотели бы добиться решения определённой задачи. Но процесс будет долгим, встреч — много, и, каким окажется итог, предсказывать рано, поскольку неизвестно, сочтут ли корейцы гарантии безопасности США достаточно надёжными, будет ли за ядерное разоружение дана та цена, которую Ким Чен Ын посчитает достойной. Недаром сегодня он трижды промолчал, не ответив на вопрос журналистов, намерен ли он избавиться от ядерного оружия.
Для России начавшиеся переговоры — хорошая новость без всяких дураков. Если КНДР добьётся снятия санкций и начнёт торговать с внешним миром, то нам это обещает сотни миллиардов долларов дохода. Российский газ Северная Корея сможет покупать по ценам существенно более низким, чем те, по которым она сейчас берёт сжиженное топливо у Китая. Не страдающие переизбытком товаров северокорейские рынки будут открываться в первую очередь для продукции тех стран, с которыми КНДР поддерживает давние дружеские отношения — то есть опять-таки для России и Китая.
Но это всё далёкие и пока ещё не вполне отчётливые перспективы.