Широко освещаемая в молдавских СМИ программа “Хорошие дороги для Молдовы”, анонсированная Демократической партией Молдовы, носит исключительно электоральный характер, пишет eho.md.
Молдавские села богаты своей самобытностью, душевными людьми и удивительной природой, но вот с инфраструктурой, особенно с дорогами, здесь и вовсе беда. Кто, хоть раз ездил в молдавскую глубинку знает, что путь туда лежит по бездорожью, или остаткам асфальта из советского прошлого.
По некоторым данным, более 70% дорог Молдовы уже давно пережили отведенное им время эксплуатации и нуждаются в срочном ремонте. И вот в 2018-ом, предвыборном, году Правительство Молдовы, наконец, решило отремонтировать примерно 1200 километров дорог в 1200 населенных пунктах. Деньги выделили государственные, но объявили о проекте с трибуны Демпартии. Несмотря обещание сделать все в срок, график работу же не соблюдается, да и их качество вызывает сомнения.
Ни техники, ни материалов
Программу «Хорошие дороги для Молдовы» запустили 1 марта 2018 года, на ремонт выделили 1,6 миллиарда леев из госбюджета. Тогда глава Минэкономики Кирилл Габурич обещал, что все будет сделано в срок и обязательно качественно. И вот, прошло уже более 100 дней с подписания первых контрактов с подрядчиками, а отремонтирован лишь 541 километр дорожного полотна причем, затрачено на это 779 миллионов леев.
Несмотря на то, что с телеканалов почти каждый день говорят о километрах новых дорог, появившихся в молдавских селах, в реальности дела обстоят иначе.
Некоторые подрядчики признаются, что выполнение работ может оказаться под угрозой из-за нехватки щебня и технического оснащения. К примеру, в районах Страшены и Теленешты на сегодняшний день выполнено только 20% от запланированного объема работ, а в Шолданештах и того меньше.
У многих подрядчиков контракты заключены с несколькими районами, АО Drumuri-Strășeni работает и в Кэлэраше, и в Унгенах, но не обладает ни техникой, ни финансами, чтобы вести все объекты стразу.
Завершены работы лишь Дубосарском районе и в районе Басарабяска, где был совсем небольшой объем работ 11 и 7, 65 километров соответственно. Близятся к завершению в районах Ниспорены, Кантемир и Чимишлия, однако, согласно данным платформы drumuri.md в большинстве населенных пунктов, работы не выполнены и на половину, а в Бельцах и вовсе не начались. Учитывая, что близится осень с ее неблагоприятными погодными условиями, верится с трудом, что намеченный объем работ, удастся закончить в срок.
Новый асфальт с новыми дырами
Первые трещины и ямы уже появились на свеженькой дороге L478 — эта трасса ведет из Кишинева к району Новые Анены и селу Бульбоака. Здесь отремонтировали 5 километров дорожного полотна за 8 миллионов леев. Ремонта хватило на 2 недели, а после по новому асфальту пошли трещины и дыры. Теперь говорят, что подрядчик Rutador SRL не соблюдал технические требования и должен исправить все за свой счет.
Ситуация с трассой из Кишинева в Новые Анены не удивительно, в соцсетях то тут то там появляются фото, на которых пользователи показывают, что свежий асфальт толщиной 1-2 сантиметра кладут прямо на бездорожье, и дороги буквально разрушаются на глазах, как например, в селе Варваровка, Флорештского района. Кроме того, в техникоэкономическом обосновании к проектам новых дорог не предусмотрены ни обочины, ни дренажные каналы, из-за этого, по словам экспертов, дорожное полотно быстрее придет в негодность.
Пиар за госсредства — святое дело для молдавских политиков
По мнению молдавских экспертов, программа «Хорошие дороги для Молдовы» носит исключительно электоральный характер. Парламентские выборы назначены на февраль 2019-го, вот и пытаются демократы за государственный счет заработать электоральные очки. Как известно, быть благодетелем за государственный счет в Молдове — святое дело!
Говорили о программе с помпой и, как всегда, обещали улучшить жизнь молдавских граждан, но, условно говоря, в каждом селе приведут в порядок, лишь один километр дороги, а то меньше. Это, к примеру, дорога от примэрии или церкви на кладбище, неплохая, такая перспектива. Местами вообще доходит до абсурда, в коммуне Мэнойлешть, Унгенского района, по данным СМИ, было заасфальтировано 4,5 метра – это прямо «манна небесная».
Экспертное мнение
Многие молдавские эксперты уже окрестили программу «Хороршие дороги для Молдовы» популистской. Сотрудники аналитического центра Expert group отмечают, что успешно реализовать подобный проект можно, только сотрудничая с местными публичными властями I и II уровня, чего Кабмин так и не сделал. Не была проведена инвентаризация дорог (в Правительстве не знают, сколько километров дорог подлежит ремонту, Минэкономики называет приблизительную цифру в 30 000 километров), не продуманно ни их содержание после ремонта, ни источники финансирования программы (дорожный фонд лишили 500 миллионов леев).
Молдавское Правительство напоминает пассажира, который пытается запрыгнуть на подножку уходящего поезда — выборы на носу и надо убедить граждан, что о них заботятся, чтобы получить предвыборные дивиденды. Ну, а после выборов можно забыть о таких программах и о данных обещаниях – это мы уже тоже проходили.