В конце августа американские СМИ сообщили, что Трамп принялся формировать “арабскую НАТО” – ближневосточный стратегический альянс, который должен объединить усилия Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна, Египта и Иордании. Главной задачей новой структуры будет сдерживание иранской агрессии, а также поддержание стабильности на Ближнем Востоке. Идея эта не новая. Илья Плеханов рассказывает, когда в Белом доме задумались о новом альянсе и какие у него перспективы.
Старая новая идея
В мае 2017 года в администрации президента США Дональда Трампа в преддверии его визита в Эр-Рияд и сделки на поставку американского оружия Саудовской Аравии сообщили, что разрабатываются планы по созданию коалиции Ближневосточного стратегического альянса (MESA). Трамп по итогам визита объявил о заключении сделки на $110 млрд, арабская и лондонская пресса сообщила, что “арабская НАТО” будет управляться из Саудовской Аравии, а список стран-членов нового альянса будет утвержден в 2018 году.
Правда, Трамп тогда так и не произнес никаких слов об “арабской НАТО”, ограничившись очередным призывом к совместному обеспечению безопасности. А потом дотошные журналисты раскопали тот факт, что реальные объемы договоров существенно меньше. Подробности удалось выяснить Defense News, в распоряжении которого оказались документы Белого дома. Их подлинность подтвердили источники военно-аналитического издания. В реальности сумма контрактов составляет около $25 млрд, и большая их часть была заключена еще до Трампа, а остальные 85 млрд долларов – это всего лишь условные намерения саудитов приобрести американские вооружения.
Для Трампа продвигаемая во внешний мир идея “арабской НАТО” в 2017 году носила скорее ярко выраженный характер внутреннего пиара, так как она соответствовала обещаниям в рамках лозунга “Америка прежде всего” возродить американскую промышленность (получать больше военных заказов от арабов и, соответственно, загружать больше рабочих мест в Америке на их исполнение), переложить финансирование борьбы с террором на плечи союзников и формально закрепить лидерство США в регионе, подавляя террористическую угрозу Штатам в зародыше на Ближнем Востоке.
Уже тогда идея “арабской НАТО” вызывала много критики, но это не остановило Трампа. И вот в июле уже этого года агентство Reuters снова сообщило, что администрация президента США в свете выхода из “ядерной сделки” и возобновления санкций против Ирана готовится создать альянс Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна, Египта и Иордании для противодействия терроризму и иранской угрозе. Позже об этом же написало издание Defense News.
Целью “арабской НАТО” становится в том числе координирование противоракетной обороны в регионе. Ожидается, что о создании альянса объявят официально на саммите стран Персидского залива, который пройдет 12-13 октября в Вашингтоне. А уже в ноябре после вступления в силу следующей очереди американских санкций против Ирана прогнозируется ухудшение ситуации в регионе.
Что такое арабские союзы
Рассказы о создании альянса звучат внушительно. Впрочем, можно вспомнить и 2015 год, когда в Лиге арабских государств договорились создать единые региональные вооруженные силы численностью в 40 тысяч человек для совместного противодействия угрозам в сфере безопасности. Тогда арабы ожидали, что после снятия санкций и “ядерной сделки” с США Иран резко активизируется. На тот момент он имел, по их мнению, огромное влияние в Бейруте, Дамаске, Багдаде и йеменской Сане. Сунниты считали, что экспансии Ирана рано или поздно необходимо будет противопоставить военную силу, и не только традиционно в Йемене.
Можно вспомнить и 2011 год – спекуляции на эту же тему применения арабских объединенных сил в свете угроз распространения хаоса “арабской весны”. Тогда Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива отправил в Бахрейн ограниченные подразделения своих вооруженных сил для подавления беспорядков.
Можно углубляться в историю и прослеживать создание различных арабских союзов и организаций с военной составляющей. Перечислять попытки можно просто бесконечно. В 1976 году Лига отправляет войска в Ливан. В 1973, 1967, 1948 имели место очередные попытки совместного ведения боевых действий против Израиля. В 1962 году арабские страны вмешиваются в конфликт в Йемене. В 1961 целых 33 тысячи солдат из ряда арабских стран были посланы в Кувейт, чтобы предотвратить захват страны Ираком. И так далее.
Союзы на бумаге зачастую не соблюдались в реальной жизни, имели небольшой вес, страны не приходили на выручку друг другу и не спешили применять свои войска, само применение не приносило ожидаемых плодов, противоречия между государствами региона были банально слишком сильны. Страны не доверяют друг другу, и большинство конфликтов последнего времени были внутрирегиональными, межсторонними, без ярко выраженной внешней агрессии со стороны третьих сил. Любой альянс должен строиться хоть на какой-то толике доверия участников друг к другу. На Ближнем Востоке это более чем проблематично.
Отдельно можно выделить попытки не просто внутриарабские или внутрирегиональные, а конкретные намерения Запада в своих собственных геополитических интересах создать военный союз на Ближнем Востоке. Например, в 1950 году против СССР под названием “Ближневосточное командование” (The Middle East Command, MEC), затем провальное создание “Ближневосточной оборонной организации” (Middle East Defence Organisation, MEDO) и бесполезный в итоге Багдадский пакт 1955 года.
До сих пор ничего не получалось у арабов ни самостоятельно, ни при поддержке Запада. Немудрено, что к “старой новой” идее Трампа не без основания относятся со скепсисом и сегодня.
“Страшный” Иран
Иран, безусловно, представляется на Западе и среди суннитов “страной зла”, общим врагом, но по сути у Ирана нет никаких шансов против США и нет ни военных, ни экономических возможностей безнаказанно и успешно завоевать своих соседей. “Иранская Империя” в виде влияния на Дамаск, Багдад, Бейрут и Сану тоже не выглядит устрашающей. Багдад, несмотря на все усилия Тегерана, трудно назвать послушной марионеткой, Ливан сам с трудом сдерживается от соскальзывания в хаос. Сирия лежит в руинах, где Иран уже вплотную сталкивается с влиянием России и Турции и будет вынужден умерить амбиции, а Йемен лишь годится Ирану, чтобы кровоточила от малых, но назойливых уколов Саудовская Аравия.
Но в целом страны возможного Ближневосточного стратегического альянса (MESA) не очень напуганы Ираном. Страх – это не то, что ими движет. Да и для Запада, который пытался устроить антисоветский альянс в регионе, сегодня Иран – это несопоставимая с СССР угроза, которая вряд ли требует похожих по масштабу усилий в создании региональных альянсов.
Более того, у стран предполагаемого альянса совершенно разные отношения с Ираном. Если Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн откровенно враждебны Ирану, то Иордания испытывает более сложные отношения с Тегераном и не столь радикальные, Египет видит Иран по-разному, но почти никогда как угрозу, Оман и Катар периодически сотрудничают с Ираном, а Кувейт, с частично шиитским населением, имеет дружеские отношения, включая дипломатические. При этом и между самими странами возможной “арабской НАТО” отношения не так гладки.
Кому выгоден альянс
Создание “арабской антииранской НАТО” по сути выгодно лишь США для укрепления своих противоракетных возможностей, наращивающим военную мощь Саудовской Аравии и ОАЭ, силовым структурам арабских стран, которые могут снова прибегнуть к помощи соседей при подавлении внутренних беспорядков, западным производителям вооружений и в какой-то мере Израилю. Последний при этом все равно всегда будет думать о том, в какой момент антииранский альянс может резко сменить курс и стать антиизраильским. Создание альянса также послужит сигналом шиитам в разных странах региона, что, кроме Тегерана, рассчитывать не на что, и приведет к еще большему отдалению Турции от США.
В самих арабских странах тоже звучат опасения, что США могут использовать их банально как “пушечное мясо” в своем противостоянии с Ираном и как “дойную корову” – источник денег для обогащения американского военно-промышленного комплекса. При этом нет никакой гарантии, что закупки вооружений на сотни миллиардов реально состоятся и цена на нефть позволит арабским странам запасаться оружием в больших объемах.
Еще одна точка зрения заключается в том, что формальное создание некоего арабского альянса с изрядной долей военной зависимости от США позволит Вашингтону действовать более активно в Сирии, ослабляя влияние России, Ирана и Турции в регионе.
Единственным реальным козырем США может быть тот факт, что существенные опасения арабских стран вызывает только ракетная и ядерная программа Ирана, над противодействием чему активно работают саудиты. Противоракетные системы Patriot стоят на вооружении Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна и Кувейта. Противоракетные системы THAAD закуплены ОАЭ и Катаром и одобрены на продажу для Саудовской Аравии.
Любопытно, что система THAAD с радиолокатором AN/FPS-132 в теории следит за пространством с радиусом в 5 тысяч километров. Это позволяет США в Катаре мониторить часть территорий России, не говоря уже об Иране, и отслеживать возможные в случае войны пуски ракет китайскими ВМС в Индийском океане по целям в США.
Любопытно и то, что последние несколько лет идут разговоры о возможных продажах российских комплексов С-400 Катару и Саудовской Аравии (после возможных проблем с работой американских комплексов Patriot), не говоря о саге поставок российских комплексов Турции. Зимой ходили слухи о том, что саудиты присматриваются и к израильской системе “Железный купол” для защиты от иранских ракет. Такие поползновения в сторону и потеря рынка и возможностей не могут радовать США, поэтому новая попытка создания альянса на фоне иранской ракетной угрозы выглядит логично.
В мае 2015 года в Кэмп-Дэвиде в США уже прошла встреча Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна. Обсуждалось создание интегрированной противоракетной обороны на базе американских систем. Тогда переговоры прошли не очень удачно. Страны предпочитают иметь дела с США на двусторонней основе, а не на общей платформе. Американцы уже тогда сетовали, что создание общей арабской ПРО продвигается очень медленно. Прошло три года, и в 2018 году после выхода из “ядерной сделки” и витка санкций объединенная противоракетная составляющая “арабской НАТО”, которая может быть использована далеко за пределами региона, возможно, станет единственным реальным ключевым моментом на фоне шумихи о борьбе с терроризмом или сдерживании Ирана.
Илья Плеханов, RUPOSTERS