Что стоит за угрозами США Международному уголовному суду

О сенсационном заявлении Джона Болтона

10 сентября советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что администрация Соединённых Штатов может ввести санкции против Международного уголовного суда.

«США, – сказал Болтон, – предпримут все необходимые меры для защиты от МУС как своих граждан, так и граждан государств-союзников. Если же суд откроет уголовные преследования в отношении США или наших союзников, мы предпримем ответные меры».

Советник американского президента заявил также, что со стороны США сотрудничества с МУС не будет. За этим, по мнению Болтона, последует скорая смерть МУС: «Мы позволим МУС умереть. В конечном счёте он по всем признакам уже мёртв». Как подчеркнул Болтон, администрация Трампа пойдёт на такие меры, которые ранее никогда в дипломатической практике не применялись, а именно – начнёт уголовное преследование сотрудников Международного уголовного суда.

Говоря о союзниках США, Дж. Болтон имел в виду прежде всего Израиль. Недавно юрисдикцию Международного уголовного суда признала Палестина, и МУС принял такое признание (хотя участниками Статута МУС могут быть только государства, Палестина же пока в качестве такового не признана). Теперь, несмотря на неучастие в Статуте МУС Израиля, его действия против палестинцев могут стать основанием для начала расследования, а затем и выдвижения обвинений против израильских военных и политических руководителей. Поддержав союзника, администрация США приняла решение закрыть представительство Организации освобождения Палестины в Вашингтоне.

Заявление Дж. Болтона носит беспрецедентный характер.

На Римской дипломатической конференции 1998 года США проголосовали против принятия Статута МУС, но двумя годами позже администрация Клинтона приняла решение подписать Статут, имеющий форму международного договора. Однако ратификацию в Конгрессе этот договор не прошёл. Главным препятствием для ратификации стала возможная юрисдикция МУС в отношении США и их граждан. В первую очередь имеются в виду военнослужащие армии США и сотрудники частных военных и охранных предприятий.

Вашингтону удалось заставить достаточно большое количество государств заключить с Соединёнными Штатами двусторонние соглашения, согласно которым данные государства взяли на себя обязательства не сотрудничать с МУС в отношении любых возможных запросов, связанных с гражданами США.

А несколько месяцев назад произошёл новый сдвиг в позиции США по отношению к МУС. В конце ноября 2017 года прокурор МУС Ф. Бенсуда обратилась к суду с запросом об открытии официального расследования преступлений, совершённых на территории Афганистана. Афганистан – участник Статута Международного уголовного суда, и юрисдикция МУС в отношении преступлений, совершённых на афганской территории, не подлежит сомнению. Однако значительная часть преступлений на территории Афганистана совершена военнослужащими США и сотрудниками американских ЧВК.

Решение по запросу прокурора может быть вынесено в ближайшее время. Судьями специальной палаты, которые будут выносить решение (разрешить ли прокурору начать официальное расследование в Афганистане), являются представители Конго, Италии и Японии. В Совете Безопасности ООН исход дела был бы предрешён, но в Международном уголовном суде действует режим глобального управления, и судьи могут вынести решение, невзирая на позицию государств, гражданами которых они являются.

Шансы на то, что расследование МУС в Афганистане будет начато, не так велики, но они существуют. Для противников Трампа это расследование станет ещё одним рычагом давления на него – по известной в МУС теории «командной ответственности». Найдутся и солдаты, и офицеры, и генералы, которые дадут «нужные» показания о том, что преступные приказы поступали напрямую от Верховного главнокомандующего, каковым является президент США.

И резкое заявление опытного дипломата Дж. Болтона является свидетельством того, что у Белого дома имеется информация о предстоящем начале расследования по Афганистану.

По отношению к Международному уголовному суду Россия находится в похожей с Соединёнными Штатами ситуации. Оба государства подписали договор о создании МУС, но не ратифицировали его, а затем отозвали свои подписи. Первыми отозвали подпись под Статутом МУС власти США. Российская Федерация повторила действия США в отношении МУС, но значительно позднее – в ноябре 2016 года, когда президент России В.В. Путин подписал распоряжение о том, что Россия принимает «окончательное решение не становиться участником» договора о создании МУС. Официально причиной такого решения стала позиция прокурора МУС Ф. Бенсуды, которая встала на путь откровенной фальсификации свидетельств при расследовании событий августа 2008 года в Грузии. Аналогичную позицию прокурор заняла при расследовании ситуации на Украине.

В целом заявление администрации США по Международному уголовному суду следует поддержать. По существу, это попытка государства дать отпор структуре глобального управления. У России есть все основания рассмотреть возможность применения «необходимых мер» в отношении прокурора МУС, поведение которой содержит признаки состава преступлений («превышение полномочий», «привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного» и др.). Пора отказаться от восприятия международных судов как «священных коров». Во-первых, они таковыми не являются. Во-вторых, в отличие от коров эти органы представляют реальную опасность интересам национальных государств. В принципе, у России и США здесь имеется поле для сотрудничества – сотрудничества с целью противодействия посягательствам на государственный суверенитет со стороны глобальной элиты и её организационных структур.

Александр Мезяев, ФСК