Тема расторжения Украиной «Большого договора» с Россией – на острие общественного интереса. Теперь уже ясно, что дело не ограничилось одними заявлениями о намерениях: Пётр Порошенко подписал указ, соответствующая нота Министерства иностранных дел Украины передана российскому внешнеполитическому ведомству и уже с 1 апреля 2019 года Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве с Россией перестанет действовать. На следующий день после президентских выборов.
Проблемы граждан президента Украины не интересуют
Казалось бы, не хочется дружить Киеву с Москвой – и ладно. Насильно мил не будешь. Но только не всё так просто. А после того как «Большой договор» утратит силу, станет ещё сложнее.
Обе страны Договором гарантируют гражданам другой страны права и свободы в том же объёме, что и своим собственным. С небольшой оговоркой: кроме случаев, установленных национальным законодательством государств или их международными договорами. Сразу можно сказать, что после февральского переворота 2014 года в Киеве это положение на территории Украины в значительной мере прекратило действовать. Например, был закрыт въезд на Украину из России мужчинам призывного возраста. Потом украинские власти ввели дополнительные ограничения пересечения украинской границы россиянами, в числе которых – загранпаспорта, дактилоскопирование, уведомление о перемещениях по украинской территории. Были попытки Киева заявить и о визовом режиме с Россией, и о прекращении железнодорожного и автобусного сообщения. Это пока не получило развития из-за того, что украинское государство сегодня крайне зависит от денег, заработанных гастарбайтерами. 9,3 млрд долларов пришли на Украину в прошлом году только через платёжные системы, ещё до 5 млрд, по оценкам экспертов, заробитчане ввезли физически. Сколько при этом денег пришло из России, сказать сложно, поскольку киевский режим запретил ряд удобных платёжных систем, официально трудовые мигранты смогли перечислить из РФ 1,4 млрд долларов, остальное везли в кошельках, делали переводы через третьи страны или изобретали другие схемы. Но в любом случае суммы, переведённые украинскими заробитчанами из России, превышают вливания международных кредиторов, которые нужно отдавать с процентами. Возможно, разрыв «Большого договора» необходим ещё и для того, чтобы полностью переориентировать поток гастарбайтеров с России на Европу, где дефицит рабочей силы заставляет страны ЕС упрощать возможности для трудоустройства украинцев.
В том же 2014 году полностью перестало исполняться Украиной ещё одно положение договора – о предотвращении и пресечении любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости. Примеров этому просто не счесть – от провокационных текстов в социальных сетях до прямых призывов похищать граждан России с целью обмена. Более того, Следственный комитет РФ возбудил ряд уголовных дел, связанных с похищениями россиян на Украине, – для этого под эгидой СБУ и других силовых структур киевского режима отрабатывались преступные схемы, когда граждане России задерживались по надуманным обвинениям, затем под давлением в чём-то признавались, их вывозили в «тайные тюрьмы» и там незаконно удерживали до обмена на украинских военнослужащих, взятых в плен в ДНР и ЛНР. Иногда те же действия предпринимались с целью получения выгоды – деньги требовали с украинских родственников, похищенных якобы для того, чтобы ускорить обмен.
Почему речь только об Украине? Да просто логика подсказывает, что даже после разрыва киевским режимом «Большого договора» Россия не закроет все двери перед украинскими гражданами. Для российского руководства украинцы – свои люди, а для украинского россияне – «ворогы».
О границах Украины
Вопрос о совместной границе между Российской Федерацией и Украиной действительно является важнейшим в «Большом договоре». Регулярно звучащие со стороны украинских политиков претензии на Краснодарский край, Воронежскую и Курскую области и даже Тюмень с Дальним Востоком – пустая болтовня. У России куда больше прав на украинские территории, чем у Украины на упомянутые выше российские.
Ещё хуже для Украины другое. Её нынешнее руководство объявило о курсе на вступление в НАТО и даже собирается закрепить это в украинской конституции. Но одним из основополагающих условий для приёма любой страны в этот военно-политический блок является отсутствие территориальных споров с соседями. Отказ от единственного соглашения, в котором установлена граница между двумя странами, полностью закрывает Украине путь в НАТО. Как можно принимать в альянс страну, восточной границы которой просто документально не существует?
После Порошенко – хоть потоп
«Подводные камни» расторжения «Большого договора» лежат слишком близко к поверхности, чтобы их могли не замечать Порошенко и другие деятели режима. На крайний случай у них есть «приставной мозг» в лице Госдепартамента США, без которого Киев не смеет и шага ступить в отношениях с Россией. Тогда для чего украинское руководство так рьяно рвёт то, что ударит по его же стране?
Один их возможных ответов на этот вопрос – ради того, чтобы спровоцировать Россию на шаги, после которых её можно будет обвинить в «агрессивных устремлениях» и раскрутить новую волну антироссийских санкций. Как показали события последних месяцев, для США и их подпевал уже не требуется никаких доказательств, им достаточно произнести «волшебную» фразу «хайли лайкли», чтобы обвинить Россию во всём, что заблагорассудится. Обвинить и наказать. А уж если заявить, что «с высокой долей вероятности Россия собирается аннексировать значительную часть Украины, основываясь на отсутствии договора о границе», то факт «агрессивных намерений» будет считаться практически доказанным.
Но всё может оказаться и не столь печально. Для США и Европы неонацистская Украина, доказавшая свою полную экономическую несостоятельность, превратилась в «чемодан без ручки». Полностью провалился план по превращению страны в визитку демократии и борьбы с коррупцией. Украинские чиновники продолжают демонстрировать заинтересованность лишь в одном – в возможности набить карманы на государственных должностях. А любые финансовые вливания, которые могли бы помочь любой другой стране, утекают как вода в песок. И в Вашингтоне, и в Брюсселе были бы рады увидеть более адекватную власть в Киеве, которая будет вести страну тем же курсом, но тихо и спокойно, без бандеровских маршей и заявлений о «величайшем демократе Гитлере», без неконтролируемого воровства на государственных должностях, без пещерного национализма. Приличному европейскому и американскому политику уже стыдно и руку-то подать представителям действующей верхушки украинской власти, но на скамейке запасных – всё те же лица из «бывших» и «нынешних», из национал-радикалов, а ещё комик и певец. Вся адекватная оппозиция подвергается гонениям, даже если она тоже готова плясать под дудки Вашингтона и Брюсселя.
С другой стороны, отступаться от Украины Запад пока не собирается, поскольку стоит задача выкачать из страны трудовые ресурсы, получить контроль над энергетикой и, конечно, землю.
Отказ от «Большого договора» выглядит как минимум провокацией. Похоже, Порошенко перед президентскими выборами на Украине решил сразить решительностью радикальную часть электората, громко крикнув «остаточне-е-е-е прощава-а-а-а-ай» России, а его вашингтонские хозяева живут надеждой на новые санкции, повод для которых Запад будет активно искать после 1 апреля 2019 года. Или создавать.
Учитывая низкий рейтинг действующего президента (на уровне 7-8%) и дату выборов, его решение о разрыве с Россией полностью укладывается в известную формулу: «После нас – хоть потоп». Говорят, эта фраза принадлежала фаворитке французского короля Людовика XV маркизе де Помпадур. Сам король довёл страну до политического и финансового кризиса и оставил её разорённой. Вот и у хозяев Украины есть такой же «маркиз де Помпадур» – Порошенко.
Александр Москаль, “Одна Родина”