После того, как США возглавил Дональд Трамп страна успела испортить отношения с рядом других государств. Главный лозунг нынешнего президента “Америка прежде всего” нарушает равновесие мировой экономики и интересы других народов.
Подобные предположения сделал обозреватель Le Figaro Жан-Пьер Робен.
По его мнению, ранее не было такого непонятного мирового соперничества, как после прихода Трампа. Его слоган “Америка прежде всего” на первый взгляд кажется “банальным и верным” — всё-таки, какой глава государства не стал бы говорить своим соотечественникам, что его приоритет это их страна? — однако на деле этот вопрос осложняется “особыми экономическими и политическими полномочиями, которыми де юре и де факто наделены США”. По мысли Робена, среди таких “привилегий” Вашингтона — “гегемония доллара” и сильное влияние американских транснациональных компаний на мировую торговлю, а также — как это показала ситуация с эмбарго против Ирана — “экстерриториальность американских законов”.
Доллар с момента окончания Второй мировой войны остается краеугольным камнем всей финансовой системы. Но Вашингтон не соблюдает обязанности, возложенные на него как на мирового лидера.
Что до торговли, американские предприятия также находятся в чувствительном положении, пишет журналист. На каждом iPod и iPad можно увидеть своего рода “слоган”: “Спроектировано в Калифорнии компанией Apple, собрано в Китае”, и с этим “девизом” теперь развёрнута борьба на высшем уровне, подчёркивает автор. “Впрочем, палка здесь о двух концах, и в последнее время стала привычной ситуация, когда главы предприятий Кремниевой долины еженедельно отправляются «целыми процессиями” в Белый дом, дабы выразить своё беспокойство.
В нестабильном положении оказались все партнёры США: по Европе бьёт эмбарго против Ирана, а по развивающимся странам — ослабление Китая, в который они продают сырьё, предупреждает Робен. Единственной страной, кого обошла такая участь, стала сама Америка: её экономику стимулируют снижение налогов, перезапуск инфраструктурных проектов и возвращение капиталов транснациональных компаний на родину, подчёркивает он.
“Ещё один слоган-фетиш президента, “Сделаем Америку снова великой”, подразумевает, что величие Америки достигается принижением остальных. Эта странная доктрина, по сути, разрушает классические принципы рыночной экономики”, – подытожил Жан-Пьер Робен.