Очередь из покупателей и 500% прибыли. Это вам не F-35 «партнерам» впаривать
С 2017 года американцы вновь вернули первое место рынка боевых самолетов. ОАК продала за рубеж «всего» 94 единицы подобной техники, а США целых 132. Произошло это только благодаря началу массовых продаж так пока еще и не доведенного до состояния боеготовности истребителя F-35. Эта программа-ловушка, которая была запущена США еще в 1990-е годы. Без нее американский военный авиапром сегодня бы уже ждал полный крах. Правда, он его и так ждет, но несколько позднее.
«Ларчик» открывается просто
Итак, в чем суть «секрета» успеха американцев. США в 1990-х пошли на очень разумный, как показало время, маркетинговый ход («гармонично» сочетающийся с одновременным выкручиванием рук и подкупом должностных лиц). Как только в Штатах начали разработку нового «дешевого истребителя будущего» F-35, Вашингтон предложил союзникам частично профинансировать этот проект. Тем самым согласившиеся на этот шаг страны обеспечивали себе первоочередное приобретение данного вида военной техники, и по словам организаторов этой «пирамиды», могли на 10-15 лет раньше других получить «лучшие в мире» самолеты.
Кстати, подобный развод клиентов используется американскими корпорациями не только в авиастроении. То же самое мы видим и с автомобилями Tesla, от мест в очереди на которые люди уже начали отказываться, и в продажах Айфонов от Apple.
Наглядный случай на днях произошел в Москве. Много дней спекулянты держали первые номера в очередях, которые они хотели продать тем, кто в приступе психоза захотел бы купить новую восьмую модель «яблочного» смартфона быстрее других. В итоге, когда магазин открылся, первым обладателем «восьмого яблока» стал №243, а первая «десятка» номеров предлагалась всем желающим всего по 2000 рублей.
Но, вернемся к F-35. Как только нужное количество претендентов было набрано, стоимость программы разработки нового самолета начала быстро расти. При этом, схема затягивания клиента в «пирамиду F-35» стара, как строительство «кооперативных» квартир в России в начале 1990-х. Человек, чтобы не потерять ранее вложенное, далее был вынужден финансировать явно коррупционный и абсолютно убыточный проект. По итогу люди получали квартиры, которые к тому времени становились для них воистину «золотыми».
Программа F-35 выдаивала «инвесторов» двадцать лет. С ростом стоимости те вынуждены были укладывать в свои имеющиеся бюджеты все меньшее число машин. Полностью выйти из этой пирамиды они уже не могли, и по итогу программа переоснащения самолетного парка на новые самолеты в Европе (а также азиатских союзников Вашингтона) была существенно урезана. А других покупателей, у этого «чудо-самолета» на сегодня нет. Да и не будет, ибо покупать этот «шедевр» даже за 80 миллионов долларов (в «голом» виде, разумеется) в здравом уме никто не захочет.
Российские истребители дешевые и эффективные
Да, не захочет. А зачем покупать то, что работает много хуже, а главное дороже, чем отлично зарекомендовавшая себя линейка российской военной техники. При этом чистая прибыль российских корпораций от продажи боевых самолетов просто завораживает.
Су-35, уникальный самолет в своем классе
Да, он уникален. Уникален тем, что кроме F-22 (который, как мы знаем, не продается) достойных соперников у него нет. А еще, просто невероятной является и прибыль Москвы от продажи этого самолета.
Недавно стало известно, во сколько обходится Китаю партия Су-35, которые сейчас поставляются Поднебесной по контракту 2015 года. 104 миллионов долларов за штуку. Это несколько дороже самого дешевого F-35А, но в российско-китайский контракт уже включено и обучение персонала, и ремкомплекты для двигателей, и системы вооружения, а также необходимое аэродромное оборудование для технической эксплуатации самолетов. В базовую стоимость F-35 все это не входит. При этом стоимость самого Су-35 (в виду закрытости данных о контракте) оценивается экспертами примерно от 75 до 85 миллионов долларов.
А во сколько же обходятся подобные самолеты России? В том же 2015 году МО России заключило контракт на поставку Су-35 для ВКС страны. Стоимость «голых» 50 самолетов была оценена всего в 60 миллиардов уже деноминированных рублей. А это по курсу на тот момент было менее 20 миллионов долларов. И в эту сумму уже входит и прибыль самого завода, и налоги, которые поступают в казну государства.
Самолет универсал Су-30
А вот еще один пример хорошего бизнеса на боевом самолете. Одним из самых популярных экспортных самолетов России (с учетом сборочных машинокомплектов для Индии) является еще один представитель семейства «двадцать седьмых», многофункциональный истребитель Су-30.
Производимый с 1992 года, самолет уже продан на мировые рынки в количестве более 400 единиц (и это далеко не предел), а с учетом поставок в состав боевых частей ВКС России и авиации флота, более 600 единиц.
Чем можно объяснить успех модели. Его уникальными характеристиками, а еще сочетанием стоимости и эффективности. От своего родителя Су-27 он получил все преимущества тяжелого и высокоманевренного истребителя. Второй член экипажа и набор соответствующего вооружения, сделал его одновременно и отличным бомбардировщиком. И все это за какие-то смешные 50 миллионов долларов (с учетом обучения летчиков и поставок сопутствующего оборудования). Себестоимость самолета же при этом никак не может быть выше стоимости производства Cу-35, особенно с учетом того факта, что последние «голые» самолеты своему союзнику Казахстану Россия поставляет по второму контракту всего за примерно 20 с маленьким хвостиком миллионов долларов (10 миллиардов рублей за семь самолетов). Сколько они обходятся по себестоимости, можно только гадать.
Фактически единственным достойным конкурентом на рынке у Су-30 может быть только «дугласовский» F-15E «Страйк Игл». Примечательно, что по схожему с российским контракту (то есть, с обучением пилотов и поставок всего сопутствующего оборудования) эти самолеты обошлись в 2012 году Саудовской Аравии аж по 136 миллионов долларов за штуку (11,4 миллиардов долларов за 84 единицы). А это в два с половиной раза дороже, чем российские аналоги.
И так, везде. Российские боевые самолеты всегда минимум в два раза дешевле американских аналогов, а «вундерваффе» Россия не предлагает. Да и не использует она подобных схем в виду их ненужности. Разводить на покупку своих самолетов доверчивых покупателей, это нынешний удел американских самолетостроителей. Но как показывает практика, развести клиента подобным образом можно только один раз.
А что будет потом?