Запад стремится не допустить геополитического и экономического усиления России
Мир финансовых операций – сфера, не только специфическая, но и всячески замусоренная информационным шумом. Наблюдателю не просто отделить здесь главное от второстепенного.
Поток сведений течёт на читателя, как вода из прорвавшегося крана, и если появляется аналитик, который пытается рассортировать информацию по трём группам (важная, не важная и бесполезная), то критерием оценки будет спекулятивная выгода читателя как инвестора. Вам объясняют ситуацию на бирже. Но в большую политику, инструментом чего являются большие финансы, биржевые и банковские аналитики не суются. Поэтому тут приходится искать другие источники.
Если суммировать разрозненные материалы, где фигурируют ключевые российские финансовые чиновники и чиновники МВФ, то становится видна некая линия конфликта: Россия в ситуации недостатка денег в бюджете ищет источники его пополнения и естественным образом находит их в экспортной выручке от продажи энергоносителей. Но под внешним влиянием МВФ половину этого дохода Россия использовать не может. Под угрозой снижения инвестиционного рейтинга для России в российский бюджет в его расходную часть заложен объём выручки исходя из цены нефти 40 долл. за баррель.
Всё, что сверх того, должно выводиться из России в американские ценные бумаги. Для поощрения этого МВФ присваивает России комплементарный инвестиционный рейтинг, на который ориентируются все мировые банки. МВФ планирует цену в 69,38 доллара за баррель для текущего года и до 68,76 доллара – для 2019 года. При том, что сейчас она слегка за 80 и вряд ли упадёт ниже, чем 75 долл. за баррель. Зачем МВФ мошенничает? Чтобы обосновать справедливость цифры 40 долларов для бюджетного правила для России.
Для России невыгодно мобилизовать средства для бюджета ценой непопулярных политических решений типа роста налогов и пенсионной реформы. Легче уменьшить бюджетное правило и повысить планку отсечения. Как сказал Кудрин, повышение уровня цены нефти для бюджетного правила до 47 долл. за баррель делает ненужной пенсионную реформу.
Но это лишает США огромных денежных вливаний. Всё, что Россия получит сверх бюджетного правила, она в Россию не заводит и вкладывает в американские трежерис. И так как МВФ, прежде всего, защищает финансовые интересы США, хотя в этой организации состоят многие страны, включая Россию, это членство никак не защищает их интересы. Влиянием на принимаемые решения, сопоставимым с влиянием США, в МВФ не обладает никто.
МВФ категорически против повышения уровня цены отсечения, против повышения бюджетного правила. Эта организация не хочет терять американские деньги и именно потому всячески хвалит руководство российского Центробанка, и этой морковкой перед носом надеется отсрочить решение о повышении планки бюджетного правила – так называемого его смягчения. Высокие оценки руководства ЦБ – это переговорный инструмент. В обмен на сохранение такой риторики МВФ хочет получить от России уступки – прежний уровень бюджетного правила. То есть сохранение доли выплачиваемой дани.
Все разговоры о выгоде вложений в американские трежерис подобны разговорам о выгоде сдачи в плен на войне – плохо, но кормят, бьют, но не стреляют. Вложения в свою экономику намного выгоднее. Но агенты МВФ в России ни слова об этом не скажут. Так или иначе, Россия и МВФ борются за российские деньги.
Свою позицию МВФ излагает в виде докладов. Похвалы удостоена даже политика дедолларизации и закрытие проблемных мелких и средних банков наряду с санацией крупных. Это названо укреплением национальной экономики. Но считать, что МВФ спит и видит укрепление нашей экономики глупо. Изъятие доллара из внутреннего оборота для МВФ не страшно – главное, чтобы доллар не ушёл из внешних расчётов и не обмелел поток, направляемый Россией в экономику США.
Тем не менее, российское правительство в лице вице-премьера Анона Силуанова решило в течения пяти лет плавно смягчать бюджетное правило. К 2023 году цена отсечения поднимется с 40 до 45 долл. за баррель. То есть поступила команда постепенно перекрывать долларовый краник в США. МВФ немедленно откликнулось прогнозом ростам инфляции и риском колебания курса рубля выше обычного, что называется на их англизированном жаргоне волатильностью.
Для финансирования других расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру надо снижать другие расходы, а не прекращать платить деньги США, считает МВФ. К примеру, провести пенсионную реформу. Снизить расходы на оборону. То есть МВФ предупреждает: ещё немного – и критика ужесточится. Для инвесторов это будет пугающим сигналом. Вы лишитесь денег.
То есть возникает экономически абсурдная ситуация – Россия отдаёт собственные финансовые ресурсы и прибегает к внешним источникам финансирования. Мы вполне можем обойтись без внешних финансовых спекулянтов.
Образно говоря, можно сказать, что МВФ боится, что Владимир Путин отнимет у них деньги и направит их на майские указы. И чтобы этого не допустить, принимаются меры переговорного давления, где используется сочетание угроз и манипуляций с имитацией партнёрского типа отношений. То есть нам угрожают, что от партнерства легко могут перейти к силе и ультиматумам (не путать рейтинги МВФ как санкции с санкциями Конгресса США, МВФ пока свои санкции к нам не применял). Так стремятся удержать Россию в рамках выгодного США курса.
МВФ в руках США служит орудием сдерживания экономического роста России (аналогичная история сегодня разворачивается у США с Пакистаном, а орудие давления – опять МВФ). Это особенно важно в ситуации, когда в Европе и США нарастают экономические проблемы. Им важно не допустить в этот момент усиления России, её рывка вперёд. То, что Россия отвоюет, назад уже не вырвать. Крым в России – самое грандиозное геополитическое поражение Запада в войне с Россией в течение последних двадцати лет, компенсировать которое ему пока нечем.
Применяемые США санкции не только не дали результата, но и подорвали единство среди западных союзников. В Европе всё больше сил, требующих в условиях спада прекратить бьющие по их экономике антироссийские санкции. И сдерживать этот поток США всё труднее.
Трагедия Запада усиливается его внутренними проблемами.
Конфликт элитных групп в США загоняет цены на нефть до 100 долларов за баррель. Это подрывает рост в странах-импортёрах нефти и потом бьёт по самим нефтяным экспортёрам – им приходится сталкиваться с падением спроса. Нарастающий из-за внутренних американских дрязг конфликт США с Саудовской Аравией способен и вовсе сблизить СА и РФ до невиданного доселе уровня. Некоторые аналитики даже не исключают создания нефтерубля – если так пойдёт и дальше. Однако учитывая конфликтный потенциал между США и Саудовской Аравией, такая гипотеза вовсе не является фантастикой в среднесрочной перспективе.
Россия постепенно выпутывает одну за другой увязшие в болоте долларовой системы руки и ноги. Все её нынешние трудности возникли именно из-за того, что она в этой системе очутилась. Избавление от внешней зависимости в условиях многократного превосходства внешних сил – процесс, требующий времени и терпения. Любые попытки разрубить этот Гордиев узел вместо его распутывания приведут лишь к утрате уже завоёванного и откату назад.
И хотя населению сейчас мучительно трудно, когда прежняя экономическая система уже сгнила и разлагается, а новая ещё не возникла, постепенный путь выхода из зависимости – единственно правильный. Если не случится социального срыва, Россия преодолеет либеральную политэкономическую систему и сможет приступить к построению новой экономики. Ресурсов для этого у России в избытке.
Александр Халдей, ИА REX