В 2014 году, когда Александр Лукашенко отказался присоединяться к ответным санкциям России против стран Запада – то есть не поддержал другую часть Союзного государства, он распорядился создать максимально комфортные условия для ввоза продовольственной «санкционки» на территорию Белоруссии и уже тогда стало ясно, что создаются предпосылки для насыщения российского рынка контрабандой. Поток контрабанды буквально сразу же хлынул на российский рынок через «прозрачную» белорусско-российскую границу, создав головную боль для одних и источник обогащения для других.
С того же 2014 года проблема обсуждается учёными и практиками Союзного государства, а Россельхознадзор, пограничная и таможенная службы регулярно предоставляют факты деятельности контрабандистов. Прошли десятки конференций, круглых столов и других мероприятий, в том числе международных, участники которых обсуждали созданную ситуацию и пытались найти ответ на закономерно возникшие вопросы: почему всем всё известно, но до сих пор работают схемы вывоза из России через Белоруссию нефтепродуктов по «растворительно-разбавительной» схеме, ввоз в Россию через Белоруссию продовольственной «санкционки» по «казахстанской» и другим схемам, а также многие другие схемы? Таким ли мы желали видеть Союзное государство Белоруссии и России?
С тех пор много воды утекло и накопилось слишком много фактов. Время идёт, факты множатся, контрабандисты размножаются, а проблемы не решаются. Недавно пресс-служба российского ЦТУ ФТС проинформировала о пресечении очередной попытки ввоза на территорию России продовольственной контрабанды: в Монастырщинском районе Смоленской области сотрудниками Пограничного управления была задержана колонна фур из 16 грузовиков с 300 тоннами груза – свиным шпиком и мясом из Польши, норвежской лососью, сельдью и скумбрией, а также сыром из Германии.
При попытке ввоза на территорию России автоколонна была задержана и, после проведения дополнительных проверочных мероприятий, развёрнута в Белоруссию. Как выяснили смоленские таможенники, местом назначения перевозимых товаров значились Киргизия, Узбекистан и Монголия. Все фуры с грузом по процедуре таможенного транзита были направлены на внешние пункты пропуска, расположенные на границе Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией. Смоленской таможней рассматривался вопрос о возбуждении в отношении перевозчиков дел об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП с предусмотренным наказанием в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей.
Вышеуказанные товары входят в санкционный список, ввоз которых в РФ запрещён. Об этом власти Белоруссии и перевозчики давно и прекрасно осведомлены. Тем не менее, контрабандисты решились на очередной и явно не последний дерзкий шаг. Смешной размер штрафа лишь раззадоривает аппетиты российских заказчиков и интернациональных поставщиков продовольственной «санкционки». К слову, власти Белоруссии в подобных случаях принимают гораздо более жёсткие меры – вплоть до конфискации грузов вместе с автотранспортными средствами и уголовной ответственности.
«Следует отметить, что в 2018 году смоленскими таможенниками неоднократно выявлялись попытки ввоза товаров из санкционного списка с территории РБ транзитом в третьи страны через территорию РФ с нарушением действующего законодательства. Товары перемещались как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. При этом выявлялись факты, когда использовались недействительные транзитные документы для ввоза в Россию товаров из списка продуктового эмбарго», – отметили в ЦТУ ФТС.
В качестве примера российскими таможенниками приведён случай лета сего года с выгрузкой в Подмосковье австрийского и немецкого шпика, который перевозился на двух грузовиках. При этом «местом груза по документам значатся Казахстан и Киргизия». Контрабанда была уничтожена к немалому огорчению лоббистов такой схемы, развернувших целую информационно-пропагандистскую кампания в Союзном государстве.
Можно вспомнить и многочисленные другие случаи. Например, 8 марта сего года в Руднянском районе Смоленской области российские таможенники остановили 19 транспортных средств, на которых «недобросовестные белорусские бизнесмены, решившие активно поработать в праздники» пытались ввезти из соседней Витебской области «более 360 тонн овощей и фруктов без каких-либо сопроводительных документов», о чём сообщала даже белорусская региональная пресса.
Сотни тонн, целые автоколонны – и так из года в год. Схемы известны, субъекты известны, даже переклейщики этикеток известны едва ли не поимённо, федеральные и региональные СМИ постоянно информируют о всё новых фактах, аналитики указывают на причины и пути решения проблемы, однако она до сих пор не устранена и отравляет жизнь не только добропорядочным предпринимателям из России и Белоруссии, но и руководителям Союзного государства.
Есть основания полагать, что весь этот многолетний «детский сад» с использованием различных схем ввоза контрабанды на российский рынок имеет высокопоставленных покровителей в Москве и Минске. Миллионы тонн «санкционки» предназначены вовсе не для монгольских любителей свинины из ЕС, казахстанских или узбекских любителей польских яблок. Спрос рождает предложение и сотнями тонн запрещённая к ввозу продукция таки ввозится под разными предлогами, а то и по объездным дорогам. Всё продумано, выделены деньги даже на то, чтобы партизанские тропы были быстро подготовлены для объезда контрольных постов Россельхознадзора и ФТС. Контрабандистов «крышуют» и они наглеют от своей безнаказанности, стимулируют коррупцию.
Заказчик пресловутой «белорусской креветки» – вполне конкретный российский бизнесмен, ставящий свои шкурные интересы выше национальных интересов России. Вместе с ним делает гешефт такой же белорусский партнёр. Никак не расстающаяся с психологией беспредельщины лихих 90-х компрадорская буржуазия готова ради сиюминутной выгоды тем или иным приёмом вонзать ножи в спины российских предпринимателей, заложивших фруктовые сады и фермы, взявших кредиты под невообразимые для конкурентов из ЕС проценты для производства отечественной продукции.
В сложившейся ситуации правомерно выделить две группы российских предпринимателей с диаметрально противоположными интересами. Одна заинтересована видеть Россию слабой и зависимой, помогает производителям и торговцам из враждебных стран, укрепляет их экономическое могущество. Другая также не забывает о личной выгоде, но не ставит свои интересы выше интересов общества, объективно способствуя развитию России, возрождению подвергнутых погрому отраслей национальной экономики и созданию новых отраслей, рабочих мест внутри страны и росту благосостояния российского общества в целом. И одна, и другая группы представлены предпринимателями, во главу угла ставящими прибыль, личную выгоду, что естественно – ведь это бизнес. Принципиальные отличия между ними – способы заработка и соотношение их частных интересов с общенациональными.
На протяжении последних лет не теряет актуальности вопрос: неужто зря российские предприниматели, вложившиеся в производство, а не в воровские схемы поверили президенту Владимиру Путину и другим представителям высшего руководства государства российского? Все те правильные слова, произнесённые в разное время перед разными аудиториями, мало кем оспариваются и ждут своего полного воплощения. При этом проблема потока «санкционки» – не столько проблема межгосударственных отношений, сколько стратегии национального развития России.
Сергей Шиптенко, ИА REX