«Тирания расстояния» против американских военных баз в Арктике

Арктическая военная логистика – на стороне России

США не позволят России и Китаю господствовать в Арктике и контролировать Северный морской путь, заявил 21 февраля командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго в интервью журналу The Washington Examiner.

«Россия считает Арктику своей территорией. Но на самом деле это международная территория, и мы заинтересованы в том, чтобы она оставалась свободной и открытой для всех», – провозгласил американский адмирал.

Филиппика адмирала была направлена и против Китая, который, не будучи членом Арктического совета, сотрудничает с Россией в освоении арктических торговых маршрутов. Так, ещё в мае 2017 года министры иностранных дел КНР и России обсуждали проект «Полярного шёлкового пути», который включает развитие инфраструктуры Северного морского пути (СМП), в частности модернизацию морских портов в Мурманске, Сабетте, Архангельске, Тикси и Уэлене.

The Washington Examiner процитировал также Майка Помпео, который во время недавнего визита в Исландию утверждал: «Россия и Китай стремятся к господству и контролю в Арктике, и это представляет риск для таких свободолюбивых стран как Исландия и Америка». Ранее глава ВМС США адмирал Ричард Спенсер заявил, что Вашингтон летом отправит в Арктику военные корабли для проверки их работы в высоких широтах, сообщил портал Военно-морского Института США в Аннаполисе (штат Мэрилэнд) USNI News. Спенсер сказал также, что американские ВМС регулярно находятся в Арктике с 1960-х годов, но в основном Арктику до сих пор посещали американские подводные лодки или патрульные самолёты, но не надводные боевые военные корабли. Последние, по его словам, могут столкнуться в северных широтах с трудностями. Спенсер отметил, в частности, что крейсеры класса «Тикондерога», вошедшие в состав флота в 1980-е и 1990-е годы, были последним классом кораблей ВМФ, которые были спроектированы с паровыми системами для удаления льда с корабля, а новые боевые корабли ими не оснащены.

В октябре прошлого года, впервые за почти 30 лет, американская ударная авианосная группа во главе с авианосцем «Гарри Трумэн» пересекла Полярный круг, чтобы продемонстрировать «гибкость и выносливость военно-морских сил США» (high-end warfare), сообщил USNI News. Однако демонстрация с целью проверки боеспособности американских войск в условиях холодного климата не удалась. Как отмечалось, авианосец не испытывал трудностей в северных водах, но другие корабли проявили себя не лучшим образом.

После окончания учений Trident Juncture помощник заместителя командующего ВМС США Джеффри Баркер заявил, что вероятность добавления к американским подводным лодкам в Арктике надводных военных кораблей в ближайшем будущем «невелика»: ограничивающим фактором для американцев является логистика.

Майкл Павловски, глава избирательного штаба сенатора-республиканца от штата Аляска Лизы Мурковски, высказался ещё более откровенно. По его словам, как военным кораблям, так и коммерческим судам США плавать в северных водах мешает «тирания расстояния» (tyranny of distance), так как порты их базирования могут находиться в сотнях миль от Арктики. На сегодняшний день США располагают всего двумя зарубежными военными объектами в северных широтах. Это авиабаза Thule на севере Гренландии и авиабаза в норвежском Ставангере.

Пока военно-морские силы США испытывают трудности в борьбе с обледенением и штормовой погодой в арктических водах, своё присутствие в этом регионе расширяет американская военная авиация. На две крупные авиабазы на Аляске перебрасываются истребители F-35A Lighting II, чтобы дополнить уже имеющийся здесь парк самолётов F-22 и F-16. На Аляске будут построены новые военные объекты и размещено до 10000 военнослужащих. Дополнением к ним являются канадские радиолокационные станции слежения за ракетами и самолётами.

Командующий силами Службы береговой охраны США адмирал Карл Шульц между тем резонно отмечает, что для того, чтобы полноценно присутствовать хотя бы в собственных территориальных водах США в Арктике, не говоря уже об активном противодействии России и Китаю, нужны ледоколы, которых у России 40, у Китая два, а у США тоже два, но лишь один из них, Polar Star, – ледокол тяжёлого класса, способный работать в условиях Арктики и Антарктики. Вспоминается случай, когда в декабре прошлого года адмирал Пол Цукунфт, возглавлявший тогда Службу береговой охраны, отклонил запрос на проведение операции по обеспечению свободы судоходства в Арктике, опасаясь, что 40-летний Polar Star сломается и США придется просить Россию отбуксировать его в порт для ремонта.

Суровые арктические условия изнашивают Polar Star, поэтому ледокол уходит в каждое плавание с годовым запасом провизии на случай серьёзной неисправности. По словам адмирала Цукунфта, Polar Star «буквально цепляется за жизнь».

Сейчас выделение бюджетных средств для строительства ледокольного флота США откладывается на фоне препирательств администрации Дональда Трампа с Конгрессом по поводу финансирования строительства стены на границы с Мексикой. Ранее США планировали выделить на строительство нового ледокола $750 млн, но в Конгрессе законопроект был отклонён.

Летом 2018 года глава Минобороны РФ Сергей Шойгу на заседании Коллегии Минобороны предупредил об угрозе конфликтов в Арктике, отметив, что этот регион превратился «в объект территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств». И Россия предпринимает серьёзные меры для обеспечения здесь своей безопасности. Северный флот выделен в отдельное стратегическое объединение, он усиливается новыми кораблями и подводными лодками. Усилены гарнизоны на острове Котельном и Земле Франца-Иосифа, появились новые арктические бригады в Восточной Сибири, совершенствуется система ПВО и ПРО.

Несколько лет назад на арктических островах и материковой заполярной части России были развернуты и обустроены шесть военных баз: на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), в посёлке Рогачёво (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ).

На коллегии Министерства обороны РФ 26 февраля Сергей Шойгу, касаясь деятельности министерства в Арктике, заявил:

«С 2013 года в условиях Крайнего Севера возведено 545 объектов общей площадью более 710 тысяч квадратных метров. Такое масштабное строительство в арктических широтах не осуществляла ни одна страна мира».

В Арктике, помимо прочего, построены не имеющие мировых аналогов военные объекты системы ПВО «Арктический трилистник» и «Арктический клевер», на каждом из которых круглогодично несут службу до 150 военнослужащих. Готовы к боевому применению десять военных аэродромов в арктических районах России.

Поэтому рассуждения адмирала Джеймса Фогго о том, что США позволят, а что не позволят России в Арктике, останутся рассуждениями. Даже когда у США появятся тяжёлые ледоколы, когда их боевые корабли будут оборудованы устройствами для борьбы с обледенением, когда в Арктике возникнут военно-морские базы США, «тирания расстояния», так мешающая американским адмиралам, никуда не исчезнет. Арктическая военная логистика – на стороне России.

Владимир Прохватилов, ФСК

Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен