Что происходит с промышленностью, когда корпорации начинают управлять государством
Как перехват мегакорпорациями элементов госуправления и устоявшаяся «культура» всеобщего распила делает малоэффективным создание современного вооружения даже при нынешнем, $700млр-ном военном бюджете США, мы продолжим рассматривать в этой статье, которая является третьей частью нашего исследования.
При бардаке и распиле, творящемся в программе JSF(Joint Strike Fighter), рынок сбыта для F-35, естественно, стал сворачиваться подобно шагреневой коже. Изначально разработка, дабы не повторить фиаско с F-22, была совместно профинансирована Соединенными Штатами, Британией, Италией, Нидерландами, Канадой, Турцией, Австралией, Норвегией и Данией.
Первыми отвалились австралийцы, ещё в конце 2011 года. Объединенный комитет по иностранным делам, вооружению и торговле (JSCFADT) Австралии пришел к выводу, что австралийским ВВС не следует закупать американский истребитель F-35, поскольку этот самолет «неправильный» – назвав абсурдом попытку создать три типа истребителя: и обычного взлета, и палубный укороченного взлета, и вертикальной посадки. В комитете также представили результаты смоделированного воздушного боя, который «произошёл» в 2018 году у берегов Тайваня. В ходе сражения между 240 истребителями F-35 и таким же количеством Су-35С были уничтожены 210 американских самолетов.
Правда, раньше Австралии начала кочевряжиться Дания. В 2010 году её правительство взяло «паузу» и на три года прекратило участие в программе, объяснив такое решение финансовыми трудностями. С 2013 года Дания вернулась в состав стран-разработчиков, но финальное «решение» янки для себя продавили только в середине 2016-го года.
Поскольку в процессе разработки цена на истребители F-35 на тот момент выросла вдвое (с плановой в $50 млн до $100 млн), в 2013 году Минобороны Дании нашло отмазку снизить объём заказа с 48 до 30 самолётов. В 2016 году заказ уменьшили ещё раз – правительство выделило средства на покупку лишь 27 истребителей-бомбардировщиков F-35A.
В Королевстве ждут официального пуска полномасштабного крупносерийного производства, намеченного на 2019 год, видимо понимая, что будет очередной перенос срока, ведь счёт переносов идёт уже на десятки. Как пишет портал War is Boring – популярный военный ресурс: «Решение Дании купить F-35 не блещет интеллектом». И прямолинейно подчёркивает, что «на выбор датских экспертов, выступающих за приобретение истребителей F-35, повлияли не столько боевые и эксплуатационные, сколько иные, в том числе политические, факторы». Да уж, так прогибаться под «союзничка», в том числе и по «Северному потоку», – можно допрогибаться и до Гренландии в его составе.
Канада пересмотрела свои обязательства по проекту в декабре 2012 года так же из-за перерасхода средств. Решение было принято после отчета аудиторской фирмы KPMG, который показал, что покупка обойдется в 45 миллиардов канадских долларов обслуживания в течение 42 лет. Рона Амброуз, министр общественных работ Канады заявила: “Мы нажали кнопку сброса (Reset – в оригинале) и не торопимся».
Ещё пару лет назад в Lockheed Martin бравурно говорили, что эти самолеты будут проданы как минимум в 11 стран – все они разместили заказы суммарно на 743 F-35, из которых более 50 «калек» уже поставлено. Но теперь ситуация резко изменилась. Началось всё с Турции, ультиматум для которой имел, как мы знаем, прямо противоположные последствия.
Американской корпорации, скорее всего, придётся вернуть нашему новому союзнику аванс в $800 млн и расторгнуть контракт с Анкарой на поставку 100 F-35 общей стоимостью около $12 млрд. Но самое важное то, что теперь даже лояльные США сателлиты по НАТО чётко осознали необходимость сократить сотрудничество с Вашингтоном в сфере ВТС, дабы не стать следующим объектом шантажа, – Дания не даст соврать. Так, министр обороны Италии Элизабетта Трента заявила, что намерена как минимум пересмотреть существующие контракты на приобретение американских истребителей, а как максимум – их аннулировать.
Франция и Германия приобретать F-35 совершенно точно не будут – они подписали соглашение о разработке нового европейского истребителя, причем уже не пятого, а сразу шестого поколения. А значит, у немцев и французов есть все шансы убедить и Бельгию не покупать F-35, а присоединиться к новому проекту будущей Европейской армии.
Но самое интересное, как в этой ситуации повела себя Британия. Эта страна, прежде возлагавшая все надежды на F-35, неожиданно для всех приняла решение реализовать свой собственный проект по созданию истребителя шестого поколения Tempest. И даже начала по этому поводу переговоры со Швецией.
Возможно, самым убийственным для программы JSF был доклад 2015 года в том же War Is Boring, цитирующий документ летчика-испытателя USAF (ВВС США), который утверждал, основываясь на реальных тестах, что F-35 не смог победить F-16 1970-х годов в воздушном бою. Получалось, что этот ошеломляюще дорогой «высокотехнологичный» реактивный самолет уже устарел гонять даже папуасов, так и не войдя в полноценный промышленный выпуск.
Да и в самой «стране победившего айфона» уже чешут репу. Для большинства систем вооружения в американских реалиях техническое обслуживание, как правило, составляет более 70% от общей стоимости. Для программы F-35 в течение прогнозируемого срока службы по разным оценкам она выльется в $1-1,5 триллиона.
В 2018 году полёт на F-35A стоил в среднем около 44 тысячи долларов в час — примерно вдвое больше, чем стоимость эксплуатации Боинга для USN F/A-18E/F Super Hornet. Некоторые из высших военных чиновников, включая генерала Дэйва Голдфейна – начальника штаба USAF, и бывшего министра USAF Хизер Уилсон, жаловались на то, что летать и обслуживать F-35 слишком дорого, что повышает вероятность того, что Службе, возможно, придётся покупать меньше из них, если затраты не сократятся.
Рынок «невиданного доселе» оружия сворачивается на глазах. Теоретически США могут попытаться продать эти самолеты монархиям Персидского залива, но против этого открыто возражает Израиль, позицию которого американцы не учитывать просто не могут.
Это, кстати, единственная страна, которая уже полноценно эксплуатирует подобные самолёты. Да только вот всю авионику и системы вооружения в них евреи заменили своей, потому и летает. Постоянный приток в Израиль русских мозгов русских же евреев позволяет ВПК быть на плаву, заимствовать и создавать передовые образцы.
В этой сфере там работают, в подавляющем большинстве, бывшие наши сограждане, смекалкой, интеллектом и творческим подходом двигая всё вперёд. А то и по старой памяти, с прежних мест работы, особенно при том бардаке, что творился у нас в 90-е, по толике малой утаскивая самые достойные советско-российские разработки. Такие, например, как активная танковая защита «Арена», переработанная у них в «Трофи».
То изделие, что вышло путём шпионажа и притока русских мозгов, не совсем дотягивало до высоких российских параметров – но всё же, какая-никакая, а более-менее рабочая активная система защиты бронетехники. Даже американцы, и близко не способные создать нечто подобное, принялись закупать это чудо для своих устаревших мастодонтов «Абрамсов». Впрочем, приобретается ими и израильский «Железный купол» и много прочего, рождённого там нашими мозгами, ибо над отдельным «Патриотом» смеются в мире все, особенно в последнее время хуситы в резиновых тапочках и юбках.
Нет, есть, конечно, ещё на планете особо упоротые и зашоренные, типа поляков, свято верующих в «град на холме вашингтонщины», и готовых покупать всякую малоэффективную древнюю рухлядь, ну так для этих кичливых субъектов история всегда подводила черту.
Своей же школы, воспитывающей подобных специалистов, в Израиле нет, и не предвидится, что весьма закономерно для территориального образования, которое даже не озаботилось созданием у себя национального университета. Всё держится на притоке извне. В последние годы к «мозговой реке» из России, которая пока носит название СНГ, прибавился не такой уже качественный приток мозгов из Франции. Нация, научившаяся за несколько тысячелетий уже пятой точкой чувствовать, где начинает подгорать, активно, уже лет пять как, делает оттуда ноги, и французская речь всё чаще звучит на улицах израильских городов.
Да вот только в ближайшие годы маятник качнётся в другую сторону, и нам ещё придётся решать, что же делать с хлынувшими к нам «1.5 миллионом переводчиков», – как дал понять наш президент. Это когда зарвавшийся «сверхчеловек» не посчитал нужным на пресс-конференции с Нетаньяху всё переводить «какому-то там Путину».
Как мы уже отметили во второй части материала об этих летающих супер-инновационных гробах, Пентагон вместе с Lockheed Martin исполняют кульбит под названием «concurrency», что можно литературно перевести, как процесс параллелизма, или совмещения-совпадения. Сиё действо позволяет поставлять (= продавать) в армию самолёты, которые ещё находятся в стадии разработки! И всё это по указанию и с согласия высшего командного состава, представители которого тоже в доле малой от всеобщего попила. Вы можете себе представить такое в российских реалиях? – Нет! – «Только страна победившего айфона» и случившегося с ней Глобализма, где власть уже почти перешла к мегакорпорациям – может себе такое позволить. Потому-то многие думают, что «истребитель уже в серии».
Отдельные представители офицерской касты в США всё ещё пытаются сражаться с драконом и то только лишь потому, что не знакомы с бессмертным одноимённым произведением Шварца.
Так, Кристофер Богдан, генерал-лейтенант USAF, который взял на себя надзор в качестве исполнительного директора программы JSF в декабре 2012 года, сказал в одном из интервью: «После моих первых 90 дней в этой должности у меня было ощущение, что правительство вообще не отвечало за программу». «Казалось, что все основные решения, будь то технические, контрактные, или график работы, на самом деле принимались компанией Lockheed Martin, и Управление JSF просто наблюдало за ними”.
Особенно Богдана шокировало то, что Lockheed слишком сильно контролировал государственные испытательные полёты. Компании было разрешено управлять тестовой программой и иметь возможность, например, отложить наиболее сложные тесты на более поздний срок. Тогда как по логике вещей в подобных разработках необходимо найти любые трудные, высокоприоритетные проблемы на раннем этапе, чтобы решать их как можно скорее.
Богдан также утверждал, что управление Пентагона программой было недостаточно прозрачным, чтобы позволить всем военным службам знать, как расходуются их деньги – из чего можно сделать вывод, что именно к этому офицеру так и не «нашли подход» со стороны корпорации. Он так же отмечал, что поскольку от Lockheed не требовалось подробно отчитываться о своих финансовых показателях, у самого Управления JSF не было четкой картины того, сколько действительно стоил F-35 и как использовались деньги.
В сентябре 2012 года, когда он был ещё вторым человеком в команде JSF, он поднялся на трибуну крупнейшей конференции USAF и сказал то, что ранее публично не признавалось, ибо многие были в доле: отношения с Lockheed были худшим соглашением, которое он когда-либо видел между Пентагоном и оборонным подрядчиком. Публика была в шоке.
На военных конференциях и выставках чиновники Министерства обороны и их подрядчики обычно хвастаются своими совместными усилиями в стиле «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». И все довольны, и все сыты, и полу-триллионного (а сейчас уже и больше) бюджета хватает на всех. Вообще, судя по фамилии, такое поведение офицера лежит в русских корнях, не зависимо от того, из каких обособившихся русских областей происходили его предки.
То, что проблема попила на JSF произрастает ещё и из Конгресса, замечают во многих местах. Так, Дэн Гразье из «Проекта по государственному надзору» (The Project on Government Oversight) прямо заявлял: «Основа находится на Капитолийском холме, где есть целый блок лоббистов из различных избирательных округов, защищающих от вето многое в программе F-35, поэтому другим членам Конгресса очень трудно её критиковать по существу”. Надо заметить, что этот «Надзор» – некоммерческая организация, инструмент сложных внутренних перипетий борьбы различных служб и спецслужб, которому иногда позволяют делать независимую «морду лица».
Российские же самолёты поколения 4++ делаются с расчётом на будущее и полноценное участие в различных конфликтах с применением сетецентрической концепции. Их высокий уровень интеллекта бортовой системы управления спроектирован достаточным для таких задач – такая вот «страна бензоколонка». Наш представитель этого поколения – СУ-35, эволюционным путем от СУ-27 вырос изрядно. Более того, БРЭО у СУ-35 и Су-55 почти идентичны. А партнёры свои самолёты эволюционировать не спешили. Почему? Да банально всё:
Во-первых: на подобных апгрейдах бабло в таких масштабах не попилить, ведь совсем другой финансовый коленкор – создавать с нуля новую вундерфафлю (от слова Вундерваффе) с космически завышенными характеристиками, которые может и в принципе невозможны на сегодняшнем уровне развития научно-технического процесса. Да кто ж о том думает: генералам показали феерических 3-D картинок и сырые наработки, наобещали с три короба, взяли в долю – и в путь, пилить золотые гири. И не важно, оборонный бюджет $500 млрд или $700 млрд – всё будет освоено до единого цента.
Во-вторых: апгрейдить эти старые модели будет все тот же БоинХ, их производивший, и тогда Мартин-Лохам ничего не обломится. Но власть то сменилась, пришли другие лоббисты, иные команды уже в «доле малой», а значит, никакой кусок не должен упасть к ногам противоборствующего конкурентного лагеря.
Вот это слово – «лоббисты» – особенно радует. Видится в нём эдакое безудержное торжество демократии, которое позволяет даже с части коррупционных схем получать налог, легализовывая некоторую небольшую область из океана коррупции. А наличие подобного океана наглядно объясняет, как при таких заоблачных американских военных бюджетах возникает в этой сфере отставание от РФ, использующей на порядок меньше средств.
Игорь Казенас, ИА REX
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки