Александр Литвак опубликовал редкие фотографии 1981 года, на которых запечатлены мгновения реставрации Памятника Свободы. Это снова заставило меня задуматься об исторических парадоксах
Во-первых, примечательно, что памятник Свободы и памятник Ленину проектировал один и тот же архитектор – Эрнест Шталберг, который к тому же жил неподалёку – на Эдуарда Вейденбаума (ныне Базницас, что ведёт прямо к церкви Святой Гертруды). И латышский “Прометей прикованный” до сих пор с надеждой на вызволение из цепей рабства и угнетения смотрит на Восток, в сторону Пскова, откуда в начале солнечного апреля 1900 года Владимир Ильичи полулегально прибывает в Ригу по железной дороге, чтобы повидаться со своим студенческим товарищем по революционному делу Михаилом Александровичем Сильвиным на Венденской (ныне Цесу) и договориться с местными марксистами на Елизаветинской о транспортировке печатных изданий коммунистического толка через Рижский порт. И с тем и с другим Ленин блестяще справился. Правда, памятник Ленину в Риге был снесён и пропал неизвестно куда. Впрочем, судьба латвийского суверенитета весьма похожа. Вывод: не трожь памятник своему отцу-основателю – хуже будет.
Во-вторых, советская власть системно любила памятники национального достоинства, и особенно памятник Свободы. Сначала советские войска при освобождении Риги разминировали пространство вокруг него (снаряды были оставлены бежавшими нацистами в качестве прощального привета для Красной армии), избавив идеологическую святыню от ненужных разрушений. Потом Вера Игнатьевна Мухина, потомственная рижанка, дочь зажиточных купцов из Московского форштадта, защитила его от казавшегося неизбежным демонтажа и выноса в неизвестном направлении. Одного слова прославленного скульптора было достаточно, чтобы местные активисты коммунистического движения поняли, что с памятником нужно поосторожнее.
В-третьих, памятник в благословенные годы Латвийской ССР реставрировался не единожды. Первая реставрация (об этом мне рассказывали сами латыши, да и архивные данные об этом красноречиво свидетельствуют) прошла в 1962 году, когда были обработаны звёзды и подправлены барельефы. И в это же время (на всякий случай провожу параллель) закрывается главный латвийский православный собор Рождества Христова – по прихоти местных властей. И превращается в Республиканский дом знаний. В это же время преступно демонтируется Эдинбургский храм иконы Казанской Божьей Матери в Дзинтари. Все остальные церкви и памятники стояли и стоят спокойно, более того, пользуются покровительством со стороны местной элиты.
Есть одна неисправимая черта в местном народе – воевать с памятниками. Объявлять войну граниту, мрамору, доломиту. Памятник – он безмолвный и величавый, он, казалось бы, не ответит. Так кажется поначалу. Но памятник бессмертный по своему определению. За ним труд и память сотен, тысяч и миллионов людей. Он равнодушно и спокойно снесёт все жалкие потуги приспособленцев, которые действуют из желания отомстить истории и решить своим глубинные психоэмоциональные комплексы. Памятники – это выражение сакральных концептов нашей совместной великой истории. И трогать их себе дороже. История с памятником Ленину тому доказательство.
Александр Филей, Латвия
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки