22 января родился автор детских книг, журналист, участник гражданской и Великой Отечественной войн Аркадий Гайдар
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) совсем не планировал быть детским писателем, но жизнь распорядилась за него. В его произведениях главными персонажами стали дети и подростки, которых автор представляет как людей героического будущего. Свои произведения красный командир писал именно для них.
Мастером литературы он стал не сразу. Первые стихотворения Голикова были подражательными, повесть «В дни поражений и побед» попала под шквал критики. В то же время многие заметили талант, жизненность и кипучую энергию нового автора.
Но уже произведение «Р.В.С» (Революционный военный совет) приняли к печати и журнал «Звезда», и Госиздат. Тогда же проявился характер писателя.
Гайдар был в гневе от редактуры первого издания, о чём написал в газету «Правда». «Вчера я увидел свою книгу “РВС” – повесть для юношества (Госиздат). Эту книгу теперь я своей назвать не могу и не хочу. Она “дополнена” чьими-то отсебятинами, вставленными нравоучениями, и теперь в ней больше всего той самой “сопливой сусальности”, полное отсутствие которой так восхваляли при приёме повести госиздатовские рецензенты. Слащавость, подделывание под пионера и фальшь проглядывают на каждой её странице. “Обработанная” таким образом книга – насмешка над детской литературой и издевательство над её автором».
Главными героями «Р.В.С» стали дети, и эта книга стала «пропуском» писателя в детскую литературу.
Новаторство писателя заключалось в мастерском создании образов людей нового типа, командиров и бойцов Красной Армии. Он показывал взросление детей в сложной военно-политической ситуации. Его герои, становясь отважными, были способны на небольшие, но такие важные для страны подвиги.
В творчестве Гайдара отразилась его биография, совпавшая с годами взросления на войне, индустриализацией страны, классовой борьбой, искренней дружбой….
За 15 лет в литературе он создал более двадцати произведений для детей. «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Военная тайна», «Тимур и его команда», рассказы «Горячий камень», «Голубая чашка»…
Ему удалось увлечь читателей – и вплетением в произведения приёмов приключенческого жанра, и юмором, и отсутствием назиданий.
Общность с детьми особенно заметна в повести «Школа» (вначале ей было дано название «Маузер»). В автобиографической книге автор предстает в образе Бориса Горикова. Журнал «Детская литература» писал о Горикове, что «он настолько реален, его поступки так жизненно-естественны и так вытекают из обстановки, что дети обычно не воспринимают его как “героя”. Он для них такой же, как и они сами»
Безусловно, книги Гайдара имели большое значение для воспитания советской молодёжи, входили в школьную программу. Сам Гайдар состоял в писательской группе дошкольной литературы и литературы младшего возраста, организованной комиссией по детской литературе Союза писателей
«Сказка о Мальчише-Кибальчише…» появилась в 1935-м, и её знали дети всей советской страны. Книга воспитывала мужество в поколении новых Мальчишей-Кибальчишей, готовых в случае опасности подняться на борьбу с врагом.
Венцом творчества Гайдара стала повесть «Тимур и его команда», породившая тимуровское движение в стране, которое длилось десятилетия. Пионеры, школьники оказывали помощь семьям бойцов Советской Армии, пожилым людям. В непосредственном, порой юмористическом повествовании отражено, как много могут сделать дети даже в юном возрасте для людей и страны. Примечательно, что автор дал главному герою реальное имя своего сына – Тимур.
Аркадий Петрович Голиков родился под Льговом в Курской губернии. Его родители поддерживали взгляды «народников», отец был учителем, мать – фельдшером. В 1-ю мировую отца забрали на фронт. Мальчишка вскоре сбежал из дома, чтобы, как и его отец, воевать с врагами, но по дороге Аркадия задержали.
В 14 лет он примкнул к большевикам, патрулировал город, затем вступает в РКП(б) и, приписав себе несколько лет, уходит воевать в Красную Армию. Окончив курсы, уже в 18 лет Голиков командует спецполком по борьбе с бандитизмом. С ранней юности он видел смерть. И убивал, борясь с врагами советской власти – в Тамбовской губернии, Башкирии, затем – в Хакасии.
Об эпизоде биографии Голикова, связанном с подавлением антисоветского движения так называемых «белых партизан» Соловьёва в Хакасии в 1922-м, сохранились противоречивые сведения. В том числе, и о том, что командир Голиков был жесток и беспощаден с местным населением, большая часть которого поддерживала соловьёвцев, его даже обвинили в самочинстве, исключили из партии и отозвали.
С другой стороны, есть сведения и о том, что доносы на Голикова строчили с первого дня его появлени в Хакасии, поскольку его подчинённые считали для себя оскорбительным, что командиром к ним направили неуравновешенного мальчишку. Он же был убеждён, что в они не занимаются созданием агентурной сети среди местного населения, у Голикова не складывались отношения ни с местными властями, ни с уполномоченными ГПУ.
С войны боец вернулся с подорванной психикой, всю жизнь страдал от постравматического синдрома – головных болей и галлюцинаций, мучился от перепадов настроения. Кроме того, сказывались последствия контузии и полученных травм (ранение шрапнелью, задевшее спиной и головной мозг, падение с лошади – всё это случилось в 1919 году). Совершенно бессмысленно судить красного командира Голикова с позиций нынешнего дня. Что мы вообще знаем о том времени, в котором юный выпускник Шестых Киевских пехотных курсов командного состава Красной Армии получал свои «корочки» под звучание похоронного марша – нарком Украины Н.И. Подвойский приказал оркестру сыграть похоронный марш – в честь тех, кому скоро предстоит умереть за дело Революции. Многие ли сегодняшние 15-летние подростки готовы стать под ружьё под звуки похоронного марша, звучащего в их память?
Стоит сказать, что многое в биографии Голикова-Гайдара ныне замутнено некоторыми «экспертами» до такой степени, чтобы представить общественности образ не юного героя, а психопата, сочиняющего истории про «кровавых мальчиков», способных убивать. Внезапно «находятся» некие «записи» Гайдара (первоисточника при этом не существует), хакасский период его биографии обрастает тысячами жертв… Всё это делается не случайно, а целенаправленно, и вот уже смешанная с правдой ложь разливается по умам и википедиям, а домыслы и вымыслы подаются как «факты» в «художественно-публицистической прозе»!
По одной из версий псевдоним писателя «Гайдар» имеет расшифровку: Голиков (первая буква фамилии), АркадиЙ (первая и последние буквы имени) Д’АРзамас» («д» по аналогии с д’Артаньяном), а Арзамас – город в Нижегородской области, ставший родным для писателя. Есть и другие версии – хакасская и украинская, впрочем, хакасскую выдумали «художественные прозаики», а украинскую – вообще непонятно кто, притянута она, что называется, за уши.
Говоря о себе, о своем боевом пути, сам Гайдар считал, что «это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное» (это сказано о герое «Школы», но повесть эта автобиографична).
В мирной жизни он также был чем-то похож на мальчишек из своих книг. Беспокойный, неутомимый журналист не мог без путешествий, знакомств с новыми людьми. Он побывал в Донбассе, Перми, Архангельске, в Средней Азии, на Дальнем Востоке… Менял профессии, писал замечательные очерки, фельетоны за гонорары, и в то же врем из-под его пера выходили литературные произведения… Выбрав профессию писателя, он уходил от своего прошлого в совершенно другой мир. Но прошлое его не отпустило. Не уходили жуткие головные боли, он резал себе вены, его снова и снова возвращали к жизни.
Когда началась Великая Отечественная война, невзирая на запреты медиков, Гайдар ушел на фронт.
Его приемная дочь Евгения Голикова-Гайдар вспоминает: «Пришёл папа с биноклем и походной сумкой, которые купил на Арбате в комиссионке. Очень рад был: «Это как раз то, что мне нужно. Арбатия – страна необыкновенная. А это для тебя». И протягивает мне тонкий свёрток. А в нём книга, сказки!
– А теперь придумаем, что бы в ней написать. Ведь я уезжаю на фронт, и может так случиться, что долго не увидимся. Он открыл книгу и сразу написал:
«Папа едет на войну
За Советскую страну…
Женя книжку прочитает
И о папе помечтает.
Он в далёкой стороне
Бьёт фашистов на войне»
Гайдар ушел на фронт военкором «Комсомольской правды», а после «бил фашистов» в партизанском отряде на Украине. 26 октября 1941-го неподалеку от Канева его сразил пулемёт врага, при этом он сумел спасти товарищей, первым обнаружив засаду. Хотя сегодня и вокруг гибели писателя –тонны лжи.
Произведения Аркадия Гайдара издавались миллионными тиражами, переводились на многие языки, по ним снимали фильмы. Книжки в тоненьких и толстых переплетах очень любили дети, знали их наизусть! Сам Гайдар был желанным гостем детворы. Близость к детям, их пристрастиям, любовь к родине, самопожертвование – вот что наполняло его недолгую жизнь и творчество.
Неслучайно имя Гайдара, погибшего на войне, было настоящей, опоэтизированной легендой советской эпохи. Его называли «всадником, скачущим впереди». О нем писали книги, стихи, песни…
«Слышишь, товарищ, гроза надвигается.
С белыми наши отряды сражаются.
Только в борьбе можно счастье найти.
Гайдар шагает впереди,
Гайдар шагает впереди»(из песни А.Пахмутовой на стихи С.Гребенникова и Н. Добронравова)
Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.
(С.Маршак)
За вклад в литературу Аркадий Гайдар был удостоен ордена «Знак Почёта» и посмертно, в 1964-м, награждён орденом Отечественной войны.
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной», – писал Гайдар. И именно этого мироощущения ему, вышедшему из боя и ушедшему в бой, некоторые не могут простить и сегодня.
София Каноник, Одна Родина
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки