Предложение Украиной помощи Белоруссии с поставками нефти не просто нерентабельно, а неприемлемо дорого для Минска. Об этом рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович
Украина готова начать транзит нефти для белорусских НПЗ как по нефтепроводу “Одесса–Броды”, так и железнодорожным транспортом, заявил посол Украины в Белоруссии Игорь Кизим. “Эти разговоры ведутся, в январе собиралась рабочая группа по топливно-энергетическому комплексу. Вопрос обсуждался и во время межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в декабре. Они на слуху, мы готовы, но надо показать какие объемы и когда это нужно”, – сказал дипломат.
“Нефтепровод “Одесса–Броды” в последний раз работал десять лет назад – как раз в режиме поставок из Украины в Белоруссию, – отмечает специалист. – Тогда президент РБ заявил, что закупил в Венесуэле крупную партию нефти, хотя, скорее всего, это сырье было азербайджанским, поставленным по механизму обмена. В любом случае танкерами его доставляли до Одессы, откуда по трубопроводу оно переправлялось на белорусскую территорию. Но этот опыт очень специфичен.
Крайне маловероятно, что Минск решит повторить такую практику поставок, ведь тогда за “венесуэльские поставки” пришлось переплатить порядка миллиарда долларов в сравнении с ценой, в которую обошлась бы нефть из России. То есть маршрут может использоваться, но нужно найти деньги, чтобы купить объемы у какой-то страны, финансировать доставку его до Одессы. При этом трубопровод “Одесса–Броды” стоит пустым – компании олигарха Игоря Коломойского выкачали из него так называемую техническую нефть.
То есть придется купить также нефть для заполнения труб и возместить Украине цену транспортировки по ним. Если у Минска есть такие средства на переплату, он может выбрать этот путь поставок. Киев на этом неплохо заработает, Белоруссия же выйдет в существенный “минус”.
Лукашенко торгуется с Россией за нефтяные поставки
Контракты на поставку в Белоруссию российской нефти завершились 31 декабря 2019 года. Россия прекратила подачу нефти в Белоруссию, позднее прокачка российской нефти на заводы частично возобновилась за счет поставок компаниями группы “Сафмар”. Ранее Лукашенко заявлял, что республика готова покупать российскую нефть по мировым ценам, однако Москва якобы настаивает на существенной премии компаниям сверх того. Президент РБ объявил, что будет искать альтернативные источники поставок.
Минск собирался налаживать беспошлинные поставки нефти из Казахстана. Также США заявляли о готовности обеспечить Белоруссию нефтью. Пока белорусская сторона лишь заключила с Норвегией контракт на поставку 80 тысяч тонн нефти, ее доставят через порт в литовской Клайпеде на нефтеперерабатывающий завод “Нафтан”.
Лукашенко ранее требовал от Москвы компенсации за российский налоговый маневр, который снижает экспортную пошлину на нефть за счет повышения ставки налога на добычу полезных ископаемых. Белоруссия, ранее получавшая сырье на крайне выгодных беспошлинных условиях, заявила о нарушении Россией договоренностей. Москва отвечала аргументом о своем суверенном праве вести внутреннюю налоговую политику.
“Поставки нефти железнодорожным транспортом потребуют интермодальной логистики. Сначала нефть перегружается с танкера в порту в цистерны поезда, что стоит дорого и занимает определенное время. Оптимальный способ транспортировки, конечно, нефтепровод. Именно таким путем Белоруссия много лет получает российское сырье по оптимальным ценам. Все предлагаемые Украиной варианты обойдутся существенно дороже.
В целом Лукашенко демонстрирует, что у него много вариантов поставок, альтернативных российскому маршруту. Но это часть его торга. Ведь только договоренность с Москвой обеспечат минимальную цену. Пусть она будет выше, чем в прошлом году, из-за поэтапного введения налогового маневра, но в любом случае этот вариант ощутимо дешевле остальных.
Именно об этом сейчас идут переговоры Минска с главой “Роснефти” Игорем Сечиным. И в конце концов Лукашенко все же вынужден будет согласиться на предложенные Москвой условия. Вряд ли у него есть желание повторять прецедент с “венесуэльской” нефтью десятилетней давности”, – заключает Станислав Митрахович.
Максим Бут, Экономика Сегодня
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки