“Восточное партнерство”: тупик или перспектива на пути в Европейский Союз?

В ЕС проходят консультации о будущем “Восточного партнерства”. Пока эта программа не открывает перспективы членства в Евросоюзе, на что рассчитывают некоторые из участвующих в ней постсоветских стран

"Восточное партнерство": тупик или перспектива на пути в Европейский Союз?

“Восточному партнерству” – программе ЕС, направленной на расширение связей с Грузией, Молдавией, Украиной, Беларусью, Азербайджаном и Арменией – уже 10 лет. Отметив юбилей, ее инициаторы и участники задумались о целях на следующие 10 лет.

В настоящее время в Брюсселе подходят к завершению консультации на эту тему, а уже в марте Еврокомиссия намерена представить свои предложения, на основании которых будет формироваться новая политика ЕС в отношении этих шести государств. Чего ожидать от обновленной программы “Восточного партнерства”?

Перспектива членства в ЕС – в другой программе

Евросоюз не открывает странам “Восточного партнерства” перспективу полноправного членства. С самого начала эта программа предусматривала лишь “политическую ассоциацию” и “экономическую интеграцию” с ЕС, а в качестве инструментов достижение таких целей предлагались соглашения об ассоциации, участие в зоне свободной торговли, а также безвизовый режим. Три страны ими воспользовались, три – не захотели.

Теперь возникли опасения, что за неимением амбициозных целей страны “Восточного партнерства” остынут к самой идее дальнейшего сближения с Евросоюзом. Пойдет ли ЕС в такой ситуации на то, чтобы все-таки предоставить в рамках этой программы перспективу членства Грузии, Украине и Молдавии, то есть странам, уже подписавшим соглашения об ассоциации? Ответ однозначен: нет.

Причина в том, что “Восточное партнерство” – часть политики соседства ЕС. И в ней членство даже в отдаленной перспективе не предусмотрено. Для вступления в объединение существует другой инструмент – политика расширения. Многим это различие покажется бюрократической формальностью. Но для чиновников и дипломатов ЕС разница настолько принципиальна, что, по информации DW, нет ни одного государства ЕС, предлагающего дополнить “Восточное партнерство” перспективой членства.

Сильнее всех тормозит Франция

К этому добавляется и общий скепсис в ЕС в отношении принятия новых членов. Ключевую роль тут играет Франция. В прошлом году Париж заблокировал начало переговоров о вступлении Северной Македонии и Албании. Страны Западных Балкан, как известно, включены в политику расширения.

Примечательно, что Париж сам поднял тему членства в контексте “Восточного партнерства”. “Чувство ответственности должно удерживать нас от того, чтобы подпитывать у наших партнеров иллюзии или оставлять неясность относительно конечной цели “Восточного партнерства”, основывающегося на экономическом и политическом сотрудничестве, но исключающего какую-либо перспективу или механизм вступления либо интеграции в ЕС”, – говорится в документе, переданном правительством Франции на консультации в Брюсселе в октябре 2019 года. Документ конфиденциальный, но корреспондент DW смог с ним ознакомиться.

На позиции Парижа в отношении обновления “Восточного партнерства” сказывается и новый курс президента Франции Эмманюэля Макрона на сближение с Россией. Это просматривается в другом пункте документа: “Должно быть ясно, что вопросы обороны и безопасности не являются составляющими партнерства”.

Между “энтузиастами” и “скептиками”

Жесткая позиция Парижа не находит широкой поддержки внутри ЕС. Со своим решением заблокировать переговоры о присоединении Северной Македонии Франция оказалась в одиночестве. Если же речь идет о “Восточном партнерстве”, то, по информации DW, в лагерь скептиков можно записать Италию и Грецию.

Но есть и группа энтузиастов. Это страны Балтии, Скандинавии, Вышеградской четверки, Румыния. Они ратуют за принцип “больше за больше”, то есть страны, стремящиеся к более глубокой евроинтеграции и демонстрирующие большие успехи в реформах, получают больше возможностей приблизиться к ЕС. Такой возможностью могла бы быть, в частности, секторальная интеграция.

Собеседник DW из числа дипломатов ЕС добавляет, что Германия, а также Нидерланды и Австрия занимают промежуточные позиции. Они и не скептики, и не энтузиасты, у них другие приоритеты. Для них важнее всего продвижение стран “Восточного партнерства” по пути укрепления правовой государственности и в борьбе с коррупцией. Наконец, последняя группа стран – те, для кого программа не играет большой роли. К ним относятся, например, Португалия или Мальта.

Инструмент сближения, но не присоединения к ЕС

Просил ли Киев предоставить перспективу членства? Представитель Украины при ЕС Николай Точицкий отвечает так: “Присоединение к ЕС является цивилизационным выбором украинского народа… В предложениях Украины к новой повестке дня “Восточного партнерства” мы, безусловно, призвали ЕС держать свои двери открытыми и постепенно допускать нас к своему внутреннему рынку”.

Означает ли нежелание ЕС предоставлять перспективу членства, что “Восточное партнерство” ВП – это тупик на пути постсоветских стран в Евросоюз? Нет, не означает. Эта программа является инструментом сближения с ЕС, механизмом перехода на его стандарты. “И когда Украина достигнет определенного уровня близости к ЕС, она сможет попробовать перейти в другую категорию – стать страной политики расширения”, – говорит дипломат из одного восточноевропейского государства-члена ЕС.

Правда, даже очень высокий уровень сближения с ЕС не станет гарантией включения Украины, Грузии или Молдавии в политику расширения с перспективой полноправного членства. Но отказать им в этом Евросоюзу будет намного сложнее, заверяет один из дипломатов ЕС.

DW

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки