Юрис Видиньш и еще 25 членов инициативной группы обратились с письмом к мэру Резекне Александру Барташевичу, требуя снести «Алешу» – памятник солдатам, освободившим город от фашистских захватчиков. Но мэр напомнил борцам с памятниками о страшных цифрах и фактах Второй мировой.
“Каждая резекненская семья, за малым исключением, чтит память своих родственников, погибших в страшной мясорубке, – пишет Александр Барташевич в Rēzeknes Vēstnesis.
Осталось очень мало ветеранов, участвовавших в боях. В нашем городе их не наберется и десятка. Когда их не станет совсем, уйдет целая эпоха, и никто не сможет рассказать, как это было на самом деле. За одним исключением, немые свидетели времени, памятники.
Памятники, монументы, надгробные плиты не врут, они в точности отражают устремления, идеалы и характер тех людей и того времени, в которое их устанавливали. Причем делали это наши предки, и только за это они заслуживают уважения!
К сожалению, не все думают так, как я. Убедился в этом, получив на прошлой неделе письмо, подписанное господином Юрисом Видиньшем и еще 25 членами инициативной группы, большую часть которых невозможно идентифицировать, так как подписи неразборчивы. Инициативная группа требует демонтировать памятник воинам-освободителям города Резекне от немецко-фашистских захватчиков, который мы в городе ласково называем «Алешей».
Причина, по которой предложение должно быть незамедлительно принято к действию, изложена в письме: «Памятник Алеше стал символом зла, которое причиняла советская власть Латвии и Резекне на протяжении 51 года. … «Освободители» освободили Латвию от свободы, родины (депортации), имущества (национализация и коллективизация)».
Первое, что необходимо отметить, памятник установлен бойцам-красноармейцам, которые погибли, освобождая наш город от немецкой оккупации, и к событиям, происходящим на протяжении последующих 50 лет, в которых господин Видиньш обвиняет этих людей, они не имели никакого отношения. Необходимо напомнить, за что отдали свои жизни красноармейцы, похороненные в Резекне и окрестностях, а это более 3000 человек.
О зверствах фашистов, которые те учинили в Резекне, рассказывает масса источников. Вот краткая справка из Википедии:
«2 января 1942 года в Анчупанах по предложению начальников полиции Резекненского уезда Б. Майковскиса и А. Эйхелиса с разрешения немецкой оккупационной власти убили 175 жителей поселка Аудрини. Еще 30 жителей были расстреляны на рыночной площади в Резекне 4 января 1942 года и затем тоже захоронены в Анчупанах.
В апреле 1944 года, с приближением Советской армии, нацисты хотели скрыть следы массового убийства мирных жителей и раскопали яму, в которой находились жертвы массового убийства. Останки людей сожгли, а несгоревшие кости измельчили.
Точное количество убитых в Анчупанах жителей трудно определить: в советских источниках упоминается 8000 человек, в подсчетах Латвийского музея оккупации — 2000. По данным полиции Резекнен-ского уезда в, 1942 году в Резекне было уничтожено 3219 евреев, во всем уезде — 5128 евреев и 311 ромов».
Материалы из латвийского архива гласят: «В Резекне Шталаг-347 стоял около вокзала. Заключенным «повезло» — их поселили в карантинных бараках Первой мировой. К зиме 1942 года там было 30–40 тысяч человек, а 25 июня 1942 года — только 3633. Кто умер от тифа, кто от голода, кого увезли в рабство в Германию. Через лагерь в Малте прошло 2000 пленных, смертность составила 25%. Всего в Резекненском уезде было семь лагерей военнопленных — еще в пос. Ливаны, Криваны, Шпоги, в Науенской и Ликсненской волостях».
У многих бойцов, павших, освобождая Латвию, нет могил. Где-то в полях под Мадоной лежит и мой дед Александр Брониславович Барташевич. Он служил в Латвийской армии, воевал, как и многие наши соотечественники за свободу своей родины, освобождал Латвию от фашистов. Я не могу положить цветы на его могилу, поэтому возлагаю цветы к памятнику воинам-освободителям. И таких, как я, много, (значительно больше, чем 26 человек, требующих демонтировать памятник).
В заключение хочу процитировать человека, который устанавливает памятники, а не разрушает их — скульптора Индулиса Фолкманиса. В Илуксте открыт его памятник жертвам ссылок, в Резекне — памятник Владиславу Лоцису. И. Фолкманис признает: «Начало XXI века в Латгалии ознаменовано появлением многих важных памятных знаков, памятников, и это положительно. Памятники возводят на долгое время. Они напоминают о нашей богатой истории. Жаль, что снесены памятники прошлого столетия, ведь они могли бы рассказать молодежи, что здесь бывала разная власть, трудные времена и что независимости нашей страны добился народ».