На смену “волчьим стаям” придёт “длинная рука”: ВМС Украины ищут рецепт противодействия Черноморскому флоту РФ

Бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Сергей Гайдук в своей статье для киевского издания “Зеркало недели” раскритиковал морскую доктрину “незалежной”, которая по его мнению носит пассивный характер

На смену "волчьим стаям" придёт "длинная рука": ВМС Украины ищут рецепт противодействия Черноморскому флоту

Отставной украинский военачальник прокомментировал усиление российского Черноморского флота, в том числе кораблями с крылатыми ракетами “Калибр”, и изложил свой рецепт противодействия “агрессору”.

«Политика Украины на море должна быть проактивной, носить наступательный характер, – утверждает Гайдук. – По моему мнению, с учетом морской географии Черного и Азовского морей и специфики последних военных конфликтов, территорию государства надо защищать не от своих берегов, а от берегов противника, иметь «длинную руку» борьбы с противником и над водой, и на воде, и под водой. Только это может стать фактором сдерживания агрессора!»

Правда, что имеется ввиду под “длинной рукой”, которой Украина собирается достать Черноморский флот с воздуха, с моря и даже из подводных глубин (учитывая, что своего подводного флота в виде одной не способной даже к самостоятельному выходу из бухты субмарины под названием “Запорiжжя”, Украина лишилась в 2014 году) не уточняется. Оно и понятно, ведь то, что представляют собой ВМС Украины, годится разве что для сдачи на металлолом. Ну, или использования в качестве учебных целей. Из оставшихся под контролем Украины после потери Крыма в 2014 году боевых кораблей в относительно мореходном состоянии находится лишь фрегат “Гетман Сагайдачный”, который во время Русской весны остался под контролем Киева лишь потому, что находился в море и показал “агрессору” “длинные ноги”, спешно умотав в Одессу.

Конечно, есть ещё парочка переданных американцами по принципу “на тебе Боже, что мне негоже” патрульных катеров типа Island и один из источников коррупционной наживы предыдущего президента Украины Петра Порошенко – “москитный флот” в виде шести так называемых малых бронированных артиллерийских катеров проекта “Гюрза-М” и двух бронированных десантно-штурмовых катеров проекта “Кентавр”, которые украинские флотоводцы собирались задействовать против российского Черноморского флота по принципу “волчьей стаи”. Однако сам Гайдук не так давно высказывал сомнения относительно его эффективности и способности противостоять мощи российского флота. Да и события 25 ноября 2018 года в Керченском проливе продемонстрировали полную военную несостоятельность украинских “москитов”. Нет, конечно, их можно задействовать для военной провокации, а потом пытаться извлечь из неё определённые политические дивиденды, что, в общем-то и сделал Порошенко, послав морячков в прямом смысле на верную гибель, которой им удалось избежать исключительно благодаря русской вежливости и великодушию. Однако ценность этих катеров как боевых единиц в столкновении с Черноморским флотом стремится к нулю.

Напомним, что в 2015 году в бытность Гайдука командующим ВМС Украины была анонсирована пятилетняя стратегия по восстановлению утраченного в Крыму украинского флота.

По выкладкам украинских морских стратегов предполагалось к 2020 году увеличить численность ВМСУ в три раза. На брифинге в Одессе 29 июня 2015 года Гайдук сообщил о планах по введению в строй в течение пяти лет 30 единиц новых боевых и вспомогательных кораблей. При этом основой перспективного состава ВМСУ должны были стать корветы класса “Владимир Великий”, первый из которых был заложен ещё в 2011 году на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в Николаеве. Стоимость одного корабля (а всего их собирались строить в количестве четырёх единиц) оценивалась в 250 миллионов долларов. Сроки спуска “Владимира Великого” на воду постоянно переносились то в связи с нехваткой средств на закупку в странах Запада дорогостоящих комплектующих, то из-за майданных событий. Тем не менее, главком ВМСУ заверял, что корабль встанет в строй уже в 2018 году. По прошествии пяти лет, как мы видим, воз и ныне там.

В июне 2018 года сменивший Гайдука в должности командующего остатками украинского флота Игорь Воронченко публично признал, что Киеву не хватает 1,36 миллиарда гривен на достройку “Владимира Великого”, а украинское военное судостроение “достигло точки невозврата”. Весьма примечательно, что к этому времени некогда крупнейшие и известные во всём мире кораблестроительные гиганты – ЧСЗ и “Судостроительный завод имени 61 коммунара” в Николаеве были признаны банкротами. Развивался и процветал лишь принадлежащий Порошенко киевский судостроительный завод “Кузница на Рыбальском” (до декоммунизации “Ленинская кузня”), клепавший “москитную стаю”.

Зеленский, придя к власти, вновь покормил украинцев обещанием достроить “Владимира Великого” к 2023 году, то есть ближе к завершению своего президентского срока. Однако вероятность того, что Зеленскому удастся потешить самолюбие, поднимая украинский флаг на корабле с таким названием, остаётся весьма призрачной. Собранная комедиантом команда из соросят, ахметовцев, порохоботов и прочего сброда за год продемонстрировала лишь способности и навыки распродать, распилить и растащить то, что ещё оставалось у Украины.

В этом отношении символична судьба недостроенного ракетного крейсера “Украина”, догнивающего у причала на николаевском заводе имени 61 коммунара.

Спустили на воду его ещё при социализме, но довести до ума не успели. Когда же Советский Союз приказал долго жить, то корабль, изначально  носивший название “Адмирал флота Советского Союза Лобов”, присвоили строители “незалежной фльоты”. Однако ума хватило только на его помпезное переименование в “Украину”. Несколько раз киевские дельцы пытались выгодно продать “Украину” в России, но не сошлись в цене. Слишком дорого заломили украинские чиновники за ржавеющий недострой. Теперь же киевский режим судорожно ищет покупателя, готового забрать “Украину” хотя бы по цене металлолома. Согласитесь, есть в этом что-то символичное!

Однако мы в своём прагматизме слишком недооцениваем полёт фантазии украинских “морских волков” и слишком переоцениваем их способность следовать здравому смыслу и адекватно воспринимать существующую действительность. Так, в июле 2018 года Гайдук “отличился” тем, что предложил “назло москалям” заминировать акваторию Мариупольского порта, чтобы там не смог высадиться русский десант. Это при том, что в Мариуполе расположен основной морской порт Украины на Азовском море, обеспечивающий интересы, в том числе расположенных в городе стратегических предприятий, таких как “Азовсталь”, “Азовмаш” и Металлургический комбинат имени Ильича. Туда регулярно заходят торговые суда иностранных государств. Можно себе представить, к каким последствиям могла бы привести инициатива украинского “флотоводца” по минированию морской акватории порта в Мариуполе. Как говорится, заставь дурака Богу молиться…

Иными словами, воплощение извечного принципа “назло бабушке отморожу уши” или “всё равно, что у меня хата горит, лишь бы у соседа корова в дыму задохнулась” это и есть суть предложенной экс-командующим ВМСУ украинской морской доктрины. Более того, это извечные принципы украинства как такового, которое и довело Украину до её настоящего состояния.

Дмитрий Павленко, специально для News Front

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки