Германия не хочет больше быть спонсором Евросоюза

Конституционный суд Германии выступил против скупки Европейским Центробанком государственных облигаций стран ЕС. Это решение фактически означает отказ Берлина поддерживать наиболее пострадавшие от коронавируса европейские страны. Впервые в истории в открытый конфликт с Брюсселем вступили не государства восточной и южной периферии ЕС, а главный «локомотив» европейской интеграции — Германия.

Германия не хочет больше быть спонсором Евросоюза

Эпидемия коронавируса внесла смятение в европейское единство. Сначала государства ЕС при первых признаках нарастающего кризиса предпочли обеспечить безопасность своих граждан, закрыв границы и ограничив экспорт медицинских средств. Недоразумение удалось замять, свалив всю вину на нерасторопный Брюссель, российскую и китайскую «пропаганду», а также исключительность возникших обстоятельств.

Затем наступили проблемы с финансами. Федеральный конституционный суд Германии выступил против действий Европейского Центробанка по скупке государственных облигаций стран ЕС. Данные меры были призваны поддержать прежде всего наиболее пострадавшие от пандемии страны Южной Европы: Италию и Испанию.

Однако немецкий суд в Карлсруэ постановил, что действия Европейского Центробанка противоречат основному закону ФРГ, а значит, Берлин вправе прекратить свое участие в закупке облигаций.

В бой на стороне Брюсселя пришлось вступить «тяжелой артиллерии». Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своем заявлении отметила, что ЕС может инициировать в отношении Германии процедуру расследования, которое грозит Берлину крупными штрафами.

Для Европы возникший казус по-своему симптоматичен. Критика в адрес управляющих органов ЕС, конечно, раздавалась и раньше.

Греция была недовольна тем, как ее спасают из экономического кризиса в 2004 году. Аналогичные претензии высказывались в Ирландии и Италии.

В Восточной Европе были не в восторге от европейской миграционной политики и игнорировали навязываемые квоты по приему мигрантов. Однако все эти «бунты на корабле» европейской периферии, как правило, заканчивались безрезультатно.

Теперь же в клинч с Брюсселем вступил Берлин, считающийся одним из главных бенефициариев европейского проекта.

На фоне громких заявлений немецкого руководства о «европейской солидарности» и безальтернативности европейской интеграционной модели намечающийся скандал напоминает гром среди ясного неба. Ситуация, когда Германия выступает основным донором европейской экономики, стала настолько обыденной, что с ней молчаливо смирились и сами экономные немцы.

Теперь в Берлине дают понять, что немецкое руководство все же следит за балансом выгод и издержек и не намерено в очередной раз выступать бескорыстным спасителем отдельных государств ЕС.

Остроту ситуации добавляет фигура действующего председателя Еврокомиссии. Урсула фон дер Ляйен заняла свой пост в прошлом году после серии напряженных переговоров и компромиссов. Ее становление как политика и управленца прошло в Германии, и она прекрасно знакома с немецкой политической кухней. Теперь бывшему многолетнему министру обороны ФРГ предстоит защищать европейские интересы перед своей родиной.

В намечающемся споре с Германией евробюрократы получили первоклассного «троянского коня» для дерзкой атаки на противника.

Конечно, можно сказать, что у фон дер Ляйен появилась возможность усложнить жизнь Ангеле Меркель. Две амбициозные женщины находились между собой в сложных, хотя и уважительных отношениях. Теперь у Урсулы фон дер Ляйен есть легитимный шанс доказать свои волевые качества профессионального политика, бросив вызов своему недавнему шефу.

Возникшая коллизия между Берлином и Брюсселем ставит в отношении фон дер Ляйен почти философский вопрос: как быстро в ЕС происходит переход политика с национального уровня в лагерь евробюрократов? Несмотря на то, что европейская идентичность является для современного немецкого истеблишмента определяющей, едва ли кто-то из его представителей будет спорить с тем, что европейское сообщество должно быть построено на принципах справедливости и исключать дискриминацию, в том числе финансовую, отдельных стран.

ЕС систематически критикуют «Левые» и «Альтернатива для Германии», но для правящих немецких политиков это абсолютное табу. Между тем ничто не мешает им «поучать» недостаточно сознательных европейцев с периферии, запутавшихся в вопросах европейской солидарности.

Урсула фон дер Ляйен — безусловный сторонник укрепления европейского единства и трансатлантического партнерства. В определенном смысле она «потомственный» евробюрократ — в Европейской комиссии работал еще ее отец, а сама она провела все детство в Брюсселе.

Но вместе с тем фон дер Ляйен остается и многолетним членом Христианского демократического союза, проработавшим в немецком правительстве 15 лет. Большую часть своей политической карьеры она отчитывалась перед немецкими, а не европейскими избирателями и однопартийцами. Теперь ей предстоит выступить против своих недавних коллег.

Двойственность сложившейся ситуации заключается не в вопросе сантиментов, которые вряд ли имеют серьезное значение для политика масштаба главы Еврокомиссии.

Урсуле фон дер Ляйен предстоит пройти между Сциллой европейской солидарности, в последнее время выступающей в качестве самоценного понятия, и Харибдой немецкой экономики, чьи возможности по спасению утопающих южноевропейских государств небезграничны.

И, конечно, важно не испортить отношения с новыми и старыми коллегами и партнерами в бельгийской и немецкой столицах.

Возможно, «троянского коня» в этой истории получил в свое распоряжение Берлин, а не Брюссель.

Артем Соколов, Rubaltic.Ru

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, Телеграм-канал FRONTовые заметки, а также Instargam-канал NEWS.FRONT