Бывший украинский флот ждёт отправки на утилизацию

Оставшиеся в Крыму бывшие корабли и суда ВМС Украины навсегда покинут главную военно-морскую базу российского Черноморского флота

Бывшие украинские корабли и подводная лодка "Запорожье" в Южной бухте Севастополя, февраль 2016. Личный архив автора

Согласно планам командования ЧФ России, некогда принадлежавшие ВМСУ плавсредства могут быть перебазированы на базу в заливе Донузлав, что в западной части Крыма, где будут находиться до момента окончательного решения их судьбы.

Как отмечает депутат Государственной думы Дмитрий Белик, бывшие суда ВМСУ занимают причальные стенки для базирования новых кораблей Черноморского флота. Кроме того, они требуют отвлечения сил флота для несения вахты и поддержания противопожарной безопасности. Поэтому с учётом технического состояния украинских кораблей, которые “уже скорее плавучая недвижимость, чем боевые единицы”, им самое место в отстойнике.

“Донузлав идеально подходит для отстойника. Таким образом, украинские корабли будет достаточно просто охранять и следить за их плавучестью. Если они и утонут, то и в этом случае ничего страшного не произойдет. На мелководье их легко можно будет поднять”, – цитирует Белика агентство “РИА Новости”.

Отметим, что речь идёт примерно о двух десятках боевых и вспомогательных кораблей и катеров, а также одной подводной лодке, которые перешли под контроль российских военных в марте 2014 года после воссоединения Крыма с Россией. Среди них:

1) “Константин Ольшанский” – большой десантный корабль проекта 775. Построен в 1985 году в Гданьске (ПНР) для Черноморского флота СССР. В 1996 году при разделе флота достался Украине. По состоянию на начало марта 2014 года находился в Донузлаве. 24 марта 2014 года перешёл под контроль России и был перебазирован в Южную бухту Севастополя. Не боеспособен, нуждается в замене двигателей.

2) “Тернополь” – малый противолодочный корабль проекта 1124М “Альбатрос” (в украинской и НАТОвской классификации – корвет). Строился в 1991-2005 годах на киевском судостроительном заводе “Ленинская кузня”. Введён в строй ВМС Украины в феврале 2006 года. По состоянию на начало марта 2014 года базировался в Стрелецкой бухте Севастополя. 20 марта 2014 года перешёл под контроль России.

3) “Луцк” – малый противолодочный корабль проекта 1124МУ “Альбатрос” (в украинской и НАТОвской классификации – корвет). Строился в 1991-1993 годах на судостроительном предприятии “Ленинская кузня” в Киеве. Принят в состав ВМС Украины 30 декабря 1993 года. 20 марта 2014 года был взят под контроль российскими войсками и силами самообороны Крыма в Стрелецкой бухте Севастополя.

4) “Хмельницкий” – малый противолодочный корабль проекта 1241.2 “Молния-2” (согласно украинской и НАТОвской классификации – корвет). Построен в 1985 году на судостроительном заводе в Ярославле. В сентябре 1985 года вошёл в состав Черноморского флота СССР под названием МПК-116. Во время раздела флота достался Украине и получил название “Хмельницкий”. Базировался на озере Донузлав в Новоозёрном (Южная военно-морская база ВМСУ). 20 марта 2014 года взят под контроль российскими войсками и силами самообороны Крыма в Стрелецкой бухте Севастополя.

5) “Приднепровье” – ракетный катер проекта 1241 “Молния”. Построен в 1982 году на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде. С февраля 1984 года в составе ВМФ СССР под названием Р-54. С сентября 1987 по март 1992 г. носил название “Краснодарский комсомолец”. В сентябре 1997 г. при разделе Черноморского флота передан Украине. Вошёл в состав ВМСУ как ракетный корвет “Никополь”. С апреля 2002 года под нынешним названием. С 21 марта 2014 года под контролем России.

6) “Чернигов” – морской тральщик проекта 266-М. Построен в 1974 году на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде. В сентябре 1974 г. вошёл в состав Черноморского флота СССР под названием “Зенитчик”. 25 июля 1997 года при разделе Черноморского флота передан Украине, получил новое название “Жёлтые Воды”. В июне 2004 года переименован в “Чернигов”. Базировался на Донузлаве. 22 марта 2014 года экипаж корабля поднял Андреевский флаг и перешёл на сторону России.

7) “Черкассы” – морской тральщик проекта 266-М. Построен в 1976 году на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде. В июне 1977 г. вошёл в состав Черноморского флота СССР под названием “Разведчик”. 25 июля 1997 года при разделе Черноморского флота передан Украине, получил новое название “Черкассы”. Базировался на Донузлаве. 25 марта 2014 года после бескровного штурма был взят под контроль российскими силовиками.

8) “Славутич” – средний разведывательный корабль проекта 12884. Строился в 1988-1992 гг. на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. В августе 1992 года вошёл в состав ВМС Украины как корабль управления “Славутич”. 22 марта 2014 года был взят под контроль российскими военными в Севастополе.

9) “Запорожье” – дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. Построена в 1970 году на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. В 1971 году вошла в состав Северного флота СССР под названием Б-435. В августе 1990 года переведена на Черноморский флот. В июле 1997 года при разделе Черноморского флота передана Украине и получила название “Запорожье”. На протяжении семнадцати лет пребывания в составе ВМС Украины большую часть времени находилась в ремонте с периодическим проведением торжественных церемоний повторного введения в строй с целью имитации наличия у Украины подводного флота. По состоянию на начало марта 2014 года дислоцировалась в Стрелецкой бухте Севастополе. 22 марта 2014 года экипаж “Запорожья” во главе с командиром подлодки капитаном 1-го ранга Робертом Шагеевым поднял Андреевский флаг и перешёл на службу в ВМФ России.

Россия готова вернуть корабли Украине. Вот только стоит ли шкурка вычинки?

Как мы видим, большинство украинских судов застали ещё эпоху “развитого социализма”. Их техническое состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. При этом Россия неоднократно заявляла о готовности возобновить процесс передачи Украине оставшейся в Крыму военной техники ВСУ, который был прекращён в мае 2014 года с началом активной фазы карательной операции киевского режима в Донбассе. Однако украинские власти демонстративно отказывались, заявляя, что заберут флот только вместе с Крымом.

И вот теперь, когда стало известно о готовящемся перебазировании всех бывших украинских кораблей из Севастополя в Донузлав, поближе к берегам временно оккупированной Украиной части Новороссии, вопрос о возобновлении процесса передачи их киевскому режиму вновь приобретает актуальность.

“Севастополь – это главная база Черноморского флота. И его акватория должна быть свободна. Зачем её занимать кораблями, которые в принципе не являются собственностью России?”, – прокомментировал ситуацию в беседе с корреспондентом News Front член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков.

Сенатор допускает возможность передачи кораблей Украине и подчеркивает, что Россия неоднократно заявляла о готовности вернуть их, но Киев особого интереса не проявляет. По мнению политика, бывшие суда ВМСУ представляют собой небоеспособный хлам, который в его текущем состоянии годится лишь для сдачи в металлолом.

“Это корабли, на которых если и можно плавать, то после капитального ремонта или модернизации. Я считаю, что эти суда никакого интереса для нас, а похоже, что и для Украины, уже не представляют. Если брать ту же подводную лодку “Запорожье”, так она за все годы независимости Украины ни разу в море не выходила. Ну что это за подводная лодка? Кому она нужна?”, – добавил Цеков.

Интересно, что ещё летом прошлого года на сайте госзакупок Министерства обороны России появился тендер на утилизацию ряда списанных кораблей, в том числе дизель-электрической подводной лодки проекта 641, в которой без особого труда угадывалась бывшая украинская “Запорожье”. Однако в настоящее время она по-прежнему находится на приколе в Севастополе.

В свете продолжающихся украинских провокаций против России, заявлений об отправке кораблей НАТО в Азовское море, продолжающейся агрессии киевского режима в Донбассе возвращение Украине даже этого неликвида являлось бы, по нашему мнению, нелогичным шагом, который в Киеве был бы однозначно воспринят как повод для новой волны антироссийской истерии.

Не стоит забывать, что на жест доброй воли со стороны России по возвращению задержанных в Керченском проливе в результате провокации 25 ноября 2018 года украинских судов “Яны Капу”, “Бердянск” и “Никополь” Киев ответил необоснованными обвинениями и обращением в международный арбитраж в расчёте содрать с нашей страны компенсацию за вынужденный годовой простой судов в российском Крыму.

В то же время расходам на поддержание бывших кораблей ВМСУ в надлежащем виде можно найти более достойное применение. Ну а то, что когда-то называлось украинским флотом, должно, наконец, обрести заслуженное место на свалке истории и на заводе по переработке металлолома.

Дмитрий Павленко, специально для News Front

На фото: бывшие украинские корабли и подводная лодка “Запорожье” в Южной бухте Севастополя, февраль 2016. Личный архив автора

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзена также Телеграм-канал FRONTовые заметки