Уже больше года я на волонтёрской основе участвую в одном проекте
Пишу тексты для роликов про различные художественные фильмы и компьютерные игры. Разбираю содержащуюся в этих фильмах и играх пропаганду, описываю социально-экономические реалии того или иного периода времени, рассказываю, чем отличается повествование в этих играх от реальных исторических событий.
И практически каждый раз, когда я пишу что-то про компьютерные игры, обязательно находятся люди, которые в комментариях пишут «Игры – это для детей», «Игры – это не интересно» и «Зачем ты это пишешь?».
Теперь у меня есть предельно наглядный ответ на вопрос «Зачем?».
Вице-президентом по корпоративным вопросам компании «Activision Blizzard» стала некто Фрэнсис Таунсенд. Бывший высокопоставленный офицер ЦРУ, советник президента Джорджа Буша-младшего по борьбе с терроризмом, один из основателей Министерства внутренней безопасности (Department of Homeland Security).
В частности, она является автором широко известного в очень узких кругах «списка Таунсенд» – списка особо опасных врагов США. То есть эта дама определяла приоритетные цели как для внешней разведки Соединённых Штатов, так и для спецслужб внутренней безопасности.
А теперь эта милая (нет) женщина будет руководить процессом создания компьютерных игр в одной из крупнейших компаний индустрии.
Видимо, американские спецслужбы и Пентагон, которые давно курируют пропаганду в играх, решили, что предыдущие части «Колл от Дьюти» были недостаточно пропагандистскими (это скорее сарказм, потому что там одна сплошная пропаганда и ничего кроме пропаганды).
В качестве примера, когда вышла «Модерн Варфейр», я не смог её пройти. Не потому, что она сложная (вовсе нет). А потому что сначала там воюешь с абстрактными арабскими террористами, потом с какими-то бандитами, и в какой-то момент ловишь в прицел человека в советской/российской военной форме с узнаваемым силуэтом и экипировкой. И я не смог стрелять в своего, у меня блок на уровне рефлексов. Даже в компьютерной игре. Плюнул и удалил.
А ведь многие прошли до конца. Значит у них эта система распознавания «свой-чужой» в голове уже поломана. Значит западная пропаганда приблизила их на один маленький шажок и к предательству.
Там ведь много всего. В некоторых играх есть моменты, когда по сюжету нужно, например, пытать пленных. Электрошоком, выдирать зубы, бить тяжёлыми предметами. Или убивать безоружных. Или и вовсе участвовать в массовой бойне в аэропорту, расстреливая гражданское население из пулемёта.
«А что такое?». «Это всего лишь игра».
Ещё маленький слом запретов в голове, и ещё один, и ещё. И так до тех пор, пока не получится очередной Навальный или Коля из Уренгоя.
Там ведь много всего в играх. Рассказы про злых НКВДшников, сжигающих из огнемётов собственных колхозников во время Великой Отечественной войны. Повествования от имени жертв репрессий. «Трупами закидали». И так далее.
Они даже в Лару Крофт умудрились запихнуть ГУЛАГ и миссии, где нужно бегать по карте и сжигать советские плакаты о космической программе – со Спутником и Гагариным.
Это ведь не просто так. Это их экзистенциальный ужас от того, что СССР обогнал американцев в космической гонке.
Самый ужасный рассказ Стивена Кинга ведь не о тварях из иных миров и не о злобных пришельцах. Это рассказ о том, как он был мальчиком, пришёл смотреть кино, и там рассказали, что СССР запустил в космос первый спутник. Холодный пот пробирает Кинга до сих пор каждый раз, когда он вспоминает об этом. Им тогда показали, что они не особенные и не исключительные, что может быть кто-то лучше и успешнее их (а в западной парадигме мышления это автоматически означает, что их можно и нужно поработить и уничтожить).
И бегающая по уровню Лара Крофт, поджигающая старые советские плакаты – это такая убогая месть постаревших американских детей за пережитые ими ужас и унижение.
А вы говорите «игры».
Игры – это древнейший и мощнейший инструмент обучения людей. Начиная с древних людей, которые тыкали копьями в нарисованного на стене пещеры мамонта. Начиная с трёхлетнего ребёнка, которому кидают мячик с вопросом «Живое/Неживое». Начиная с кукол, ухаживая за которыми маленькие девочки учатся ухаживать за своими будущими детьми.
Игры тренируют рефлексы, учат тактическому (а хорошие – и стратегическому) мышлению, поиску нестандартных решений, повышают дивергентность, тренируют внимание, дают возможность ощутить инвариативность, а зачастую ещё и тренируют работу в команде.
Детям нравится играть. В игровой форме дети усваивают информацию и формируют навыки гораздо быстрее, чем в виде лекций или зубрёжки. И, что немаловажно, во время игры у них зачастую притупляется внимание к второстепенным деталям и информацию они впитывают некритично.
Показывают русского десантника в тельняшке и противогазе, гоняющегося за маленьким ребёнком, чтобы его убить – ну и ладно. Причём играешь ты как раз за ребёнка, так что эффект погружения и эмоциональный ряд соответствующий.
Показывают русского генерала, который устраивает террор где-то на Ближнем Востоке и травит гражданское население химическим оружием (и всё это в разгар антитеррористической операции в Сирии) – ну и что такого?
А теперь это просто будет уже неприкрыто. И игровой компанией будет руководить высокопоставленный офицер ЦРУ напрямую.
Потом те же люди, которые говорят «игры – это не важно и не интересно», удивляются, откуда берутся ролики, в которых дети рассказывают про «Гитлер много сделал для своей нации» и «с совками не о чем разговаривать». Они же не сами это придумали, им в голову это кто-то вложил, правда?
Продолжайте рассказывать, что игры – это не важно. И информационное сопротивление не нужно. И рассказывать о проблемах и преступлениях США и Европы не нужно. И патриотическая пропаганда не нужна (ведь должна быть только одна пропаганда, единственно правильная, западная, да?).
Или может всё-таки стоит более серьёзно относиться к таким вещам и начать тщательно заниматься и съёмками нового кино, и созданием отечественных компьютерных игр? Как думаете?
Александр Роджерс, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки