Россия приостанавливает рейсы в Египет. Вне зависимости от причины катастрофы Airbus над Синаем отдыхать в этой стране стало небезопасно. Причем уже давно
Падение российского «Airbus 321» над Синайским полуостровом не сходит с первых полос мировых СМИ. Журналисты цепляются за любые слухи, выстраивая на их основе версии крупнейшей трагедии в истории российской авиации. Последний слух растираживал французский телеканал France-2. Со ссылкой на неназванный источник, принимающий участие в процессе расследования крушения, журналисты сообщили, что «черные ящики лайнера записали четкий звук взрыва во время полета».
Безусловно, до полного окончания расследования делать выводы о причинах катастрофы или даже взрыва рано. Тем более на основе слухов, 90% из которых сомнительны. Опираться на официальные заявления Лондона и Вашингтона (фактически назвавших причиной падения теракт) и Каира (уверяющего всех, что речь идет о технической неисправности самолета) тоже не стоит. У каждой из стран есть свой интерес в вопросе идентификации причины крушения. Однако эта неопределенность не мешает уже сейчас делать выводы о том, стоит ли дальше ездить отдыхать в Египет и на Ближний Восток в целом. И элементарный анализ ситуации в регионе говорит о том, что однозначно не стоит.
Знающим людям это стало понятно сразу же после начала российской операции в Сирии. За несколько дней до падения самолета автор статьи беседовал с одним известным арабистом, который чуть ли не каждый месяц ездил в горячие страны Ближнего Востока, в том числе Йемен с Сирией. И он заявил, что принял решение в ближайшее время отказаться от посещения региона. На резонный вопрос «почему» ответил лаконично: «головы русских там резко взлетели в цене».
Причина взлета достаточно проста. Очевидно, что оперирующим в Сирии террористическим группировкам нужно каким-то образом отвечать на бомбардировки ВКС РФ. Сбивать российские самолеты не получается – нет нужных типов вооружений, по крайней мере на данный момент (американцы не дают, а саудовцы, судя по отсутствию упавших российских боевых самолетов, обещают поставки лишь на словах). Остаются теракты. Оптимальным с точки зрения резонанса были бы теракты в Москве, однако их достаточно сложно организовать (в ФСБ тоже не просто так свой хлеб едят). В этой ситуации наиболее оптимальным видится именно теракт в ближневосточных странах (в частности, привлекающих множество российских туристов Египте и Тунисе). Сочетание серьезного исламистского подполья, слабости центральной власти и, в конце концов, географической близости к региональным центрам терроризма (Сектору Газы, Ливии, Сирии) делает находящихся там российских туристов идеальными целями. При этом даже нахождение в отелях для российских туристов небезопасно. В ноябре 2008 года мобильные группы террористов проникли в две гостиницы Мумбаи и захватили сотни заложников. Нет никаких гарантий, что в Египте или Тунисе группа смертников не попытается осуществить такую же акцию, поставив себе в качестве задачи либо взятие заложников, либо банальный отстрел находящихся в отелях туристов.
И с этой точки зрения по сути не так уж и важна причина падения самолета. Важно то, что риски превысили все допустимые нормы. Возможно, именно поэтому вслед за британцами российские власти приняли решение от греха подальше закрыть египетские курорты для россиян. 6 ноября Владимир Путин согласился с предложением директора ФСБ Александра Бортникова о прекращении полетов в Египет и дал поручение эвакуировать оттуда российских граждан (в Египте сейчас около 50 тысяч россиян).
Туроператоры, естественно, недовольны – если будут приняты официальные рекомендации органов государственной власти о непосещении Египта, им придется возвращать клиентам (в том числе и тем, кто уже прибыл в Страну Пирамид) стоимость путевок. Недовольны и египетские власти. «Русские и британцы больше всего посещают Египет – россияне находятся на первом месте, и за ними на втором идут подданные Королевства. А именно из этих стран сейчас приостановлены полеты, поэтому складывается очень сложная обстановка, особенно Шарм-эш-Шейхе», – говорит министр туризма АРЕ Хишам Заазу, который во второй декаде ноября как раз собирался лететь в Россию рекламировать египетские курорты в преддверии новогодних туров. Однако, по сути и тем, и другим стоит винить лишь себя. Учитывая события на Ближнем Востоке, российские туристические компании давно должны были переориентироваться на работу с более безопасными странами или же регионами России, а не подыгрывать традиционному «авось пронесет» российского курортника. А египтяне не смогли обеспечить должную безопасность отдыхающим, а также не сумели навести порядок на Синае (который уже много лет является самым криминогенным регионом Египта). Если действительно выяснится, что самолет был взорван при помощи бомбы, заложенной в багажном отсеке, то не исключено, что авиасообщение с Египтом прервут уже не только Россия, Великобритания и несколько других европейских стран. К ним присоединится гораздо большее число государств, опасающихся за жизнь своих граждан.