Символы революционной Украины, те самые, которые стали олицетворением украинского государства в период Майдана и начала войны в Донбассе, оказываются пустышками
Они не проходят проверку временем и, после того, как их используют, возвращаются к своей бесславной прошлой жизни.
Ярким примером этого является Надежда Савченко, украинская военнослужащая, которая была осуждена в России за причастность к убийству российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Долгое время украинская пропаганда продвигала Савченко не иначе как образ чуть ли не самой Украины, которая сидит в российской тюрьме, но не сдаётся, а борется за свою свободу всеми возможными способами. Помогали и западные партнёры, которые освещали дело Савченко в нужном свете. Потом был обмен, Украина получила свой символ, а после этот самый «символ» стал депутатом Верховной Рады. В украинском парламенте Савченко показала себя с неожиданной стороны, а после и вовсе была обвинена в организации покушения на руководство страны, за что попала в тюрьму и вышла на волю только после смены политического режима. С тех пор она ходит на политические ток-шоу, но больше особо ничем не отличается. Политическая карьера окончена.
Ещё один «символ» революционной Украины, который по совпадению также был в российской тюрьме, это Олег Сенцов. В медиа его называют «режиссёром», коллеги по цеху за него даже заступались и просили выпустить на волю, хотя даже особо не вникали в деятельность украинского активиста. Сенцова отправили за решетку не потому, что он сильно любил Украину, а потому что собирался устроить теракт на территории Крыма, откуда сам родом, а его фильмы – низкопробные поделки, выдающие себя за шедевры.
Сенцов, воля и кино
Ситуация с Сенцовым была аналогичной Савченко. Также сидел в тюрьме, показушно отказывался от еды, а западные и украинские СМИ активно освещали процесс. После был не менее громкий обмен пленными, который был необходим в первую очередь президенту Зеленскому, который использовал возвращение Сенцова в своей политической повестке.
Так же, как и с Савченко, украинское государство стремилось поддерживать человека, который «боролся» за него, сидя в тюрьме в России. Поэтому бюджет Украины выделял средства на съемку фильмов. Хотя, тут стоит отметить, что не только украинский бюджет тратился на реализацию желаний Сенцова. Активное участие принимали и европейцы, по большей части поляки, которые не только деньги выделяли, но даже продюсировали «шедевры». Правда, уже не было тех самых именитых личностей, вроде Джонни Деппа, который также выступал со словами поддержки в адрес украинского активиста. После освобождения Сенцов был интересен определённому кругу европейских стран, которые и помогали финансово.
Так, в свет вышел фильм «Номера» по пьесе, которую Сенцов написал ещё в дореволюционные времена. Более того, украинский активист (режиссёром его назвать язык не поворачивается) принимал участие в съемках фильма дистанционно, находясь в «застенках Кремля». Режиссёром же «Номеров» был Ахтем Сейтаблаев.
Провал «Номеров»
Фильм, к слову, не пользовался популярностью у украинского зрителя. Премьера прошла тихо и скромно, украинские журналисты проигнорировали новый материал по тексту Сенцова, а те, кто всё же решил осветить это мероприятие, вынуждены были показывать пустые залы. Но это можно списать на то, что это не развлекательное кино для огромных масс, а самый настоящий арт-хаус, который должны оценивать кинокритики на фестивалях. Фильм попал на «Берлинале-2020». И раз уж зашла речь о профессиональных критиках, то хочу привести фрагмент из рецензии с сайта «Искусство кино», где главредом является Антон Долин (известный российский кинокритик). Как правило, российская интеллигенция придерживается либеральных взглядов. Соответственно, должна идти в фарватере западной повестки, которая, по идее, должна была высоко оценить работу Сенцова, но, увы, не случилось.
«Сходным образом гротеск «Номеров» Сенцова — не пародия как критика, но пародия критики. Пытаясь предвосхитить реализацию своего воздействия, произведение терпит неудачу… В ходе Q&A, который следовал за фильмом, Сейтаблаев высказал справедливую мысль: «Если сегодня будем молчать мы, завтра придут за нами». Так вот, озвучивать только те вещи, которые мы уже слышали — на самом деле то же, что молчать», — раскритиковала посыл Сенцова Анна Стрельчук.
Проще говоря, не оценила творческая интеллигенция антиутопию Сенцова, который просто скопировал идеи известных писателей и собрал их в одном «произведении». Но даже провал «Номеров» не остановил Госкино Украины, которое в том же ковидном 2020 году выдало 25 миллионов гривен на новый фильм Сенцова «Носорог». Продукт ещё даже не анонсирован, но известно, что речь в нём пойдёт о бандитских 90-ых на Украине. Как обещает сам автор, за фильм ему стыдно не будет, и в скором времени появится информация о выходе «Носорога».
Отказ Госкино
На этом «творец» Сенцов не остановился. Он решил опять за государственные средства реализовать свой «творческий» потенциал. «Кай» — так называется новый фильм Сенцова. На этот раз это семейная драма, которую не захотели спонсировать в Госкино. Об этом рассказал сам «режиссёр» 14 июля 2021 года на своей странице в Facebook. “Мой следующий проект под названием “Кай”, драма о семейных отношениях, которую мы подали на госфинансирование, не был даже допущенным к следующему питчингу Госкино. Официальная причина-низкие оценки экспертов”, — пожаловался активист, скептически восприняв отказ чиновников.
Сенцов даже назвал «истинную» причину отказа Госкино. Разумеется, речь не о том, что он является псевдорежиссёром, а все его заслуги заканчиваются медийным образом «мученика» за Украину, а, по его мнению, всему виной глава Офиса президента Андрей Ермак. Якобы Сенцов теперь страдает за то, что заступается за радикалов и критикует руководство страны. То есть год назад, когда ему выделили деньги на «Носорога», никакого «кумовства» (о котором в посте пишет Сенцов) не было, а спустя год, когда его не пустили даже на презентацию своей идеи, появились те самые палки в колёса со стороны государства. Что-то пошло не так, и вот Сенцов без денег, а значит и без возможности снимать кино.
«Все что я хотел, это честно снимать кино, но я больше не смогу это делать. По крайней мере на Украине, и по крайней мере при этой власти», — резюмирует Сенцов. Интересно, а Джонни Депп и другие деятели кино заступятся за украинца? Ну, или выделят собственные средства, чтобы новый фильм Сенцова снова смогли посмотреть с десяток кинокритиков?
Закономерный итог символа Украины
Ещё один искусственно созданный пропагандой символ революционной Украины ушёл в утиль. Он не только не нужен гражданам этой страны, которые гривной не поддержали «творца», но даже государству, которое и продвигало Сенцова всеми возможными способами. Понятное дело, что проблема не в том, что власти пытаются задушить «талант». Ни массы, ни привилегированный класс не поставили высокую оценку деятельности Сенцова, по сути, поставив крест на его амбициях.
Разумеется, что песня не могла долго длиться, украинский бюджет не резиновый, а тут ещё может случиться, что деньги от «агрессора» за транзит газа перестанут поступать, так что украинскому «режиссёру» придётся свои хотелки прикрутить. И можно сколько угодно выставлять себя «романтиком», «революционером», «борцом с режимами» и прочим, но время всё расставило по своим местам.
И всё же я нахожу эту ситуацию крайне показательной и даже символичной. И Савченко, и Сенцов заканчивают свою бурную политическую деятельность у разбитого корыта, то есть возвращаются к прежней жизни, но уже спущенными с небес на землю. Быть может, они всё же и являются истинными символами Украины, особенно если посмотреть, что нынешнее украинское государство также возвращается от опьянения западной поддержкой к реальности, где европейский и американский прагматизм ставит крест на украинских амбициях.
Денис Григорюк, Аналитическая служба Донбасса