Очень похоже на то, что новейший американский дальний бомбардировщик фатально устарел еще до своего первого полета
Странности нового «воспоминания о будущем», каковым является создаваемый в США стратегический бомбардировщик B-21 Raider начались уже с заголовков сегодняшних статей на эту тему. Оригинал в американском издании «National Interest» озаглавлен очень спокойно и деловито «Бомбардировщик-невидимка B-21 может достичь прорывных уровней скрытности». В некоторых местных изданиях его «перевели» таким образом: «В США заявили о создании «худшего кошмара» для России». И сообщили, что про «худший кошмар» написано в американском издании:
«Наличие у него совершенно новых стелс-технологий может сделать самолет «худшим кошмаром» для России, подытожил журналист».
Автор этих строк, для верности, несколько раз вдоль и поперек изучил оригинальный текст американского издания, но так и не обнаружил там никакого «худшего кошмара» ни в заголовке, ни в тексте.
Зачем местным переводчикам исходного текста понадобилось «украсить» его таким мелодраматическим выражением, надо спросить у них. Но, на мой взгляд, это, во-первых, некорректно по отношению к переводимой статье и, во-вторых, еще более некорректно по отношению к российской аудитории, которая совершенно не нуждается в том, чтобы её на ровном месте запугивали американскими «худшими кошмарами».
Тем более, само содержание публикации в заокеанском издании на «худший кошмар» совершенно не тянет. Начнем с того, что автор строит свои рассуждения по поводу боевых качеств нового самолета и его способности успешно выполнить свою миссию, на основе полного «наличия отсутствия» какой-либо достоверной информации об этом сверхсекретном проекте.
В принципе он, как честный журналист, должен был просто сообщить своему главному редактору, что понятия не имеет о тактико-технических характеристиках В-21 и, тем более, ничего не знает о реальных боевых возможностях усовершенствованных российских зенитно-ракетных систем ПВО. И поэтому просто не может написать компетентную статью на данную тему.
Но он её все-таки написал. Исключительно на основе своих домыслов и весьма общих рассуждений других коллег.
Написанное выглядит, мягко говоря, не вполне убедительно. Получается, что новейший B-21 Raider это, в сущности, тот же самый древний В-2, но с несколько улучшенным характеристиками. Причем, насколько именно и улучшенными ли вообще, он понятия не имеет. Так, например, свое рассуждение о якобы более низкой тепловой сигнатуре нового самолета он строит следующим образом:
«Выхлопные газы бомбардировщика B-21 также выглядят иначе, чем у бомбардировщика B-2, поскольку доступные изображения бомбардировщика B-21 практически не показывают выпуска выхлопных газов. Существуют ли новые методы управления температурой, позволяющие осуществлять другое, гораздо более скрытое рассеивание тепла? Чем ближе самолет и его выхлопные газы отражают окружающую температуру, тем незаметнее она становится, поскольку тепловые датчики с меньшей вероятностью обнаружат изменения или различия в температуре».
Небольшая проблема, однако, заключается в том, что В-21 пока еще вообще не летал, просто потому, что еще не до конца построен. И, следовательно, никаких доступных изображений, которые «не показывают выпуска выхлопных газов» просто не может существовать в природе.
Примерно такого же прискорбного качества и «аргументация» касательно способности этого «супер-стелса» обмануть российскую систему ПВО:
«Горизонтальная смешанная конструкция крыла-корпуса, не имеющая выступающих крыльев, плавников или вертикальных конструкций, предназначенных для векторизации, по замыслу предназначена для оптимизации характеристик скрытности. Это означает, что “сигналы” электромагнитного радара будут иметь меньше форм, контуров и краев, от которых можно будет отскакивать и генерировать обратный сигнал или визуализацию объекта. В этом преимущество полета на бомбардировщике B-21, который спроектирован таким образом, чтобы ускользать как от низкочастотного радара наблюдения, так и от высокочастотного радара “захвата”. Дело в том, что даже если бы радар наблюдения с более широким диапазоном смог обнаружить, что “что-то” находится в его воздушном пространстве, ему может не хватить точности, скорости и способности отслеживания радара, чтобы “атаковать”, поражать или уничтожать движущуюся цель. Таким образом, может не быть четкой картины, указывающей на присутствие самолета, поскольку бомбардировщик-невидимка, такой как бомбардировщик B-21, спроектирован так, чтобы выглядеть как птица или даже насекомое на радаре противника, учитывая его низкую сигнатуру».
Утверждать, что российская система ПВО примет бомбардировщик В-21 за птицу или насекомое, не имея, при этом, не малейшего представления о реальных возможностях таких российских ЗРК, как С-400 и С-500, может только журналист, обладающий поистине безразмерным американским нахальством.
Стоит напомнить, что это беспочвенное нахальство и совершенно избыточная самоуверенность уже не раз выходили для янки боком. В частности жертвой этих не самых лучших качеств национального характера стал первый американский истребитель–бомбардировщик, построенный по технологии «стелс» – F-117A «Найтхок». В ходе нападения на Югославию в 1999 году, американцы, будучи уверенными в том, что их «невидимка» совершенно невидим для югославских радаров, бросили его в атаку на эту страну. И тут же поплатились. Ф-117 был моментально сбит. Причем, к американскому позору, одной из далеко не самых передовых зенитно-ракетных систем советского производства С-125 «Нева».
Похоже, что тот случай на американском национальном характере никак не отразился. И ему по-прежнему свойственно принимать желаемое за действительное без достаточных на то оснований.
Примерно в таком же сослагательном ключе – «если бы да кабы», выдержаны и рассуждения о неких «новейших сенсорах» и искусственном интеллекте, которые якобы позволят В-21 заранее уклоняться от всех вражеских ракетных угроз.
«Бывший руководитель отдела закупок ВВС доктор Уильям Ропер однажды опубликовал комментарии по компьютерному зондированию бомбардировщика B-21. Не вдаваясь в подробности, он выразил энтузиазм по поводу того, что B-21 строится с использованием нового поколения датчиков и высокоскоростной компьютерной обработки, чтобы он мог завершить цикл принятия решений или цикл вывода, намного быстрее, чем потенциальные противники. Возможно, существует бомбардировщик, эквивалентный реактивному сенсорному слиянию F-35, в котором передовые датчики дальнего действия с высоким разрешением способны обнаруживать вражеские цели до того, как они будут обнаружены. Таким образом, бомбардировщик B-21 может войти в воздушное пространство противника, атаковать и уйти, не обнаружив его передовыми средствами ПВО России и Китая».
И в этом пассаже все та же фирменная самонадеянность и полная уверенность в том, что противник наверняка тупее и техника у него хуже. Помнится, немцы перед войной тоже так думали. А потом сильно удивлялись, что русские танки на голову превосходят их собственные.
И это уже не говоря о том, что никакие «передовые датчики дальнего действия» не могут дать стопроцентной гарантии, что эти коварные русские не спрячут в стогу сена какой-нибудь неучтенный Пентагоном ракетный комплекс и он, в спящем режиме, получит целеуказание на сбитие незваного гостя в самый последний момент. Война полна неожиданностей. А военная хитрость их родная мама. Интересно учитывается ли русская смекалка в «сенсорном слиянии» В-21? Во всяком случае, пока история таких примеров не знала.
А теперь о самом главном. При всем тумане, который напущен вокруг этого американского «дежа-вю стратегического назначения», бросается в глаза, что концептуально он полностью повторяет своего предшественника сорокалетней давности В-2. И тот был предназначен для прорыва ПВО противника и действий прямо над его территорией. И этот точно также оптимизируется под аналогичную функцию.
Возникает вопрос – а зачем попу гармонь? В смысле зачем янки так упорно грызут это противный кактус, чем, несомненно, является любой заход в зону действия зенитно-ракетных систем противника. Почему бы им, как приличным людям, не запустить с расстояния в несколько тысяч километров, не заходя ни в какие опасные зоны, свою ракету? И не рискуя самолетом вообще, выполнить боевое задание.
А вот почему! Старый В-2 вообще, кроме бомб свободного падения, ничего на борту не имел. Поэтому и создавался, чтобы бросать их по старинке – прямо на голову противника. В-21 наверняка этот хреноватый опыт учел. То есть будет пытаться стать еще скрытней, чтобы все-таки прорваться к объекту удара.
Потому что ракет «воздух-поверхность», обладающих стратегическим радиусом действия и, при этом, достаточно скрытных у них просто нет. «Томагавки» воздушного базирования из прошлого века это полный хлам, который русские будут сбивать стаями даже не самыми передовыми ЗРК. Что они уже продемонстрировали на примере Сирии.
А ничего другого у них нет! Больше скажу. Когда проект В-21 утверждали, Владимир Путин еще не показал свои знаменитые «мультики» про гиперзвуковое оружие. Поэтому в Америке про такое просто не знали. Поэтому и не могли озадачить конструкторов В-21 сделать его носителем гиперзвуковых ракет. А сейчас, когда, наконец, узнали, что у русских они уже стоят на вооружении, оказалось, что это и есть магистральный путь развития дальней авиации. При котором русским «стратегам» даже не понадобится заходить ни в какие зоны ПВО, потому что они отстреляются еще на дальних подступах ку ним.
В общем выходит так, что новейший В-21, еще ни разу не взлетевший в воздух, уже устарел. Потому что, в сущности, не нужен. И древний В-52 в том случае, если у США когда-нибудь появится гиперзвуковое оружие, справится с задачей нанесения стратегического воздушного удара, не просто не хуже, а лучше В-21. Потому что его попытки безнаказанно барражировать над российскими зенитными ракетами могут закончиться точно так же, как полет его предшественника Ф-117 над Югославией. Так что «худший кошмар» действительно не исключен. Но отнюдь не для России.
Юрий Селиванов, специально для News Front